aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Categories:

Иудаизм Кумрана: двоебожие. Часть 1: Михаил

Согласно кумранскому Свитку войны, в день последней битвы с силами зла жрецы Израиля должны возгласить перед его войском: «Сегодня его (т.е. бога) срок смирить и унизить князя нечестивой власти. И он посылает вечную помощь жребию своего завета мощью величественного посланца для княжения Михаила в вечном свете, для освещения радостью завета Израиля, мира и благословения жребия бога, для возвышения среди богов княжения Михаила и власти Израиля над всей плотью» (hywm mw‘dw lhkny‘ wlhšpyl šr mmšlt rš‘h wyšlḥ ‘zr ‘wlmym lgwrl [b]rytw bgbwrt ml’k h’dyr lmšrt myk’l b’wr ‘wlmym lh’yr bšmḥh bryt yšr’l šlwm wbrkh lgwrl ’l lhrym b’lym mšrt myk’l wmmšlt yšr’l bkwl bšr) (1QM XVII.5-8). Из этого текста следует, что Михаил является богом (’l) и князем богов (šr ’lym).

Устав общины излагает учение о двух духах, лежащее в основании кумранского дуализма:

17 br’ ’nwš lmmšlt
[Бог] сотворил человека для управления
18 tbl wyšm lw šty rwḥwt lhthlk bm ‘d mw‘d pqwdtw hnh rwḥwt
кругом земным и положил ему двух духов, чтобы ходить в них до срока своего взыскания. Они суть духи
19 h’mt wh‘wl bm‘wn ’wr twldwt h’mt wmmqwr ḥwšk twldwt h‘wl
истины и лжи. В источнике света – рождение истины, и из колодца тьмы – рождение лжи.
20 wbyd šr ’wrym mmšlt kwl bny ṣdq bdrky ’wr ythlkw wbyd ml’k
В руке князя светов – власть над всеми сынами праведности, путями света они будут ходить. В руке посланца
21 ḥwšk kwl mmšlt bny ‘wl wbdrky ḥwšk ythlkw wbml’k ḥwšk t‘wt
тьмы – вся власть над сынами лжи, путями тьмы они будут ходить. От посланца тьмы – порча
22 kwl bny ṣdq wkwl ḥṭ’tm w‘wwnwtm w’šmtm wpš‘y m‘šyhm bmmšltw
всех сынов праведности, и все их грехи, и их беззакония, и их вины и их преступные деяния – в его власти
23 lpy rzy ’l ‘d qṣw wkwl ngw‘yhm wmw‘dy ṣrwtm bmmšlt mšṭmtw
согласно тайнам бога до его срока, и все их кары и сроки их бед – во власти его вражды,
24 wkwl rwḥy gwrlw lhkšyl bny ’wr w’l yšr’l wml’k ’mtw ‘zr lkwl
и все духи его жребия – на помеху сынам света. А бог Израилев и посланец его истины помогают всем
25 bny ’wr whw’h br’ rwḥwt ’wr wḥwšk w‘lyhwn ysd kwl m‘šh
сынам света. И он сотворил духов света и тьмы и на них основал всякое деяние
(1QS III.17-25)

Общепризнано, что «князь светов» (šr ’wrym) Устава общины (1QS III.20) тождественен Михаилу Свитка войны, обладающему «княжением в вечном свете» (mšrt b’wr ‘wlmym) (1QM XVII.6), который является также, согласно Уставу общины, «посланцем истины бога», «духом истины» и «духом света» и играет в кумранском иудаизму роль, отчасти аналогичную роли Святого духа в зороастризме.

Михаил должен иметься в виду под «князем света» (šr m’wr), упоминаемым в более раннем отрывке из Свитка войны: «и князя света издревле ты (т.е. бог) назначил, чтобы помочь нам, и в ру[ке его все посланцы праведнос]ти, и все духи истины в его власти» (wšr m’wr m’z pqdth l‘zrnw wby[dw kwl ml’ky ṣd]q wkwl rwḥy ’mt bmmšltw) (1QM XIII.10). Он также выступает под именем «посланца его (т.е. бога) истины» (ml’k ’mtw), который «спасёт всех сынов света от власти Велиала» (y‘zwr lkwl bny ’wr myd bly‘l) (4Q177 IV.12), в кумранском тексте, условно именуемом «катеной».

Таким образом, кумранские тексты являются самым ранним отражением приобрётшей позднее огромную популярность темы «победа архангела Михаила над Сатаной». Своей роли в войне с силами зла Михаил обязан греческим званием «архистратиг», раньше всего засвидетельствованным в греческом тексте 3-й книги Варуха (11, 4-8) и славянских текстах 2-й книги Еноха (22, 6; 33, 10) (пространная редакция) и Завещания Авраама (редакция А).

В конечном счёте образ князя над богами и воителя Михаила восходит к образу Ваала как младшего соправителя Эла в ханаанейской мифологии, о чём свидетельствует уже его имя (mi ḵa ’el – «Кто как Эл»). Самое раннее его упоминание под этим именем содержится в первой части 1-й (Эфиопской) книги Еноха – т.наз. Книге стражей, которая может датироваться концом III в. – началом II в. до н.э.

В 1-й книге Еноха Михаил вместе с тремя другими ангелами обращается к богу с жалобой на преступления стражей (1 Ен. IX), после чего бог приказывает ему связать их предводителя Семйязу и его соучастников под холмами земли до последнего суда, а также уничтожить детей стражей (1 Ен. X), стережёт падших ангелов, поставлен над «лучшей частью людей», т.е. Израилем (1 Ен. XX), является одним из четырёх ангелов, стоящих в небесном храме вокруг престола бога и поющих ему хвалу, именуется «милосердным и долготерпеливым святым Михаилом» (1 Ен. XL), в день суда он вместе с тремя другими ангелами бросит воинство второго предводителя стражей Азазела в пылающую печь (1 Ен. LIV).

Второе по древности упоминание Михаила содержится в библейской Книге пророка Даниила (164 г. до н.э.). В ней он описывается как «князь (śar) ваш», т.е. Израиля (Дан. 10, 21) и «князь великий (haśśar haggadol), стоящий за сынов народа твоего», т.е. того же Израиля (Дан. 12, 1); в другом месте он называется «одним из главных князей» (’aḥad haśśarim hari’šonim) (Дан. 10, 13). Он помогает некоему «мужу» (’iš), «подобному образом сынам человеческим» (kidəmut bəne ’adam) и «подобному видом человеку» (kəmar’e ’adam) (Дан. 10, 5, 16, 18), который должен быть тем же лицом, что и «подобный сыну человеческому» (kəḇar ’enaš), наделяемый царской властью в Дан. 7, 13-14, вести войну против «князей» (т.е. божеств-покровителей) Персии и Греции: «…Князь (śar) царства Персидского стоял против меня двадцать один день, но вот, Михаил, один из первых князей (’aḥad hassarim hari’šonim), пришёл помочь мне» (Дан. 10, 13); «Теперь я возвращусь, чтобы воевать с князем Персии, а когда я выйду, то вот, придёт князь Греции… И нет никого, кто поддерживал бы меня против них, кроме Михаила, князя вашего» (Дан. 10, 20-21).

Позднее он упоминается в связи с воскресением мёртвых: «И встанет (ya‘amod) в то время Михаил, князь великий (śar gadol), стоящий за сынов народа твоего; и будет время горя, какого не бывало с тех пор, как существуют народ (goy), до сего времени; но спасутся в это время из народа (‘am) твоего все, которые найдены будут записанными в книгу. И многие из спящих в прахе земли (wərabbim miyyəšene ’admat-‘ap̄ar) пробудятся (yaqiṣu), одни для жизни вечной (ḥayye ‘olam), другие на вечное поругание и посрамление (laḥarap̄ot lədirə’on ‘olam). И разумные будут сиять, как сияние тверди, и обратившие многих к праведности – как звёзды, вовеки, навсегда (lə‘olam wa‘ed)» (Дан., 12, 1-3).

Кумранские тексты являются третьим древнейшим письменным источником, говорящим о Михаиле (I в. до н.э.). Судя по тому, что уже в 1-й книге Еноха и Книге пророка Даниила он фигурирует как личность, знакомая читателям, традиция о нём должна быть более древней, чем время появления этих текстов.
Tags: ИВХ, Религиозная история, Яхвизм
Subscribe

  • ---

    Хотелось бы поделиться некоторыми обобщающими соображениями, вынесенными мною из многочисленных споров по поводу исторического противостояния Москвы…

  • ---

    Произошедшее в XVI веке одновременно с открытием Нового Света и Реформацией «исключение» России – это одно из фундаментальных самоопределений…

  • Разброс мнений

    В русской истории есть всего лишь 227 лет. 45 тысяч лет русской истории.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • ---

    Хотелось бы поделиться некоторыми обобщающими соображениями, вынесенными мною из многочисленных споров по поводу исторического противостояния Москвы…

  • ---

    Произошедшее в XVI веке одновременно с открытием Нового Света и Реформацией «исключение» России – это одно из фундаментальных самоопределений…

  • Разброс мнений

    В русской истории есть всего лишь 227 лет. 45 тысяч лет русской истории.