?

Log in

No account? Create an account

Индоевропейские основатели китайской государственности - aquilaaquilonis — ЖЖ

дек. 13, 2018

03:26 pm - Индоевропейские основатели китайской государственности

Previous Entry Поделиться Next Entry




Реконструкция китайской колесницы эпохи Инь


Самые ранние запряжённые конями колесницы в Китае, датируемые серединой XIII в. до н.э., были обнаружены археологами при раскопках Аньяна – последней столицы китайского царства Инь (иначе именуемого Шан). Инь было первым достоверным китайским государством, возникшим ок. 1500 г. до н.э. в бассейне реки Хуанхэ на месте неолитической земледельческой культуры Луншань. Раньше эпохи Инь свидетельства о колёсах и колёсных повозках в археологических памятниках Великой Китайской равнины полностью отсутствуют, а кони в них представлены лишь редкими находками костей лошади Пржевальского в кухонных кучах, свидетельствующими, что у догосударственных китайцев местная дикая разновидность коня лишь иногда служила объектом охоты для употребления в пищу.

Первые свидетельства об одомашненном коне на территории современного Китая относятся к культуре Цицзя, которая ок. 2000-1600 гг. до н.э. была распространена на западе нынешней провинции Ганьсу (северо-запад КНР). Позднее на этой территории китайские источники отмечают присутствие коневодческих народов европейского облика (ди, усуни, юэчжи и т.д.). Есть основания полагать, что и культура Цицзя возникла под влиянием индоевропейцев – по всей видимости, тохаров Афанасьевской культуры, переселившихся в конце III тыс. до н.э. под давлением сибирских племён со своей алтайской родины на юг. Именно с 2000 г. до н.э. в граничащем с Ганьсу с запада Таримском бассейне появляются захоронения людей северноевропеоидного облика.





Носители культуры Цицзя занимались коневодством, а также приносили коней в жертву при погребении. У них была металлургия довольно высокого уровня, они занимались не только ковкой, но и литьём металла – в основном меди, реже бронзы. Некоторые виды бронзового оружия Цицзя (изогнутые ножи, листовидные лезвия, наконечники копий, булавы и втульчатые топоры-кельты) несут явные черты сходства с металлургией Андроновской и Сейминско-Турбинской культур первой половины II тыс. до н.э. и резко отличаются от более примитивных изделий восточноазиатской металлургии этого периода. С территории культуры Цицзя, возможно, происходит самое раннее свидетельство о колёсных повозках в Восточной Азии – колесо с 16 спицами, обнаруженное в местечке Дулань провинции Цинхай (хотя его датировка вызывает споры).

На Великую Китайскую равнину одомашненные кони и колёсные повозки приходят вместе с создателями бронзовой культуры Инь, основавшими на рубеже XVI и XV вв. одноимённое царство. Более поздние китайские исторические сочинения «Шу-цзин» и «Ши-цзи» сообщают о частых переселениях иньцев, с легендарного основателя династии Ци сменивших место своего жительства 13 раз, т.е. изображают их как полуосёдлую общность, отличную от автохтонного китайского населения. Преобладание круглодонной керамики, чуждой земледельцам, большая роль скотоводства, «звериный стиль» в искусстве, высокоразвитая бронзовая металлургия (в т.ч. топоры-кельты и кинжалы Андроновских и Сейминско-Турбинских форм) и, что самое главное, кони и колесницы (названия которых в китайском языке заимствованы из индоевропейского) указывают на их связи с индоевропейским миром.




Иньская идеограмма, обозначающая колесницу


По всей видимости, иньцы были индоиранской группой, которая из области Андроновской культуры на территории нынешнего Казахстана через Джунгарский Алатау проникла в Ганьсу по пути, до этого уже проложенному тохарами. Продвигаясь дальше на восток, они достигли Великой Китайской равнины и подчинили своей власти неолитических земледельцев культуры Луншань (мифическую «династию Ся» китайской исторической традиции). Вероятно, иньцы были немногочисленной общностью – почти все их городища расположены на небольшом пространстве части нынешней провинции Хэнань. Об их чуждости местному населению свидетельствует массовое (многими тысячами) принесение ими пленных в жертву покойным иньским племенным вождям, прежде всего великому божественному первопредку Шанди.

Способ наследования престола в царстве Инь был лествичным – от старшего брата к младшему и от дяди к племяннику, при этом все братья одного поколения называли друг друга братьями, а представителей восходящего и нисходящего поколений – соответственно отцами и сыновьями. В силу этого, согласно иньским надписям, жертвы от имени правящего царя приносились одновременно нескольким «отцам». Лествичное наследование было характерно для ранних индоевропейцев – например, для хеттов XVIII-XVII вв. до н.э. (в России оно сохранялось до XV в.).






Бронзовые колесничные и конские украшения эпохи Инь


Как уже говорилось, кони и колесницы, полностью отсутствовавшие в культуре неолитических земледельцев Луншаня, были одной из характернейших черт иньской цивилизации. Надписи на бронзовых изделиях династии Инь и сменившей её династии Чжоу содержат несколько десятков терминов для коней разных мастей, возрастов и т.п. Лучшей из животных жертвой в честь предка-правителя считается жеребец. В текстах упоминаются весенние жертвоприношения коней в честь божественных первопредков, а также обряд отрыва жеребёнка от матери и надевания на него первой узды.

В районе последней иньской столицы Аньяна было найдено 14 захоронений с колесницами, которые датируются временем от середины XIII до середины XI в. до н.э. (за пределами Аньяна обнаружено всего одно колесничное захоронение в Ляомупо близ Сианя). Вместе с колесницами погребались возницы и колесничные бойцы, а также кони (в тринадцати захоронениях колесницу сопровождали по два коня, в одном – четыре). Имеется также значительное количество погребений с конями без колесниц в количестве от 37 до 1, обычно по 2-4, все с упряжью и бронзовыми украшениями. Подобного рода жертвоприношения осуществлялись как при погребении иньских правителей, так и при строительстве дворцов и храмов. В эпоху сменившей Инь династии Чжоу (XI-VIII вв. до н.э.) хоронить с конями и колесницами начинают не только царей, но и вообще всех представителей высшей знати.




Иньское колесничное захоронение в Аньяне


Оракульные кости упоминают об использовании колесниц царями Инь для церемоний, охоты и войны. До нас дошло описание китайского колесничного войска, сделанное уже в I тыс. до н.э. при Чжоуской династии, но, вероятно, восходящее ещё к иньским временам. Согласно этому описанию, 5 колесниц составляли эскадрон, а 5 эскадронов – бригаду, при этом каждую колесницу поддерживали 10-25 пехотинцев. Почти такое же расписание имело тысячелетием раньше колесничное войско Митанни – 5-6 колесниц в эскадроне, 6 эскадронов (30-36 колесниц) вместе с пехотным отрядом под началом командира бригады. Наиболее правдоподобно это сходство объясняется наследованием из общего источника – Синташтинской культуры.




Китайская колесница эпохи Чжоу

Comments:

[User Picture]
From:zdrager
Date:Декабрь 13, 2018 02:56 pm
(Link)
Спасибо, очень интересно.

Масштаб колесницы удивил, на фото захоронения, по сравнению со скелетом человека получается, что ширина колесницы около двух с половиной метров, а диаметр колеса около полутора метров, я правильно понял? На последней иллюстрации колесница кажется менее габаритной.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:aquilaaquilonis
Date:Декабрь 14, 2018 11:26 am
(Link)
Про размеры ничего сказать не могу.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:zdrager
Date:Декабрь 14, 2018 05:02 pm
(Link)
Жаль, мне кажется, это интересный аспект. В книгах и исторических фильмах колесничное войско показывают как скоростное, быстро атакующее врагов.
И наверно это так для Египта и т.д, их же колесницы наверняка найдены и изучены.

Но если колесницы вот этой эпохи и этой страны были больших размеров и с большими колесами (вероятно, еще и без спиц), то быстро летать они не могли, и тактика их применения была другой.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:aquilaaquilonis
Date:Декабрь 14, 2018 07:12 pm
(Link)
Колесниц без спиц не было.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:ilithios
Date:Декабрь 15, 2018 08:11 am
(Link)
Петроглифы в Саймалы-Таш в том числе изображают повозки. Предполагают, что эпохи бронзы и железа.

Edited at 2018-12-15 08:12 (UTC)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:aquilaaquilonis
Date:Декабрь 15, 2018 10:38 am
(Link)
Андроновские
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:ilithios
Date:Декабрь 15, 2018 02:10 pm
(Link)
Спасибо.
Интересно, конечно, читать такие материалы, как Ваш.

Edited at 2018-12-15 14:26 (UTC)
(Ответить) (Parent) (Thread)
From:(Anonymous)
Date:Декабрь 23, 2018 11:16 am

китайцы

(Link)
А вы в курсе,как у китайцев будет мама и папа? удивитесь!!!!!!!!!!!!

爸爸 bàba (папа) пАпа.
妈妈 māma (мама).
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:aquilaaquilonis
Date:Декабрь 23, 2018 03:29 pm

Re: китайцы

(Link)
Не удивлюсь. ))) Так в большинстве языков мира. Это первые звуки, которые учатся издавать дети, поэтому ничего удивительного.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:swinow
Date:Январь 2, 2019 05:41 am
(Link)
Сдаётся мне, культ коня у такой крайне западной разновидности ранних индо-европейцев, как русь и вообще, балтийские славяне - имеет общие корни с наблюдаемыми. Возможно даже более ранние общие корни ещё с самими теми культурами Алтая и Казахстана, которые позже принесли это в Китай. Не зря - балтийские и славянские языки являются поздними диалектами праиндоевропейского языка.

Edited at 2019-01-02 05:41 (UTC)
(Ответить) (Thread)