aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Categories:

Многобожие иудеев Элефантины 2

Особое место в религиозном мире иудеев Элефантины занимали арамейские по происхождению божества – Херем-Бетэль, Эшем-Бетэль и Анат-Бетэль, она же Анат-Яхве. Родным языком для элефантинских иудеев был арамейский, они постоянно взаимодействовали с арамеями на военной службе и в повседневной жизни, что приводило в определённых ситуациях к их идентификации себя как арамеев. Так, элефантинец Махсея сын Иедании именовал себя то иудеем (yhwdy) (В2.4:1-2), то арамеем (’rmy) (В2.7:1-2). Одним из проявлений таких связей был религиозный синкретизм, восходящий ещё ко времени проживания предков элефантинских иудеев на территории бывшего Израильского царства.

Среди элефантинских папирусов имеется датируемый примерно 401 г. до н.э. документ о судебном разбирательстве, возбуждённом персом Артафрадой, который обвинил иудея (именуемого здесь арамеем) Малкию сына Йашобии, «владельца собственности на Элефантине» (mhḥsn byb), во вторжении в свой дом. Суд потребовал от Малкии «воззвания к богам» (mqry’ ‘l ’lhn), т.е. клятвы, в ответ на что тот поклялся: «Я, Малкия, взываю против тебя (т.е. Артафрады) к богу Херем-Бетэлю среди четырёх мстителей» (’nh mlkyh ’qr’ lk ‘l ḥrmbyt’l ’lh’ byn [m]qmn 4) (В7.2:7). Вероятно, обвинитель мог потребовать от обвиняемого клятвы определённым божеством, а поскольку Херем-Бетэль точно не был богом перса Артафрады, он должен был быть богом, которого почитал иудей Малкия.

Слово ḥrm, означающее буквально «заклятие» (от него происходят, в частности, слова харам и гарем), всего в арамейских документах из Элефантины и Сиены встречается 13 раз – 1 раз в сочетании Херем-Бетэль, 1 раз предположительно отдельно, 7 раз в имени Херемнатан и 4 раза в имени Херемшезиб. Последние два теофорных имени, означающие буквально «Херем дал» и «Херем произвёл», свидетельствуют, что у арамеоязычных обитателей Элефантины и Сиены Херем был божеством, ср. образованные по одинаковой схеме имена Херемнатан («Херем дал») (В6.4:9) и Йахонатан («Яхве дал») (В6.4:10).

Упомянутое предположительное отдельное упоминание имени Херем присутствует в судебной записи о присяге, которую Менахем сын Шаллума принёс Мешулламу сыну Натана (оба, судя по именам, были иудеями): «Х[еремом бого]м, местом преклонения и [богиней] Анат-Яхве» (bḥ[rm ’lh]’ bmsgd’ wb‘ntyhw) (В7.3:3). Помимо вероятного, но всё же гипотетически восстанавливаемого упоминания в этой клятве «бога Херема», в ней упоминаются богиня Анат-Яхве (о которой пойдёт речь далее) и некий объект, именуемый словом msgd’. Это арамейское слово произведено от глагольного корня sgd «преклоняться», означает, таким образом, «место преклонения» и является точным соответствием (и вероятным источником) арабского слова masjid «мечеть».

Термин msgd’ больше ни разу в элефантинских и сиенских документах не встречается, но разумно предположить, что обозначаемым им «местом поклонения», которым один иудей клялся другому, был храм Яхве на Элефантине. Предлог b теоретически может означать и то, чем клянутся, и место, где клянутся, но поскольку в следующем компоненте присяги b‘ntyhw («[богиней] Анат-Яхве») он означает то, чем клянутся, и в выражении bmsgd’ речь должна идти о предмете, а не о месте присяги. Клятвы храмом хорошо известны у позднейших иудеев, ср.: «Горе вам, вожди слепые, которые говорите: “если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен”» (Матф. 23, 16).

Т.е. в процитированном документе один иудей клянётся другому мечетью (= храмом Яхве) и Б-гиней Анат – супругой Яхве!

Наиболее любопытным документом, свидетельствующим о политеистической религии иудеев Элефантины, является т.наз. «список пожертвований» (С3.15), датированный «3-го [дня месяца] Фаменофа, 5-го года». Имя царя, 5-м годом правления которого датирован список, не указано. Им мог быть либо Дарий II, и тогда документ был составлен в 419 г. до н.э., либо первый фараон XVIII династии Амиртей II (404-399 гг. до н.э.), и тогда год составления документа – 400. Большинство исследователей склоняются ко второму варианту, т.е. относят «список пожертвований» ко времени восстановления элефантинского храма Яхве.

Документ открывается заголовком: «Вот имена [людей из] иудейского войска, которые дали серебро богу Яхве, каждый человек серебро, [по 2] сикля» (znh šmht ḥyl’ yhwdy’ zy yhb ksp lyhw ’lh’ lgbr lgbr ksp š[…]) (С3.15:1). Далее следует список из более чем 120 мужчин и женщин, каждый и каждая из которых жертвует по 2 сикля. Данная сумма единовременного пожертвования является весьма внушительной – в Иерусалиме в это же время сбор на храм составлял треть сикля в год (Неем. 10, 32). В конце документа подводится итог:

1 ksp’ zy qm ywm’ hw byd
Серебро, которое получил в этот день в руку
2 ydnyh br gmryh byrḥ pmnḥtp
Иедания сын Гемарии в месяце Фаменофе:
3 ksp kršn 31 šqln 8
серебра 31 карш и 8 сиклей
4 bgw lyhw k 12 š 8
из них для Яхве – 12 каршей и 8 сиклей
5 l’šmbyt’l kršn 7
для Эшем-Бетэля – 7 каршей
6 ‘ntbyt’l ksp kršn 12
для Анат-Бетэль – серебра 12 каршей
(С3.15:123-128)

Таким образом, общая сумма, которую получил глава элефантинской иудейской общины (и предположительно старший жрец храма Яхве) Иедания, составила 318 сиклей серебра, из которых 126 предназначались для Яхве, 120 – для Анат-Бетэль и 70 – для Эшем-Бетэля. Правдоподобно звучит предположение, что эти пожертвования предназначались для восстановления в новом храме изображений этих божеств, уничтоженных погромщиками в 410 г. до н.э. Хотя в письме, адресованном наместнику Иудеи Багавахье, такие изображения напрямую не упоминаются, они могут подразумеваться под «прочим» (’ḥrn) и «[другими] вещами» (mnd‘mt’), находившимися в храме (11-12). Зная, что культ храма Яхве в Иерусалиме к этому времени уже был неиконическим, элефантинские иудеи могли в письме в Иудею благоразумно умолчать об иконическом характере собственного культа.
Три изображения, вылитые из 318 сиклей серебра, имели бы небольшой размер, но если предположить, что они представляли собой деревянные основы, обложенные серебряными листами (евр. pesel umasseḵa – ср. Суд. 17, 1-5), их размер должен был быть весьма внушительным. К сожалению, на основании доступных данных нельзя сказать с полной определённостью, был ли яхвистский культ Элефантины иконическим, но всё же вероятность этого высока.
Tags: ИВХ, Религиозная история, Яхвизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment