aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Category:

Путь индоевропейцев в Анатолию

Распространение индоевропейцев через степные пространства на юго-запад вдоль черноморского побережья отмечает культура Суворово (4300-4000 гг. до н.э.), представляющая собой продолжение Новоданиловской культуры и обычно объединяемая с ней в культурный горизонт Суворово-Новоданиловка. Культура получила своё название по могильнику, раскопанному близ посёлка Суворово (ныне Штефан-Водэ) в Молдавии. Она была распространена на северо-западном побережье Черного моря и в нижнем Подунавье вплоть до Северо-восточной Болгарии.




Область культуры Суворово


Суворовская культура известна только по своим захоронениям. Всего обнаружены 35-40 её могильников, большинство из которых содержат меньше десяти захоронений, некоторые всего по одному. В отличие от области Новоданиловской культуры в днепро-азовской степи, где обычными были каменные насыпи над могилами, а курганы возводились редко, носители культуры Суворово в дунайской дельте предпочитали насыпать над своими мёртвыми курганы, окружённые кольцами из больших камней (кромлехами). Могильные ямы были обычно прямоугольными, иногда овальными. Покойников, как правило, хоронили на спине с подогнутыми коленями, головой на восток или северо-восток. Погребённого обычно посыпали охрой. Могильная камера может быть покрыта брёвнами или каменными плитами. Все эти черты унаследованы из восточных «степных» культур.

Суворовцы пользовались керамикой, изготовленной земледельцами культур Триполье и Гумельница, иногда также и посудой степного типа. В их погребениях часто встречаются орудия и оружие из кости, камня и меди и медные украшения. Медные изделия Суворово были балканскими импортами, изготовленными из меди, добытой на месторождениях в Болгарии, которые прекратили свою работу ок. 4000 г. до н.э. По-видимому, суворовцы получали их у земледельцев дельты Дуная путём торговли или войны. Наиболее заметным элементом погребального инвентаря культуры Суворово были конеголовые скипетры, впервые появившиеся за несколько столетий раньше в области Хвалынской культуры. Такие скипетры найдены в суворовских погребениях на территории нынешних Молдавии, Румынии, Болгарии, Македонии и Трансильвании.




Инвентарь культуры Суворово-Новоданиловка
(из камня и кремня: 1, 2 — ножи; 3 — наконечник копья; 4 — наконечник дротика; 5, 8 — долота; из меди: 1, 9 — браслеты; 10 — подвеска; 12 — обоймица; 13 — бусы; 15 — трубчатые пронизки; 6 — зооморфное навершие из кости; 11 — бляшка из ракушки; 14, 16 — сосуды)


Самое известное суворовское погребение было исследовано близ посёлка Суворово, давшего название всей культуре. Содержавший четыре погребения курган был обнесён кругом из камней метровой высоты диаметром 13 м. Внутри кургана имелись два меньших каменных круга с захоронениями. Одно индивидуальное захоронение было сделано вне кругов, ещё одно – внутри одного из кругов. Внутри другого круга в глубокой прямоугольной камере, обложенной камнями, с посыпанным красной охрой полом были похоронены мужчина и женщина. Они лежали на спине с подогнутыми ногами головой на восток. На живот мужчины был положен конеголовый скипетр из порфира, рядом лежали кинжал из кремня, топор и медное шило. У женщины имелись ожерелье из раковин, пояс из перламутра и скребок из кремня. Очевидно, что в Суворовском кургане был погребён индоевропейский военный вождь вместе со своей (принесённой в жертву?) женой или наложницей.




Погребение военного вождя в Суворовском кургане


Другое известное суворовское погребение, находившееся уже к югу от Дуная – в Казимче (румынская Добруджа), представляло собой курган, под которым был похоронен на посыпанном охрой полу камеры мужчина, лежавший на спине с согнутыми коленями. В загробный мир его сопровождали конеголовый скипетр из порфира, 5 топоров из кремня, 15 наконечников копий или дротиков и 3 кинжала.

Очевидно, что суворовцы были индоевропейскими степными скотоводами, которых привлекли на Нижний Дунай его пастбища, а также медь и иные богатства неолитических земледельческих культур Балкан («Старой Европы» по определению Марии Гимбутас), переживавших в этот период пик своего расцвета. Возможно, первоначально они вступали с ними в торговые отношения, предлагая за их изделия продукты своей скотоводческой экономики, а потом переходили к набегам и завоеваниям.

Ок. 4200 г. до н.э. внезапно прекратила своё существование земледельческая культура Болград. Все 30 её известных поселений к северу от Дуная были покинуты и сожжены. Судя по тому, что почти всё своё имущество болградцы унесли с собой, эвакуация была плановой. В последующие столетия сходная судьба постигла других их неолитических собратьев. В 4200-3900 гг. до н.э. были покинуты и сгорели более 600 поселений земледельческих культур Гумельница, Караново и Варна в долине нижнего Дуная и Восточной Болгарии. Иногда причину этого видят в похолодании, имевшем место в балканском регионе на рубеже пятого и четвёртого тысячелетий до н.э. Похолодание, безусловно, должно было ослабить земледельческие экономики Старой Европы, однако без разрушительного воздействия степных пришельцев обойтись тоже не могло. Наряду с южным путём индоевропейской экспансии археологические памятники свидетельствуют также о западном пути, который вёл через Трансильванское плато вниз по долине реки Муреш в Восточную Венгрию, но он не оказал на местные культуры такого большого влияния, как южный.

На месте культуры Гумельница в Молдавии и Восточной Румынии возникла культура Чернаводэ I (4000-3600 гг. до н.э.), сочетавшая в себе земледельческие и степные элементы. В отличие от предыдущего неолитического населения, жившего в больших неукреплённых городах на равнинах, её носители жили в небольших укреплённых поселениях, расположенных на возвышенностях. Среди керамики культуры Чернаводэ I встречаются своеобразные кружки с двумя ручками, в которых видят первое свидетельство об употреблении опьяняющих напитков – по всей видимости, мёда.




Область культуры Чернаводэ


Основными домашними животными культуры Чернаводэ I были овцы и козы, однако в этот же период в долине нижнего и среднего Дуная в составе стад впервые появляются кони. Культура Чернаводэ I развилась в Чернаводэ III (3600-3200 гг. до н.э.), родственную Баден-Болераз – крупному и влиятельному культурному горизонту с центром в Венгрии, ответственному за распространение коневодства в Средней Европе. В 3500-3000 гг. до н.э. кони стали появляться в больших количествах на поселениях за пределами южнорусских степей. Так, около 3000 г. до н.э. кости лошади составляли до 10-20% на поселении Бернберг в Центральной Германии и более 20% на поселении Гальгенберг в Баварии.

Наиболее правдоподобно отождествление племён, создавших культуры Суворово-Новоданиловка и Чернаводэ, с носителями праанатолийского языка, первыми отделившимися от индоевропейской общности. Следующим этапом их продвижения к Анатолии была, по всей видимости, культура Езеро на территории нынешней Болгарии (3300-2700 гг. до н.э.). Её укреплённые поселения возникли на месте городов неолитических земледельцев, покинутых в 4000-3700 гг. до н.э. С Езерской культурой связано начало металлургии бронзы (представлявшей первоначально сплав меди с мышьяком), сменившей на Балканах медную металлургию неолитических земледельцев.




Область культуры Езеро


В керамике, домостроительстве и других чертах культура Езеро имеет сходство с культурой Трои I, основанной ок. 3000 г. до н.э. Возможно, возникновение Трои отмечает приход в Анатолию носителей анатолийской ветви индоевропейских языков, которая на письме впервые была засвидетельствована в двух уже существенно отличающихся формах (хеттской и лувийской) в XX в. до н.э. документами ассирийских торговых колоний. Однако окончательный ответ на вопрос о времени первого появления индоевропейцев в Анатолии (в виде «степного» генетического компонента) сможет дать только палеогенетика.
Tags: Индоевропеистика, ККК
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments