aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Category:

Многобожие иудеев Элефантины 3

Помимо «списка пожертвований» слово Эшем встречается 13 раз как теофорный элемент в личных именах, засвидетельствованных в арамеоязычных документах из Элефантины и Сиены: Эшемрам (9 раз), Эшемшезиб (2 раза), Эшемзабад (1 раз) и Эшемкудурри (1 раз). Подобное употребление свидетельствует, что Эшем было именем божества. В тех же документах имя Анат засвидетельствовано 4 раза – по одному разу в композитах Анат-Яхве и Анат-Бетэль и 2 раза в женском имени Анати.

В «списке пожертвований» имена Эшема и Анат сопряжены с именем Бетэля, который, по всей видимости, был верховным божеством сиенских арамеев. Имеется письмо, отправленное одним арамеем другому из Гермополя в Сиену, которое открывается приветствием: «мир храму Бетэля и храму Царицы Небесной» (šlm byt bt’l wbyt mlkt šmyn) (A2.1:1). Отсюда ясно, что в Сиене имелись связанные между собой храмы Бетэля и Царицы Небесной (арам. mlkt šmyn), в которой, исходя из теонима Анат-Бетэль, надлежит видеть Анат (именуемую уже в угаритских текстах «Госпожой Небесной» – b‘lt šmm) как супругу Бетэля. Судя по параллельному теониму Анат-Яхве, элефантинские иудеи тоже поклонялись Анат, которую они считали супругой Яхве, отождествляемого ими с арамейским Бетэлем.

Культ Царицы Небесной (евр. məleet haššamayim) засвидетельствован Книгой пророка Иеремии уже в VI в. до н.э. у иудеев в самой Иудее (Иер. 7, 18) и в Египте: «И отвечали Иеремии все мужья, знавшие, что жёны их кадят иным богам, и все жёны, стоявшие там в большом множестве, и весь народ, живший в земле Египетской, в Пафросе, и сказали: Слова, которое ты говорил нам именем Яхве, мы не слушаем от тебя, но непременно будем делать всё то, что вышло из уст наших, чтобы кадить Царице Небесной и возливать ей возлияния…» (Иер. 44, 15-17) (Пафрос – Южный Египет, в котором находилась Элефантина).

Та же Книга пророка Иеремии свидетельствует о почитании израильтянами бога Бетэля (Вефиля): «И постыжен будет Моав ради Хамоса, как дом Израилев постыжен был ради Вефиля, надежды своей» (Иер. 48, 13). Поскольку Хамос (Кемош) был верховным богом Моава, под Вефилем (Бетэлем) должен пониматься верховный бог Израиля, т.е. Яхве. По всей видимости, Иеремия переносит в эпоху существования Израильского царства реалии своего VI в. до н.э., когда под влиянием миграции арамеев на израильскую территорию произошло отождествление арамейского Бетэля с еврейским Яхве. Существенно способствовать подобному отождествлению должно было то, что главное израильское святилище Яхве называлось Бетэль (Вефиль): ср. в легенде о его основании исходящую из уст Яхве фразу ’anoḵi ha’el bet ’el (Быт. 31, 13), которая с точки зрения еврейской грамматики может быть понята только как «Я – бог Бетэль (Вефиль)».

Культ Бетэля у арамеоязычных жителей Сиены и Элефантины в V в. до н.э. засвидетельствован в т.ч. теофорными именами, такими как Бетэльнатан, Бетельшезиб, Бетэльнури и Бетэльраи. Подобные имена давали своим детям и иудеи. Так, в брачном договоре между иудеями Хошаей и Шаллуах один из свидетелей носит имя Бетэльнатан сын Йехонатана (byt’lntn br yhwntn) (B6.4:10), из чего следует, что его семья почитала (и, вероятно, отождествляла) Бетэля и Яхве.

Божественная чета Бетэль и Анат-Бетэль впервые упоминается в заключённом ок. 676 г. до н.э. договоре царя Ассирии Асархаддона с царём Тира Ваалом I. В списке богов, которые должны наказать нарушителей договора, присутствуют, среди прочих, dba-a-a-ti-DINGIR.MEŠ (=īlī), т.е. Bayt-el, и da-na-ti-ba-a-[a-ti-DINGI]R.MEŠ (=īlī), т.е. Anat-Bayt-el (ANET, 534). Они названы богами «Заречья» (e-ber-ÍD), т.е. арамейских земель к западу от Евфрата в Северной Сирии. Та же чета упомянута в числе божественных свидетелей договора о наследовании Асархаддона, заключенного в 672 г. до н.э. (VTE 467).

Первоначальным местом почитания этих божеств мог быть город Бетэль, впервые упоминаемый в VIII в. до н.э. в найденном в Сафире близ Алеппо арамеоязычном договоре, который заключили между собой Матиэль и Бар-Гайа – правители вассальных Ассирии мелких сирийских царств (Sfire IA 34). Он предположительно отождествляется с современным городом Бет-Лаха, расположенным в 30 км к западу от Алеппо.

Ещё в III в. н.э. в надписи из Калат-Калота возле Алеппо упоминается бог Зевс Бетэль, а в грекоязычной же надписи того же времени, найденной в Дура-Эвропос, Зевс Бетэль называется «отцовским богом живущих вдоль Оронта».

В составе западносемитских теофорных имён компонент Бетэль появляется примерно с 600 г. до н.э. В месопотамских текстах VI в. до н.э. встречаются такие их примеры, как dÉ.DINGIR-ZALAG2 (byt’l-nwry, т.е. «Бетэль – мой свет»), É.DINGIR.MEŠ-da-la-’ (byt’l-dlny, т.е. «Бетэль спас меня») и др. 570-м годом до н.э. датирован долговой документ на арамейском языке, найденный в Сафире (25 км к юго-западу от Алеппо), в котором имена кредитора, должника и всех свидетелей имеют компонент Бетэль (KAI 227).

После завоевания Израильского царства ок. 722 г. до н.э. ассирийцы поселили на его территории людей из других завоёванных ими земель, в т.ч. из Сирии: «И перевёл царь ассирийский людей из Вавилона, и из Куты, и из Аввы, и из Емафа, и из Сепарваима, и поселил их в городах самарийских вместо сынов Израилевых. И они овладели Самариею, и стали жить в городах её» (4 Цар. 17, 24). Следствием таких переселений стало возникновение на этой территории религиозного симбиоза: «Яхве они чтили, и богам своим они служили по обычаю народов, из которых выселили их» (4 Цар. 17, 33). В подобной обстановке и могло произойти усвоение иудеями арамейских божеств и отождествление ими своего бога Яхве с Бетэлем.

Как бога выходцев из сирийского города Эмафа (Хамата на Оронте), которому они стали поклоняться на своём новом месте жительства в Израиле, Еврейская Библия (4 Цар. 17, 30) указывает Ашиму (’ašima’ / ’šym’), которого можно отождествить с известным нам по элефантинским текстам Эшемом (’šm) или Эшем-Бетэлем (’šmbyt’l). Об устойчивости его культа в Сирии свидетельствует греческая надпись III в. н.э. из Кафр-Набо возле Алеппо, в которой адресатом посвящения является «отцовский бог» Συμβέτυλος, т.е. тот же Эшем-Бетэль.

Имя Эшем, по всей видимости, представляет собой слово «имя» с протетическим алефом (šm > ’šm), а композит Эшем-Бетэль (’šmbyt’l), таким образом, означает «Имя Бетэля». Традиция называть одно божество «именем» другого хорошо засвидетельствована у западных семитов. Так, в угаритских текстах бог смерти Мот называется «именем Эла» (mtm šm ’il) (KTU, 1.22.B.6). В псалме из Кунтиллет-Аджруд имеется эпитет «имя Эла» (šm ’l), который предположительно означает Ваала. В угаритских и финикийских текстах «именем Ваала» называется его сестра-супруга Аштарт (‘ṯtrt šm b‘l) (KTU, 1.2.I.8). В ЕБ имя Яхве носит его божественный посланец (Исх. 23, 21).

Называвшиеся «именем Эла» Мот и Ваал были его сыновьями (Мот – прямо, Ваал – косвенно). На этом основании допустимо предположить, что называвшееся Именем Бетэля (Эшем-Бетэлем) божество тоже считалось его сыном. В элефантинском «списке пожертвований» для Яхве предназначалось 126 сиклей серебра, для Анат-Бетэль 120 и для Эшем-Бетэля – 70. Отсюда можно сделать вывод, что в иудейском храме на Элефантине имелось три священных изображения – примерно одинаковые по размеру образы божественной четы Яхве и Анат и примерно в два раза меньшее изображение их отпрыска.
Tags: ИВХ, Религиозная история, Яхвизм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Единственное слово

  • Дорога через Кату-Ярык

    Кату-Ярык – перевал в Улаганском районе Горного Алтая

  • Пощупово

    В селе Пощупово на правом берегу Оки находится древнейшая монашеская обитель Рязанской земли – Свято-Иоанно-Богословский монастырь, по преданию,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments