aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Categories:

Иудаизм Вефиля 4

«И, посоветовавшись, царь [Иеровоам I] сделал двух золотых тельцов и сказал им (т.е. израильтянам): не нужно вам подниматься в Иерусалим; Вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской (hnh ’lhyk yśr’l ’šr h‘lwk m’rṣ mṣrym)!» (3 Цар. 12, 28)

«И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих, и принесли к Аарону. Он взял [золото] из рук их, и обделал (wayyaṣar) его резцом (ḥereṭ), и сделал из него тельца, кузнечную работу (masseḵa). И сказали они: Вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской (’lh ’lhyk yśr’l ’šr h‘lwk m’rṣ mṣrym)!» (Исх. 32, 3-4).

Упоминание о «богах», которые «вывели» Израиля из Египта, в 3 Цар. 12, 28 и Исх. 32, 4 является частью антивефильской пропаганды девтерономистов, стремящихся изобразить культ Вефиля не только как идолопоклоннический, но и как многобожный. Если в 3 Цар. 12, 28 употребление множественного числа хотя бы оправдано тем, что речь идёт о двух изваяниях тельцов, в Исх. 32, 4 оно не оправдано ничем, поскольку говорится о единственном изваянии тельца, который к тому же в Исх. 32, 5 прямо отождествляется с Яхве. Первоначальный, неискажённый вариант этой фразы с «богом» в единственном числе сохранился в Книге Неемии: «…Они сделали себе тельца, кузнечную работу (masseḵa), и сказали: Вот бог твой, который вывел тебя из Египта (zh ’lhyk ’šr h‘lk mmṣrym)…» (Неем. 9, 18). По всей видимости, эта фраза отражает исторически достоверный литургический возглас вефильского святилища.

Вефильское изваяние тельца неоднократно называется в ЕБ словом masseḵa – «кузнечная работа» (Исх. 32, 4, 8; Втор. 9, 12, 16; 4 Цар. 17, 16; Пс. 105, 19; Ос. 13, 2). Термин masseḵa мог обозначать как цельнолитую статую, так и деревянный остов, обложенный металлическими листами. Об Аароне сообщается, что «он взял [золото] из рук их, и обделал (wayyaṣar) его резцом (ḥereṭ), и сделал из него тельца, кузнечную работу (masseḵa)» (Исх. 32, 4). Позднее он сам рассказывает Моисею, что «бросил его (т.е. золото) в огонь, и вышел этот телец» (Исх. 32, 24). На основании этих скудных сведений невозможно заключить, в какой технике была исполнена золотая статуя тельца в Вефиле и какой размер она имела.




Хеттские и каппадокийские культовые изображения тельцов среднего бронзового века позволяют составить представление о том, как мог выглядеть вефильский образ Яхве


Нет никаких оснований для утверждений о том, что вефильское изваяние тельца не было иконой Яхве, а лишь служило ему подножием, подобно тому, как в иерусалимском храме ковчег и керувы служили ему престолом. Книга Исход прямо утверждает, что еврейский народ «сделал себе бога из золота (’elohe zahaḇ)» (Исх. 32, 31). В Псалмах израильтяне осуждаются за то, что «сделали тельца (‘egel) у Хорива и поклонились кузнечной работе (masseḵa); и променяли славу (kaḇod) свою на очертание (taḇnit) быка (šor), едящего траву» (Пс. 105, 19-20).

Любопытно, что такой же параллелизм слов «телец» (‘egel) и «бык» (šor), как в процитированном Псалме, встречается в арамейском тексте из папируса Amherst 63, который может отражать обычаи вефильского святилища: «Да целуют они твоих быков, да желают они твоих тельцов, о высокий! Мы целуем твоих тельцов устами» (yšq(w) tr[yk] ˹yḥ˺mdw ‘glyk rm ˹n˺[šq] [‘kry]l{y}k p˹m˺) (vi 12-13). Свой бычий образ Яхве унаследовал от главного ханаанейского бога Эла, которому изначально был посвящён храм в Вефиле. Угаритские тексты многократно именуют Эла «быком» (угар. ṯr = евр. šor). Слово «телец» (‘egel) означало молодого быка возрастом до трёх лет. Как показывают Псалом 105 и папирус Amherst 63, в Вефиле эти слова использовались как синонимы и оба могли прилагаться к бычьему образу Яхве.

Законность этого образа никем не подвергалась сомнению – против него не возражали пророки Илия и Елисей и он не пострадал во время «антиваалистской революции» Ииуя: «Только от грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввёл Израиля в грех, от них не отступал Ииуй, – от золотых тельцов, которые в Вефиле и которые в Дане» (4 Цар. 10, 29).

Вефиль упоминается у двух пророков VIII в. до н.э. – Амоса и Осии. Выходец из Иудеи Амос обличал социальную несправедливость, царившую в Израильском царстве (Ам. 2, 6-8; 3, 9-10; 4, 1; 5, 7, 11-12; 6, 12; 8, 4-6), но ничего не имел против его культовой практики. Даже для уроженца Иудеи Вефиль был в эту эпоху законным яхвистским святилищем, а золотой телец – законной иконой Яхве. Амос дважды видит «бога Израилева»: «Так явился он мне (hirə’ani): вот, господь (’adonay), стоящий на отвесной стене, и в руке у него отвес» (Ам. 7, 7); «Видел я (ra’iti) господа (’adonay), стоящего на жертвеннике» (Ам. 9, 1). Поскольку проповедь Амоса происходит в Вефиле, должны иметься в виду стена и жертвенник этого города.

В книге Амоса о Вефиле говорится четырежды: «…В тот день, когда я взыщу с Израиля за грехи его, взыщу и с жертвенников в Вефиле, и отсечены будут рога жертвенника, и падут на землю» (Ам. 3, 14); «Идите в Вефиль – и грешите, в Галгал – и умножайте грех; приносите жертвы ваши утром, десятины ваши через три дня» (Ам. 4, 4); «Не ищите Вефиля и не ходите в Галгал, и в Вирсавию не странствуйте, ибо Галгал весь пойдёт в плен и Вефиль обратится в ничтожество (’awen). Ищите Яхве – и будете живы, чтобы он не устремился на дом Иосифов как огонь, который пожрёт его, и некому будет погасить его в Вефиле» (Ам. 5, 5-6).

Праздник, о котором говорится в Ам. 4, 4-5, предположительно является праздником Кущей, который мог быть главным культовым событием Вефиля. Из рассказа о создании золотого тельца можно заключить, что помимо жертвоприношений вефильские празднества включали обрядовые трапезы, пение и пляски: «На другой день они (т.е. израильтяне) встали рано и принесли всесожжения и привели жертвы мирные: и сел народ есть и пить, а после встал играть (ṣaḥeq)» (Исх. 32, 4-6); «…Он (т.е. Моисей) приблизился к стану и увидел тельца и пляски (məḥolot)…» (Исх. 32, 17-19). Согласно пророку Осии, участники жертвоприношений также целовали образ Яхве: «Говорят они (т.е. израильтяне): Приносящие жертву люди тельцов (‘agalim) да целуют (yiššaqun)!» (Ос. 13, 2).
Tags: ИВХ, Религиозная история, Яхвизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments