21. Представьте дело ваше, говорит Яхве; приведите ваши доводы, говорит царь Иакова.
22. Пусть они приведут и возвестят нам, что произойдёт, что было прежде. Возвестите, и мы вникнем умом своим и узнаем, что будет потом, или расскажите нам о грядущем.
23. Возвестите, что произойдёт в будущем, и мы будем знать, что вы – боги (’elohim), или сделайте что‐нибудь, доброе ли, худое ли, чтобы мы изумились и вместе с вами увидели.
24. Но вы – ничто, и дело ваше ничтожно; мерзость тот, кто избирает вас.
25. Я воздвиг [его] от севера, и он придёт; от восхода солнца будет призывать имя моё и попирать правителей (səganim), как известь, и топтать, как горшечник глину.
26. Кто возвестил изначала, чтобы нам знать, и заранее, чтобы мы сказали: «правда»? Но никто не возвестил, никто не рассказал, никто не слыхал слов ваших.
27. Я первый [сказал] Сиону: «вот оно!» и дал Иерусалиму благовестника.
28. Итак я смотрел, и не было никого, и между ними не нашлось советника, чтоб я мог спросить их, и они дали ответ.
29. Вот, все они ничто, ничтожны и дела их; ветер и пустота литые изображения их (niskehem).
(Ис. 41, 21-29)
Сходные мысли Второ-Исайя выражает и в других местах: «Я Яхве, это – моё имя, и не дам славы моей иному и хвалы моей изображениям (pəsilim). Вот, прежнее сбылось, и новое я возвещу; прежде нежели оно произойдёт, я расскажу вам» (Ис. 42, 8-9) (перед этим отрывом в Ис. 42, 1-7 идёт речь о призвании Кира, а после него в Ис. 42, 16 – о возвращении иудеев из вавилонского плена); «Возвестите и приведите, и пусть они посоветуются между собою: кто рассказал это из прежних времён, наперёд возвестил это? Не я ли, Яхве?» (Ис. 45, 21); «Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от прежних времен то, что ещё не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и всё, что мне угодно, я сделаю. Я зову от восхода хищную птицу (‘ayiṭ), из дальней страны – мужа совета моего (’iš ‘aṣati). Я сказал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю это» (Ис. 46, 10-11).
Закономерен вопрос, имеет ли Второ-Исайя в виду свои собственные пророчества или пророчества более древних еврейских пророков? Если судить по следующему отрывку, в котором «рабом Яхве» именуется ВИ, верен первый вариант: «Пусть все племена соберутся вместе, и совокупятся народы. Кто между ними возвестил это? пусть расскажут нам, что было прежде; пусть представят своих свидетелей и оправдаются, чтобы услышали и сказали: “правда!”. А мои свидетели, говорит Яхве, вы и раб мой, которого я избрал, чтобы вы знали и верили мне...» (Ис. 43, 9-10). Судя по тому, что в свидетели верности своих предсказаний Яхве призывает вавилонских иудеев и Второ-Исайю, речь идёт именно о пророчествах последнего, связанных с Киром.
Это заключение подтверждается и следующим отрывком, в котором ст. 16 произносится самим Второ-Исайей:
14. Соберитесь все и слушайте: кто между ними возвестил эти [события]? Яхве возлюбил его (т.е. Кира), и он исполнит волю его над Вавилоном и мышцу его над халдеями.
15. Я, я (т.е. Яхве) сказал, и призвал его (т.е. Кира); я привёл его, и путь его будет успешен.
16. Приступите ко мне, слушайте это: я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, я там; и ныне послал меня господь Яхве и дух (ruaḥ) его.
(Ис. 48, 14-16)
Из этого можно сделать вывод, что Второ-Исайя вёл проперсидскую пропаганду в среде вавилонских иудеев довольно длительное время, начав её ещё до того, как Кир осуществил свои значительные завоевания, в противном случае он не мог быть ссылаться на эти завоевания как на подтверждение своих пророчеств.
Любопытно, что, пророчествуя о событиях после завоевания Вавилона персами (незадолго до которого он сам, по всей видимости, был казнён вавилонянами), Второ-Исайя делает две существенных ошибки. Во-первых, он предсказывает унижение Вавилона и его богов Киром: «Пал Бел (т.е. Мардук), низвергся Набу; изваяния их – на скоте и вьючных животных; ваша ноша сделалась бременем для усталых животных. Низверглись, пали вместе; не могли защитить носивших, и сами пошли в плен» (Ис. 46, 1-2; см. тж. Ис. 47). На самом деле, как мы знаем из того же Цилиндра Кира, персидский царь отнёсся к вавилонянам и их религии с уважением. Во-вторых, ВИ говорит о завоевании Киром Египта, Эфиопии и Сабы (современный Йемен), которого в реальности не случилось: «Так говорит Яхве: труд Египта и товар Куша, и сабейцы, люди рослые, к тебе придут и будут твоими; за тобою последуют, в цепях придут и поклонятся тебе, и будут умолять тебя…» (Ис. 45, 13-14).
Как уже упоминалось, наряду с профетизмом Второ-Исайя обосновывает исключительность Яхве также креационизмом и ан(ти)иконизмом. Эти три темы в книге ВИ теснейшим образом взаимосвязаны, что наглядно видно уже по их постоянному чередованию:
Ис. 40, 12: креационизм
Ис. 40, 19-20: ан(ти)иконизм
Ис. 40, 22, 26, 28: креационизм
Ис. 41, 7: ан(ти)иконизм
Ис. 41, 21-29: профетизм
Ис. 42, 5: креационизм
Ис. 42, 8-9: профетизм
Ис. 42, 17: ан(ти)иконизм
Ис. 43, 9-10: профетизм
Ис. 44, 9-20: ан(ти)иконизм
Ис. 44, 24: креационизм
Ис. 45, 12: креационизм
Ис. 45, 16: ан(ти)иконизм
Ис. 45, 18: креационизм
Ис. 45, 20: ан(ти)иконизм
Ис. 45, 21: профетизм
Ис. 46, 1-2: ан(ти)иконизм
Ис. 46, 6-7: ан(ти)иконизм
Ис. 46, 10-11: профетизм
Ис. 48, 13: креационизм
Ис. 48, 14-16: профетизм
Ис. 51, 13: креационизм
В еврейской религии ранее Второ-Исайи темы креационизма и ан(ти)иконизма, хотя и присутствовали, существенного значения не имели. Наиболее наглядно это видно по двум другим иудейским пророкам того же VI в. до н.э. Говоря, как и ВИ, о вавилонском плене евреев и их грядущем избавлении от него рукою Яхве, Иеремия затрагивает тему творения лишь вскользь (Иер. 10, 11-13; 27, 5 – предположительно поздние вставки в духе ВИ), а Иезекииль её вообще не касается. То же можно сказать и об ан(ти)иконизме (Иер. 10, 3-9 – также предположительно поздняя вставка). Две эти темы начинают играть важную роль в еврейской религии только со Второ-Исайи.
Учитывая, что ВИ использует наряду с креационизмом и ан(ти)иконизмом в качестве третьего довода в пользу исключительности Яхве правильность предсказания им возвышения Кира, законно задаться вопросом, не был источник его первых двух доводов также персидским. Судя по тому, что мы знаем о религии ранних Ахеменидов, креационизм и ан(ти)иконизм играли в ней важную роль. Так, Ксеркс I (486-465 гг. до н.э.) в своей «антидэвовской надписи» обосновывает исключительность Ахурамазды тем, что он – Бог-Творец:
Бог (baga) великий Ахурамазда, Который создал эту землю, Который создал то небо, Который создал человека, Который создал благоденствие для человека, Который сделал Ксеркса царём, единым над многими царями, единым над многими повелителем. <…> Говорит Ксеркс царь: По воле Ахурамазды, (вот) те страны, над которыми я царствовал… <…> И среди этих стран была [такая], где прежде бесы (daiva) почитались. Потом, по воле Ахурамазды, я этот притон бесов разгромил и провозгласил: «Бесов не почитай». Там, где прежде бесы почитались, там совершил я поклонение Ахурамазде должным образом. И другое было, что делалось дурно, я сделал, чтобы было хорошо. То, что я сделал, всё [это] я сделал милостью Ахурамазды. Ахурамазда подал мне помощь, пока я не выполнил дело. Ты, который со временем подумаешь: «Чтобы мне быть счастливым при жизни и чтобы мне по смерти быть блаженным», следуй тому закону (data), который Ахурамаздой установлен, чти Ахурамазду должным образом. Человек, который следует тому закону (data), который установлен Ахурамаздой, и чтит Ахурамазду должным образом, он и при жизни будет счастлив и по смерти будет блаженным. Говорит Ксеркс царь: Меня да хранит Ахурамазда от скверны и мой дом и эту страну. Об этом я прошу Ахурамазду. Это мне Ахурамазда да подаст.
Об ан(ти)иконизме персидской религии свидетельствует современник сына Ксеркса I – Артаксеркса I (465-424 гг. до н.э.) Геродот (именующий здесь Ахурамазду Зевсом): «Что до обычаев персов, то я могу сообщить о них вот что. Воздвигать статуи, храмы и алтари у персов не принято. Тех же, кто это делает, они считают глупцами, потому, мне думается, что вовсе не считают богов человекоподобными существами, как это делают эллины. Так, Зевсу они обычно приносят жертвы на вершинах гор и весь небесный свод называют Зевсом» (Πέρσας δὲ οἶδα νόμοισι τοιοῖσιδε χρεωμένους, ἀγάλματα μὲν καὶ νηοὺς καὶ βωμοὺς οὐκ ἐν νόμῳ ποιευμένους ἱδρύεσθαι, ἀλλὰ καὶ τοῖσι ποιεῦσι μωρίην ἐπιφέρουσι, ὡς μὲν ἐμοὶ δοκέειν, ὅτι οὐκ ἀνθρωποφυέας ἐνόμισαν τοὺς θεοὺς κατά περ οἱ Ἕλληνες εἶναι· οἳ δὲ νομίζουσι Διὶ μὲν ἐπὶ τὰ ὑψηλότατα τῶν ὀρέων ἀναβαίνοντες θυσίας ἔρδειν, τὸν κύκλον πάντα τοῦ οὐρανοῦ Δία καλέοντες) (История, I.131) (перевод Г.А. Стратановского).
Можно заметить определённое сходство между креационистскими высказываниями Второ-Исайи и сочинённой самим пророком Заратуштрой 44-й Ясной, входящей в состав «Гат». Она продолжает ещё индоевропейскую религиозно-поэтическую традицию (близкие сочинения имеются в «Ведах» и «Эдде») и представляет собой своего рода зороастрийский креационистский катехизис:
Тебя спрошу: прямо скажи, Ахура! Кто же держит землю внизу и небо От паденья? (Ясна 44.4. 1-3а) |
Он распростёр небеса, как завесу, и раскинул их, как шатёр для жилья (Ис. 40, 22); Так говорит бог Яхве, сотворивший небеса и распространивший их, распростёрший землю с произведениями её... (Ис. 42, 5) (тж. Ис. 40, 28; 44, 24; 45, 12, 18; 48, 13; 51, 13) |
Кто и Солнцу и звёздам создал пути? Кем же Месяц растёт – убывает, Тобой? Это, Мазда, желаю знать и другое! (Ясна 44.3. 3-5) |
Поднимите на высоту глаза ваши и посмотрите, кто сотворил их? Тот, кто выводит числом воинство их, всех их вызывает по имени (Ис. 40, 26) |
Кто [создал] воды и растенья? Кто облакам и ветру впряг пары быстрых? (Ясна 44.4. 3b-4) |
Кто исчерпал воды горстью своею и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли…? (Ис. 40, 12) |
Кто искусный и день создал, и темень? Кто искусный сон дал и пробужденье? (Ясна 44.5. 2-3) |
Зиждитель света и творец тьмы… – я, Яхве, создатель всего этого (Ис. 45, 7) |
Было бы опрометчивым утверждать, что Второ-Исайя вдохновлялся именно 44-й Ясной, однако зороастрийское влияние на его креационизм представляется вполне правдоподобным. Учитывая его тесное совмещение с персидской политической пропагандой, источником такого влияния мог быть оракул, обещавший Киру власть над Вавилоном от имени Ахурамазды – Творца неба и земли.