aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Categories:

Самая большая странность Торы

И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую. И прошел Аврам по земле сей до места Сихема, до дубравы Море́. В этой земле тогда жили Хананеи. И явился Яхве Авраму, и сказал: потомству твоему отдам я землю сию. И создал он там жертвенник Яхве, который явился ему.
(Быт. 12, 5-7)

Согласно Торе, первым местом, где остановился Авраам (тогда ещё Аврам), придя в Ханаан, был Сихем. Там же ему явился Яхве, и там же Авраам создал первый в Ханаане жертвенник Яхве. А что такое Сихем? – Сихем (ныне Наблус) с расположенной рядом горой Гаризим – это религиозный центр самаритян.


Современный вид Наблуса (Сихема) с горой Гаризим





Остатки самаритянского Храма на вершине горы Гаризим




Таким образом, Тора называет религиозный центр самаритян Сихем местом первого жертвенника Яхве и тем самым местом, где в Ханаане началось почитание этого бога. Что касается религиозного центра иудеев Иерусалима, то он в Торе вообще ни разу не упоминается (если не считать единственного упоминания в Быт. 14, 18 некоего «Салима», которое может быть зашифрованной ссылкой на Иерусалим). И это учитывая, что библейские книги за пределами Торы с маниакальным упорством утверждают исключительность Иерусалима как единственного законного места для жертвенника Яхве, а самаритян представляют исчадиями ада. Чем можно объяснить эту странность? – А вот чем.


Дело в том, что Тора была введена персидскими властями в V в. до н.э. в качестве законодательного кодекса одновременно для двух провинций империи Ахеменидов – Иудеи и Самарии, и должна была быть приемлемой как для иудеев, так и для самаритян. Поэтому неоднократно упомянутое в Книге Второзакония «место, которое изберёт Яхве» для поклонения себе (Втор. 12, 5 и др.), ни разу не названо по имени. Это давало (и даёт до сих пор) возможность самаритянам понимать под ним Сихем с горой Гаризим, а иудеям – Иерусалим с горой Сион. Однако в составе Персидской империи провинция Самария имела по своей площади, количеству населения, экономическому и политическому значению больший вес, чем провинция Иудея, поэтому предпочтение в Торе отдано скорее её религиозному центру. Хотя, как мы теперь знаем, в конечном счёте в соперничестве победила Иудея, обстоятельства вполне могли сложиться так, что центром для «трёх мировых религий» был бы город Сихем и паломники со всего мира стекались бы к святой горе Гаризим, а Иерусалим был бы захудалым городишкой, каким сейчас является Наблус. )))
Tags: ИВХ, Религиозная история, Яхвизм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments