aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Categories:

Иудаизм Вефиля 2






В рассказах о завоевании Ханаана Вефиль упоминается лишь вскользь. Книга Иисуса Навина называет царя Вефиля в числе царей, которых поразили израильтяне (Нав. 12, 16), и сообщает, что этот город вошёл в удел сынов Вениаминовых (Нав. 18, 22). Согласно Книге Судей, он был завоёван сынами Иосифовыми (Суд. 1, 22-26). Ещё один отрывок из Книги Судей имеет отношение к Вефилю, хотя прямо его не называет:

1. И поднялся (wayya‘al) посланец Яхве из Галгала в Бохим и сказал: Я вывел вас из Египта и ввёл вас в землю, о которой клялся отцам вашим, и сказал я: «не нарушу завета моего с вами вовек;
2. и вы не заключайте завет с жителями земли сей; жертвенники их разрушьте». Но вы не послушали голоса моего. Что вы это сделали?
3. И потому говорю я: не изгоню их от вас, и будут они вам петлёю, и боги их будут для вас сетью.
4. Когда посланец Яхве сказал слова сии всем сынам Израилевым, то поднял народ голос свой и заплакал (wayyiśə’u ha-‘am ’et-qolam wayyiḇku).
5. От сего и называют то место Бохим (boḵim «плач»). И принесли они там жертву Яхве.
(Суд. 2, 1-5)

Место с названием Бохим не встречается больше нигде в Еврейской Библии, но некоторые рукописи Септуагинты упоминают здесь (в качестве пояснительной глоссы?) Вефиль. «Восхождение» (wayya‘al) подразумевает паломничество, а по другим текстам ЕБ можно заключить об обычае паломничества в Вефиль из Галгала (galgal «круг» – так называлось у иудеев круглое капище из поставленных отвесно камней). В Книге Судей плач упоминается ещё только один раз, и именно в связи с Вефилем (Суд. 20, 26; 21, 2-4), причём почти теми же словами: «и подняли голос свой, и плакали» (wayyiśə’u qolam wayyiḇku) (в связи с Вефилем плач упоминается также в Быт. 35, 8 и Зах. 7, 2-3). На этом основании можно заключить, что Бохим в этом рассказе – Вефиль.

Ст. 1a и 5b в приведённом отрывке принадлежат Яхвисту и представляют теофанию Яхве в Вефиле, сходную с его явлением Иакову в Быт. 28, 13-16. Остальная часть текста принадлежит руке девтерономического автора. Выводящий евреев из Египта «посланец Яхве», тождественный самому Яхве, упоминается в Исх. 23, 20-24 и Числ. 20, 16.

Вефиль является центром рассказа Книги Судей о войне против колена Вениаминова, представляющего собой девтерономическое сочинение в последующей жреческой редакции (ст. 27b-28a являются жреческой вставкой):

18. И встали и поднялись в Вефиль, и вопрошали бога (’elohim) и сказали сыны Израилевы: кто из нас прежде поднимется на войну с сынами Вениамина? И сказал Яхве: Иуда прежде.
(Суд. 20, 18)

26. И поднялись все сыны Израилевы и весь народ, и пришли в Вефиль, и плакали и сидели там перед лицом Яхве, и постились в тот день до вечера, и вознесли всесожжения и мирные жертвы перед лицом Яхве,
27. и вопрошали сыны Израилевы Яхве, ибо там был ковчег завета бога (’aron bərit ha-’elohim) в те дни
28. и Финеес, сын Елеазара, сына Ааронова, предстоял перед лицом его в те дни, говоря: выходить ли мне ещё на сражение с сынами Вениамина, брата моего, или нет? И сказал Яхве: поднимайтесь, ибо завтра я предам его в руки твои.
(Суд. 20, 26-28)

2. И пришёл народ в Вефиль, и сидели там до вечера перед лицом бога (ha-’elohim), и подняли голос свой, и плакали (wayyiśə’u qolam wayyiḇku) плачем великим,
3. и сказали: Яхве, боже Израилев! для чего случилось это в Израиле, что не стало теперь у Израиля одного колена?
4. На другой день встал народ поутру, и построили там жертвенник, и вознесли всесожжения и мирные жертвы.
(Суд. 21, 2-4)

Любопытно, что этот текст выглядит настоящей жреческой апологией Вефиля. Он является законным местом для жертвоприношений Яхве («всесожжений и мирных жертв»), в нём служит внук Аарона Финеес, только после оракула которого остальным коленам удаётся наконец-то одержать победу над коленом Вениаминовым. В Вефиле также находится ковчег Яхве. Это противоречит девтерономическому повествованию в 1-й книге Царств, согласно которому ковчег после завоевания израильтянами Ханаана постоянно находился в Шило (Силоме) (1 Цар. 1, 3; 3, 3; 4, 3-4), пока не был захвачен филистимлянами. Когда последние его вернули, он был поставлен в Кириаф-Иариме (1 Цар. 14, 18), а потом перенесён Давидом в Иерусалим (2 Цар. 15, 29). В истории Давида и Соломона Вефиль вообще ни разу не упоминается, поскольку девтерономисты к нему враждебны.

Ещё одним проявлением враждебности к Вефилю является девтерономический рассказ об изготовлении золотого тельца, представляющий собой проекцию в легендарное прошлое культовой практики вефильского святилища:

1. Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога (’elohim), который бы шёл (yeləḵu) перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли египетской, не знаем, что сделалось.
2. И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жён, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне.
3. И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих, и принесли к Аарону.
4. Он взял их из рук их, и обделал их резцом, и сделал из них литого тельца (‘egel masseḵa). И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли египетской!
5. Увидев сие, Аарон построил перед ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Яхве.
6. На другой день они встали рано и вознесли всесожжения и привели жертвы мирные: и сел народ есть и пить, а после встал играть.
(Исх. 32, 1-6)

Таким образом, у нас имеется два повествования, связывающих Ааронидов с Вефилем, одно благожелательное, происходящее из жреческого (предположительно ааронидского) источника (Суд. 20, 26-28), другое – девтерономическое – враждебное (Исх. 32, 1-6). Девтерономические авторы выражали интересы жреческого рода Садокидов (Цадокидов), имевших местное иерусалимское происхождение и первоначально никак не связанных с коленом Левия и Ааронидами (к колену Левия и потомкам Аарона они были приписаны задним числом в послепленную эпоху). Из потомства Левия происходили жреческие роды северного, Израильского царства – Мушиды (потомки Моисея) в Дане, Элиды в Шило (Силоме) и, вероятно, Аарониды в Вефиле.

Противоположное отношение к Вефилю в девтерономическом и жреческом источниках может отражать ситуацию второй половины VI в. до н.э., когда после разрушения иерусалимского храма вефильское святилище вернуло себе роль основного центра яхвистского культа во главе с жрецами из потомков Аарона.
Tags: ИВХ, Религиозная история, Яхвизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments