aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Categories:

Храм Яхве на Элефантине





В документах храм Яхве на Элефантине определённо упоминается 15 раз, из них 11 раз он называется ’gwr(’), 3 раза – byt yhw и 1 раз – byt mdbḥ’. Слово ’gwr было в новоассирийскую эпоху заимствовано в арамейский язык из аккадского (акк. ekurru, в ассирийском произношении egurru) и в конечном счёте восходит к шумерскому É.KUR «дом горы». Так назывался храм бога Энлиля в Ниппуре, бывший главным храмом Шумера. (Заметим, что и еврейское слово heḵal «храм» является по происхождению шумерским и восходит к É.GAL «храм» или «дворец», буквально «большой дом».) Тем же словом ’gwr, судя по надписям с горы Гаризим, называли свой находившийся на ней храм самаритяне. Оно также засвидетельствовано в вавилонских магических текстах на арамейском языке и у мандеев. Элефантинские иудеи применяли этот термин и к храмам богов Египта – ’gwry ’lhy mṣryn (А4.7:14).

Выражение byt yhw («дом Яхве») является обычным обозначением иерусалимского храма в Еврейской Библии. Название элефантинского храма byt mdbḥ’ («дом жертвенника») встречается единственный раз – в ответе Багавахьи и Делайи. Сходное выражение bet zaḇaḥ «дом жертвоприношения» также единственный раз используется в Еврейской Библии – в рассказе 2-й книги Паралипоменон о завершении Соломоном строительства иерусалимского храма: «И явился Яхве Соломону ночью и сказал ему: Я услышал молитву твою и избрал себе место сие в дом жертвоприношения» (2 Пар. 7, 12). Его арамейское соответствие byt dbḥ’ встречается в надписях с горы Гаризим как обозначение самаритянского храма.

Храм Яхве может также иметься в виду под словом msgd’ «место преклонения», которым в числе прочего в судебной записи о присяге Менахем сын Шаллума клялся Мешулламу сыну Натана (B7.3:3). Это слово образовано от глагольного корня sgd «преклоняться» и является точным соответствием и предполагаемым источником арабского слова masjid «мечеть».

Своих жрецов элефантинские иудеи называли словом khn (евр. kohen) (6 случаев употребления), которым назывались и жрецы иерусалимского храма. 19 раз в элефантинских документах встречается название младшего храмового служителя lḥn (также единожды оно употребляется в женской форме lḥnh). Это слово было заимствовано в арамейский язык из аккадского (< акк. alaḥḥinu) и могло означать аналог иудейского левита. Один раз оно встречается в Словах Ахикара (С1.1:178), один раз им называется арамей Шарах, в остальных случаях оно применяется к иудеям – Азарии и его сыну Анании. Так, в одном из документов, который датирован 13 декабря 402 г. до н.э., Анания именуется служителем (lḥn), а его жена Тапемет – служительницей (lḥnh) бога Яхве (В3.12:2). Тапемет (судя по имени, египтянка), была куплена Ананией сыном Азарии в жёны у другого иудея Мешуллама сына Заккура, который оформил её продажу фразой: «свободной я тебя (т.е. Тапамет) отпустил» (’zt šbqtky) (B3.6:4) (заметим, что слово ’zt является персидским заимствованием). Отсюда можно сделать вывод, что у элефантинских иудеев не было запрета на участие иноплеменников в культе Яхве.

Семейный архив Анании сына Азарии свидетельствует в пользу того, что после получения элефантинскими иудеями положительного ответа Багавахьи и Делайи и их обращения к сатрапу Аршаме в 407 г. до н.э. храм Яхве на Элефантине был восстановлен. В упомянутом выше документе от 13 декабря 402 г. до н.э. Анания именуется «служителем (lḥn) бога Яхве», а его жена Тапемет – «служительницей (lḥnh) бога Яхве, живущего в крепости Элефантины (yhw ’lh’ škn yb brt’)» (В3.12:2). «Служителем Яхве» Анания именуется также в документах от 25 ноября 404 г. до н.э. и 9 марта 402 г. до н.э. В документе от 13 декабря 402 г. до н.э. речь идёт о продаже Ананией и Тапемет своему зятю дома, в качестве западной границы которого указан храм Яхве: «на запад солнца от него – храм Яхве, а царская улица – между ними» (m ‘rb šmš lh ’gwr’ zy yhw wšwq mlk’ bynyhn) (В3.12:18-19). Из этого можно сделать вывод, что к 402 г. до н.э. (и, может быть, уже к 404 г. до н.э.) храм был восстановлен. Восстановление его священных изображений затянулось на более продолжительный срок, поскольку список пожертвований на них датирован предположительно 400-м г. до н.э.




Южная часть острова Элефантина, где находился храм Яхве


Письменные данные подтверждаются свидетельствами археологии. В ходе раскопок, которые с 1969 г. ведут на Элефантине немецкие и швейцарские археологи, были обнаружены остатки как первого, так и второго храмов Яхве. Храмовый участок был вытянут по оси с юго-запада на северо-восток, юго-восточнее его находился «город бога Хнума» (tmy zy ḥnwm ’lh’) (B3.4:8, B3.5:10), отделённый от него «царской улицей» (šwq mlk’).

От второго храма, построенного после 407 г. до н.э., сохранились остатки мощёной площадки, расположенной над слоем пожара, северо-западной и юго-восточной стен храма, внешних стен участка и стены во дворе, располагавшейся между северо-западной стеной храма и стеной участка. Стены храма, сложенные их трёх слоёв обожжённого кирпича, имели толщину 1,2 м.

От первого храма сохранились остатки северо-западной стены участка, стены самого храма и глиняного пола. Внутри храм был разделён стеной на два помещения – ср. сходное деление иерусалимского храма на собственно храм (heḵal) и святое святых (dəḇir). Первый храм находился на 2 м дальше к северо-западу, чем второй, строго по центру участка, на котором не было дополнительной внутренней стены. Кроме того, юго-восточная стена участка первого храма находилась на 1,5 м дальше на юго-восток по сравнению с вторым, вследствие чего между ним и участком Хнума оставался проход шириной всего 0,5 м.

Поскольку юго-западная часть исследованной археологами территории разрушена оползнями, установить длину храмового участка и самого храма невозможно. В ширину участок имел 20 м, храм – 6 м, т.е. был ненамного меньше иерусалимского «храма Соломона», который, если верить библейскому описанию, без учёта притвора имел размеры 20 х 60 локтей, т.е. 10 х 30 м (3 Цар. 6, 2-3). Мы не знаем точно, как долго просуществовал элефантинский храм Яхве после восстановления, известно только, что в правление фараона Нектанеба II (360-343 гг. до н.э.) на его месте был построен большой храм египетского бога Хнума.




Реконструкция плана храма Яхве и прилегающей территории


Иудейское войско (ḥyl’ yhwdy’) Элефантины включало в себя 4 (позднее 3) подразделения (dgl), каждое из которых состояло по меньшей мере из двух сотен (m’h). Если принять количество воинов в сотне как 80, общее количество воинов в войске должно было быть не менее 600. С членами семей и рабами иудейское население Элефантины достигало 3000-3500 человек. Это означает, что в конце V в. до н.э. иудеев на Элефантине жило столько же или даже больше, чем в Иерусалиме, население которого, согласно Книге Неемии, составляло в это время 3044 человека (Неем. 11, 1-19). Уже это опровергает представление об элефантинском храме как о каком-то маргинальном явлении в истории иудаизма. Добавим к этому, что он был единственным местом (возможно, были и другие, например, Вефиль, но о них у нас нет прямых данных), где яхвистский жертвенный культ отправлялся в период между 587 и 515 гг. до н.э., когда иерусалимский храм лежал в развалинах.
Tags: ИВХ, Религиозная история, Яхвизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment