- Видите ли, я до сих пор считал Россию в большинстве своем населенной русскими – славянами. Думал, что господствует в ней славянский тип, примерно «новгородского образца». Значит – люди высокого роста, по преимуществу долихоцефалы и блондины. Что же я вижу во всех российских, петербургских и прочих советах рабочих, крестьянских и солдатских депутатов? Множество людей черноволосых, большей частью брахицефалов, и говорят эти люди с каким-то акцентом и придыханием. Неужели, думал я, за эти годы, что не был в России, антропология ее населения так сильно изменилась? За все время, что приехал сюда, увидел, кажется, только двух истых представитилей новгородского типа – это Авксентьев и Стеклов [Овший Моисеевич Нахамкис], но после проверки оказалось, что тов. Стеклов [Овший Моисеевич Нахамкис] к новгородцам не принадлежит.
Розалия Марковна Плеханова, присутствовавшая при этом разговоре, заметила:
- Ты так говоришь, что Валентинов может подумать, что ты стал националистом и не терпишь тех, кого называют инородцами.
- Зачем ты нашему хозяину, возразил Плеханов, приписываешь отсутствие понимания иронии? А все-таки, если говорить серьезно, должен сказать, что меня не только поразило, а даже шокировало слишком уж обильное представительство русских представителями других народностей, населяющих Россию, как бы почтенны они ни были. В этом видна незрелость русского народа.
Николай Владиславович Вольский-Валентинов
Наследники Ленина
Приложение 3. Беседы с Плехановым в августе 1917 г.
Да-с, интересно, а о чем Георгий Валентинович думал, когда брал в жены Розалию Марковну.
Я заодно справился, кто такой Авксентьев, и вот:
Николай Дмитриевич Авксентьев (16 ноября 1878, Пенза – 4 марта 1943, Нью-Йорк) – русский политический деятель. Жена – Мария (Маня) Самойловна Цетлина.
:(