aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Categories:

Храм Яхве на Элефантине





В документах храм Яхве на Элефантине определённо упоминается 15 раз, из них 11 раз он называется ’gwr(’), 3 раза – byt yhw и 1 раз – byt mdbḥ’. Слово ’gwr было в новоассирийскую эпоху заимствовано в арамейский язык из аккадского (акк. ekurru, в ассирийском произношении egurru) и в конечном счёте восходит к шумерскому É.KUR «дом горы». Так назывался храм бога Энлиля в Ниппуре, бывший главным храмом Шумера. (Заметим, что и еврейское слово heḵal «храм» является по происхождению шумерским и восходит к É.GAL «храм» или «дворец», буквально «большой дом».) Тем же словом ’gwr, судя по надписям с горы Гаризим, называли свой находившийся на ней храм самаритяне. Оно также засвидетельствовано в вавилонских магических текстах на арамейском языке и у мандеев. Элефантинские иудеи применяли этот термин и к храмам богов Египта – ’gwry ’lhy mṣryn (А4.7:14).

Выражение byt yhw («дом Яхве») является обычным обозначением иерусалимского храма в Еврейской Библии. Название элефантинского храма byt mdbḥ’ («дом жертвенника») встречается единственный раз – в ответе Багавахьи и Делайи. Сходное выражение bet zaḇaḥ «дом жертвоприношения» также единственный раз используется в Еврейской Библии – в рассказе 2-й книги Паралипоменон о завершении Соломоном строительства иерусалимского храма: «И явился Яхве Соломону ночью и сказал ему: Я услышал молитву твою и избрал себе место сие в дом жертвоприношения» (2 Пар. 7, 12). Его арамейское соответствие byt dbḥ’ встречается в надписях с горы Гаризим как обозначение самаритянского храма.

Храм Яхве может также иметься в виду под словом msgd’ «место преклонения», которым в числе прочего в судебной записи о присяге Менахем сын Шаллума клялся Мешулламу сыну Натана (B7.3:3). Это слово образовано от глагольного корня sgd «преклоняться» и является точным соответствием и предполагаемым источником арабского слова masjid «мечеть».

Своих жрецов элефантинские иудеи называли словом khn (евр. kohen) (6 случаев употребления), которым назывались и жрецы иерусалимского храма. 19 раз в элефантинских документах встречается название младшего храмового служителя lḥn (также единожды оно употребляется в женской форме lḥnh). Это слово было заимствовано в арамейский язык из аккадского (< акк. alaḥḥinu) и могло означать аналог иудейского левита. Один раз оно встречается в Словах Ахикара (С1.1:178), один раз им называется арамей Шарах, в остальных случаях оно применяется к иудеям – Азарии и его сыну Анании. Так, в одном из документов, который датирован 13 декабря 402 г. до н.э., Анания именуется служителем (lḥn), а его жена Тапемет – служительницей (lḥnh) бога Яхве (В3.12:2). Тапемет (судя по имени, египтянка), была куплена Ананией сыном Азарии в жёны у другого иудея Мешуллама сына Заккура, который оформил её продажу фразой: «свободной я тебя (т.е. Тапамет) отпустил» (’zt šbqtky) (B3.6:4) (заметим, что слово ’zt является персидским заимствованием). Отсюда можно сделать вывод, что у элефантинских иудеев не было запрета на участие иноплеменников в культе Яхве.

Семейный архив Анании сына Азарии свидетельствует в пользу того, что после получения элефантинскими иудеями положительного ответа Багавахьи и Делайи и их обращения к сатрапу Аршаме в 407 г. до н.э. храм Яхве на Элефантине был восстановлен. В упомянутом выше документе от 13 декабря 402 г. до н.э. Анания именуется «служителем (lḥn) бога Яхве», а его жена Тапемет – «служительницей (lḥnh) бога Яхве, живущего в крепости Элефантины (yhw ’lh’ škn yb brt’)» (В3.12:2). «Служителем Яхве» Анания именуется также в документах от 25 ноября 404 г. до н.э. и 9 марта 402 г. до н.э. В документе от 13 декабря 402 г. до н.э. речь идёт о продаже Ананией и Тапемет своему зятю дома, в качестве западной границы которого указан храм Яхве: «на запад солнца от него – храм Яхве, а царская улица – между ними» (m ‘rb šmš lh ’gwr’ zy yhw wšwq mlk’ bynyhn) (В3.12:18-19). Из этого можно сделать вывод, что к 402 г. до н.э. (и, может быть, уже к 404 г. до н.э.) храм был восстановлен. Восстановление его священных изображений затянулось на более продолжительный срок, поскольку список пожертвований на них датирован предположительно 400-м г. до н.э.




Южная часть острова Элефантина, где находился храм Яхве


Письменные данные подтверждаются свидетельствами археологии. В ходе раскопок, которые с 1969 г. ведут на Элефантине немецкие и швейцарские археологи, были обнаружены остатки как первого, так и второго храмов Яхве. Храмовый участок был вытянут по оси с юго-запада на северо-восток, юго-восточнее его находился «город бога Хнума» (tmy zy ḥnwm ’lh’) (B3.4:8, B3.5:10), отделённый от него «царской улицей» (šwq mlk’).

От второго храма, построенного после 407 г. до н.э., сохранились остатки мощёной площадки, расположенной над слоем пожара, северо-западной и юго-восточной стен храма, внешних стен участка и стены во дворе, располагавшейся между северо-западной стеной храма и стеной участка. Стены храма, сложенные их трёх слоёв обожжённого кирпича, имели толщину 1,2 м.

От первого храма сохранились остатки северо-западной стены участка, стены самого храма и глиняного пола. Внутри храм был разделён стеной на два помещения – ср. сходное деление иерусалимского храма на собственно храм (heḵal) и святое святых (dəḇir). Первый храм находился на 2 м дальше к северо-западу, чем второй, строго по центру участка, на котором не было дополнительной внутренней стены. Кроме того, юго-восточная стена участка первого храма находилась на 1,5 м дальше на юго-восток по сравнению с вторым, вследствие чего между ним и участком Хнума оставался проход шириной всего 0,5 м.

Поскольку юго-западная часть исследованной археологами территории разрушена оползнями, установить длину храмового участка и самого храма невозможно. В ширину участок имел 20 м, храм – 6 м, т.е. был ненамного меньше иерусалимского «храма Соломона», который, если верить библейскому описанию, без учёта притвора имел размеры 20 х 60 локтей, т.е. 10 х 30 м (3 Цар. 6, 2-3). Мы не знаем точно, как долго просуществовал элефантинский храм Яхве после восстановления, известно только, что в правление фараона Нектанеба II (360-343 гг. до н.э.) на его месте был построен большой храм египетского бога Хнума.




Реконструкция плана храма Яхве и прилегающей территории


Иудейское войско (ḥyl’ yhwdy’) Элефантины включало в себя 4 (позднее 3) подразделения (dgl), каждое из которых состояло по меньшей мере из двух сотен (m’h). Если принять количество воинов в сотне как 80, общее количество воинов в войске должно было быть не менее 600. С членами семей и рабами иудейское население Элефантины достигало 3000-3500 человек. Это означает, что в конце V в. до н.э. иудеев на Элефантине жило столько же или даже больше, чем в Иерусалиме, население которого, согласно Книге Неемии, составляло в это время 3044 человека (Неем. 11, 1-19). Уже это опровергает представление об элефантинском храме как о каком-то маргинальном явлении в истории иудаизма. Добавим к этому, что он был единственным местом (возможно, были и другие, например, Вефиль, но о них у нас нет прямых данных), где яхвистский жертвенный культ отправлялся в период между 587 и 515 гг. до н.э., когда иерусалимский храм лежал в развалинах.
Tags: ИВХ, Религиозная история, Яхвизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment