aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Category:

Кони и колесницы в мире греческих богов




Зевс и Гера в сопровождении Ор едут на свадьбу Пелея и Фетиды
Аттическая чернофигурная ваза, ок. 580-570 гг. до н.э.



Колесница с конями является обычным средством передвижения греческих богов. Много и подробно об этом говорит уже Гомер. Так, о Зевсе он рассказывает, как тот «впряг в колесницу коней медноногих, / Бурно летающих, гривы волнующих вкруг золотые; / Золотом сам он одеялся; в руку художеством дивный / Бич захватил золотой и на блещущей стал колеснице; / Коней погнал, – и послушные быстро они полетели, / Между землёю паря и звездами усеянным небом... / Там коней удержал повелитель бессмертных и смертных / И, от ярма отрешив, окружил их мраком великим» (ὑπ᾽ ὄχεσφι τιτύσκετο χαλκόποδ᾽ ἵππω / ὠκυπέτα χρυσέῃσιν ἐθείρῃσιν κομόωντε, / χρυσὸν δ᾽ αὐτὸς ἔδυνε περὶ χροΐ, γέντο δ᾽ ἱμάσθλην / χρυσείην εὔτυκτον, ἑοῦ δ᾽ ἐπεβήσετο δίφρου, / μάστιξεν δ᾽ ἐλάαν: τὼ δ᾽ οὐκ ἀέκοντε πετέσθην / μεσσηγὺς γαίης τε καὶ οὐρανοῦ ἀστερόεντος… / ἔνθ᾽ ἵππους ἔστησε πατὴρ ἀνδρῶν τε θεῶν τε / λύσας ἐξ ὀχέων, κατὰ δ᾽ ἠέρα πουλὺν ἔχευεν) (Ил. 8.41-50). Подготовка Гебой колесницы супруги Зевса Геры описывается в ранее цитировавшемся фрагменте Ил. 5.722-732.

Сходными словами Гомер говорит о колесничной езде брата Зевса Посейдона, который «запряг в колесницу коней медноногих, / Бурно летающих, гривы волнующих вкруг золотые. / Золотом сам он одеялся, в руку десную прекрасный / Бич захватил золотой и на светлую стал колесницу; / Коней погнал по волнам, – и взыграли страшилища бездны, / Вкруг из пучин заскакали киты, узнавая владыку; / Радуясь, море под ним расстилалось, – а гордые кони / Бурно летели, зыбей не касаяся медною осью» (ὑπ᾽ ὄχεσφι τιτύσκετο χαλκόποδ᾽ ἵππω / ὠκυπέτα χρυσέῃσιν ἐθείρῃσιν κομόωντε, / χρυσὸν δ᾽ αὐτὸς ἔδυνε περὶ χροΐ, γέντο δ᾽ ἱμάσθλην / χρυσείην εὔτυκτον, ἑοῦ δ᾽ ἐπεβήσετο δίφρου, / βῆ δ᾽ ἐλάαν ἐπὶ κύματ᾽: ἄταλλε δὲ κήτε᾽ ὑπ᾽ αὐτοῦ / πάντοθεν ἐκ κευθμῶν, οὐδ᾽ ἠγνοίησεν ἄνακτα: / γηθοσύνῃ δὲ θάλασσα διίστατο: τοὶ δὲ πέτοντο / ῥίμφα μάλ᾽, οὐδ᾽ ὑπένερθε διαίνετο χάλκεος ἄξων) (Ил. 13, 23-30).

В «Одиссее» «могучий земли колебатель» (т.е. Посейдон), разбив плот Одиссея, «погнал длинногривых коней и умчался в Эгию» (ἴδε δὲ κρείων ἐνοσίχθων… ἵμασεν καλλίτριχας ἵππους, ἵκετο δ᾽ εἰς Αἰγάς) (Од. 5.375, 380-381). У Гомера колесницу Посейдона, как и колесницу Зевса, везут «медноногие кони» (χαλκόποδ᾽ ἵππω) с золотыми гривами. С эллинистической эпохи запряжёнными в колесницу морского бога обычно изображаются гиппокампы – существа, у которых передняя часть тела конская, а задняя – рыбья.

«Одиссея» также упоминает о колеснице богини Эос: «Ночь на пределах небес удержала Афина; Деннице ж / Златопрестольной из вод океана коней легконогих, / С нею летающих, Лампа и брата его Фаэтона / (Их в колесницу свою заложив), выводить запретила» (νύκτα μὲν ἐν περάτῃ δολιχὴν σχέθεν, Ἠῶ δ᾽ αὖτε / ῥύσατ᾽ ἐπ᾽ Ὠκεανῷ χρυσόθρονον, οὐδ᾽ ἔα ἵππους / ζεύγνυσθ᾽ ὠκύποδας, φάος ἀνθρώποισι φέροντας, / Λάμπον καὶ Φαέθονθ᾽, οἵ τ᾽ Ἠῶ πῶλοι ἄγουσι) (Од. 23.243-246).

Многочисленны упоминания о колесницах богов в Гомеровских гимнах. Брат Зевса и Посейдона Плутон похищает на колеснице Персефону: «прянул на конях бессмертных / Гостеприимец-владыка, сын Кроноса многоименный. / Деву насильно схватив, он её в золотой колеснице / Быстро помчал…» (ὄρουσεν ἄναξ Πολυδέγμων / ἵπποις ἀθανάτοισι, Κρόνου πολυώνυμος υἱός. / ἁρπάξας δ᾽ ἀέκουσαν ἐπὶ χρυσέοισιν ὄχοισιν / ἦγ᾽ ὀλοφυρομένην) (К Деметре, 17-20).

Солнечный бог Гелиос имеет «коней с колесницею златояремной» (χρυσόζυγον ἅρμα καὶ ἵππους) (К Гелиосу, 15); «Гелий меж тем в Океан опустился под землю с конями / И с колесницей своею» (ἠέλιος μὲν ἔδυνε κατὰ χθονὸς Ὠκεανόνδε / αὐτοῖσίν θ᾽ ἵπποισι καὶ ἅρμασιν) (К Гермесу, 68-69). На колеснице едет по небу лунная богиня Селена: «И лучезарных запрягши коней – крепкошеих, гривастых, / По небу быстро погонит вперёд их Селена-богиня» (ζευξαμένη πώλους ἐριαύχενας, αἰγλήεντας, / ἐσσυμένως προτέρωσ᾽ ἐλάσῃ καλλίτριχας ἵππους) (К Селене, 9-10).

Об Артемиде говорится, что «поит она лошадей в тростниках высоких Мелита / И через Смирну несётся в своей всезлатой колеснице / В Кларос…» (ἥθ᾽ ἵππους ἄρσασα βαθυσχοίνοιο Μέλητος / ῥίμφα διὰ Σμύρνης παγχρύσεον ἅρμα διώκει /ἐς Κλάρον) (К Артемиде, 3-5). В, предположительно, самом позднем из Гомеровских гимнов бог войны Арес изображён скачущим по эфиру: «вечно коней ты / огненных гонишь своих по небесному третьему кругу!» (σε πῶλοι / ζαφλεγέες τριτάτης ὑπὲρ ἄντυγος αἰὲν ἔχουσι) (К Аресу, 7-8).




Арес поражает копьём гиганта с колесницы, которой управляет его супруга Афродита
Аттическая чернофигурная ваза, ок. 400-390 гг. до н.э.


Теснее всего из греческих богов с конями связан Посейдон, одним из прозвищ которого было Ἵππιος, т.е. Конский. Первого коня греки считали родившимся из семени Посейдона. Согласно фессалийской версии мифа, это произошло в Фессалии: «Фессалийцы почитают Посейдона Скального… потому что он, заснув у некоей скалы, изверг семя; а земля, приняв его семя, породила первого коня, которого они называют Скифий… И говорят, что были учреждены состязания в честь Посейдона Скального в том месте, где первый конь прыгнул со скалы. Потому и Посейдон называется Конским» (Πετραῖος τιμᾶται Ποσειδῶν παρὰ Θεσσαλοῖς… ὅτι ἐπί τινος πέτρας κοιμηθεὶς ἀπεσπερμάτισε, καὶ τὸν θορὸν δεξαμένη ἡ γῆ ἀνέδωκεν ἵππον πρῶτον, ὃν ἐπεκάλεσαν Σκύφιον… φασὶ δὲ καὶ ἀγῶνα διατίθεσθαι τῷ Πετραίῳ Ποσειδῶνι, ὅπου ἀπὸ τῆς πέτρας ἐξεπήδησεν ὁ πρῶτος ἵππος· διὸ καὶ Ἵππιος ὁ Ποσειδῶν) (Схолии к Пиндару. Пифийские оды 4.246).

Афиняне, со своей стороны, утверждали, что это произошло в Аттике: «Другие же говорят, что у скал в афинском Колоне, заснув, он изверг семя, и вышел конь Скифий, также именуемый Скиронитом» (ἄλλοι δέ φασιν ὅτι περὶ τοὺς πέτρους τοῦ ἐν Ἀθήναις Κολωνοῦ καθευδήσας ἀπεσπέρμηνε καὶ ἵππος Σκύφιος ἐξῆλθεν, ὁ καὶ Σκιρωνίτης λεγόμενος) (Схолии к Ликофрону, 766). От союза Посейдона с Горгоной Медузой родился крылатый конь Пегас. От его же союза в образе жеребца с превратившейся в кобылу Деметрой появился на свет конь Арион.

Примечательно, что ригведийский гимн «Восхваление коня» говорит о рождении первого коня из воды: «Когда ты заржал впервые, рождаясь, / Вздымаясь из океана или из первородного источника, – / Крылья сокола, передние ноги антилопы – / Достойное хвалы было твоё великое рожденье, о скакун» (yád ákrandaḥ prathamáṃ jā́yamāna / udyán samudrā́d utá vā púrīṣāt / śyenásya pakṣā́ hariṇásya bāhū́ / upastútyam máhi jātáṃ te arvan) (РВ 1.163.1) (согласно другому мифу, изложенному в РВ 10.90.10, кони произошли из тела принесённого в жертву первочеловека Пуруши).

Посейдон покровительствует колесницам и колесничным гонкам: «Коней владыка! Люб тебе, / О Посидон, четвёрок храп, / Медных копыт тяжёлый звон / И под кормою расписной / Пена триер победных. И молодёжи пышный рой / На колесницах любишь ты, / Тяжкой боримых страстью» (ἵππι᾽ ἄναξ Πόσειδον, ᾧ / χαλκοκρότων ἵππων κτύπος / καὶ χρεμετισμὸς ἁνδάνει / καὶ κυανέμβολοι θοαὶ / μισθοφόροι τριήρεις, / μειρακίων θ᾽ ἅμιλλα λαμπρυνομένων ἐν ἅρμασιν / καὶ βαρυδαιμονούντων) (перевод Адриана Пиотровского) (Аристофан. Всадники, 552-559). Он также единственный греческий бог, который ездит верхом: «Недалеко от храма [Деметры в Афинах] находится статуя, изображающая Посейдона на коне, бросающего копье в гиганта Полибота» (τοῦ ναοῦ δὲ οὐ πόρρω Ποσειδῶν ἐστιν ἐφ᾽ ἵππου, δόρυ ἀφιεὶς ἐπὶ γίγαντα Πολυβώτην) (Павсаний. Описание Эллады, 1.2.4).

Посейдон упоминается уже в микенских текстах, и его имя предположительно имеет индоевропейское происхождение («Господин, т.е. супруг, земли»?). Наряду с ним микенские тексты упоминают богиню po-ti-ni-ja, т.е. «Госпожу» (классич. греч. Πότνια). Позднее эпитет Πότνια носила Деметра («Земля-мать»?), также связанная с конями. Как уже говорилось, от союза с Посейдоном в образе кобылы она родила коня Ариона. Павсаний описывает статую Деметры в аркадской Фигалии в конском обличьи: «Богиня сидит на скале, во всём подобная женщине, кроме головы: голова и волосы на ней – лошадиные» (καθέζεσθαι μὲν ἐπὶ πέτρᾳ, γυναικὶ δὲ ἐοικέναι τἄλλα πλὴν κεφαλήν· κεφαλὴν δὲ καὶ κόμην εἶχεν ἵππου) (Описание Эллады, 8.42.4). В Лаконии жрецы Деметры назывались πῶλοι, т.е. «жеребцы».

Греческие мифы называют Посейдона не только прародителем коней, но и их укротителем: «Двойную / Честь, о земли Колебатель, тебе предоставили боги: / Диких коней укрощать и спасать корабли от крушенья» (διχθά τοι, Ἐννοσίγαιε, θεοὶ τιμὴν ἐδάσαντο, / ἵππων τε δμητῆρ᾽ ἔμεναι σωτῆρά τε νηῶν) (Гомеровский гимн к Посейдону, 3-5). Софокл утверждает, что Посейдон даровал людям узду: «И ещё нам одну славу хранит наша отчизна; / Бог могучий её нам даровал – / Ею навек нас он прославил: / Он бог коней – бог он мореходства. / О Кронов сын! Тебе гремит / Хвалебный гимн – Посидон владыка! / Гнев коней укротил здесь ты впервые, / Вручив узду в помощь человеку. / Здесь же прянул в лазурь, сотнею рук / Быстро по влажным путям гоним, / Первый струг…» (ἄλλον δ᾽ αἶνον ἔχω ματροπόλει τᾷδε κράτιστον / δῶρον τοῦ μεγάλου δαίμονος, εἰπεῖν, χθονὸς αὔχημα μέγιστον, / εὔιππον, εὔπωλον, εὐθάλασσον. / ὦ παῖ Κρόνου, σὺ γάρ νιν εἰς / τόδ᾽ εἷσας αὔχημ᾽, ἄναξ Ποσειδάν, / ἵπποισιν τὸν ἀκεστῆρα χαλινὸν / πρώταισι ταῖσδε κτίσας ἀγυιαῖς. / ἁ δ᾽ εὐήρετμος ἔκπαγλ᾽ ἁλία χερσὶ παραπτομένα πλάτα / θρῴσκει) (перевод Фаддея Зелинского) (Эдип в Колоне, 709-719).

У богини po-ti-ni-ja в микенских текстах засвидетельствован эпитет i-qe-ja (классич. греч. Ἵππια), являющийся точным женским соответствием эпитета Посейдона Ἵππιος – Конский. В классическую эпоху прозвище Ἵππια носила Афина, которой традиция приписывала, как и Посейдону, дарование людям узды, а также и изобретение колесницы. Первым конём, укрощённым с помощью узды, стал Пегас.

При описании Коринфа Павсаний сообщает, что там «находится святилище Афины Халинитиды (Обуздывающей); говорят, что из всех богов Афина больше других покровительствовала во всём Беллерофонту и даже передала ему Пегаса, укротив этого коня и своими руками наложив на него узду» (τάδε μὲν οὕτως ἔχοντα ἐπελεξάμην, τοῦ μνήματος δέ ἐστιν οὐ πόρρω Χαλινίτιδος Ἀθηνᾶς ἱερόν: Ἀθηνᾶν γὰρ θεῶν μάλιστα συγκατεργάσασθαι τά τε ἄλλα Βελλεροφόντῃ φασὶ καὶ ὡς τὸν Πήγασόν οἱ παραδοίη χειρωσαμένη τε καὶ ἐνθεῖσα αὐτὴ τῷ ἵππῳ χαλινόν) (Описание Эллады, 2.4.1.).

Согласно другой версии этого мифа, изложенной Пиндаром, Афина лишь даровала узду Беллерофонту, а Пегаса он затем укротил сам: «Тот, кто когда-то / Многое претерпел, / Взнуздывая над бьющими ключами / Исчадье змеистой Горгоны – / Пегаса, / Пока меченую золотом узду / Не подала ему дева Паллада. / В вещем сне она молвила ему: / “Ты спишь, сын Эола? / Конская чара – вот она”… / Он вскочил на твёрдые ноги – / Чудо лежало рядом с ним. / Он схватил его… / Дочь Олимпийца, чьё копье – как молния, / Подарила его / Укротительным золотом. / И был ему ответ: немедля покорствовать видению… / И воздвигнуть алтарь Афине-Всаднице… / Ринувшись, схватил, / Кроткой чарою стянув ему челюсть, / Сильный Беллерофонт – крылатого коня» (ὃς τᾶς ὀφιώδεος υἱόν ποτε Γοργόνος ἦ πόλλ᾽ ἀμφὶ κρουνοῖς / Πάγασον ζεῦξαι ποθέων ἔπαθεν, / πρίν γέ οἱ χρυσάμπυκα κούρα χαλινὸν / Παλλὰς ἤνεγκ᾽: ἐξ ὀνείρου δ᾽ αὐτίκα / ἦν ὕπαρ: φώνασε δ᾽: ‘εὕδεις, Αἰολίδα βασιλεῦ; / ἄγε φίλτρον τόδ᾽ ἵππειον δέκευ’… / ἀνὰ δ᾽ ἐπᾶλτ᾽ ὀρθῷ ποδί. / παρκείμενον δὲ συλλαβὼν τέρας… / Ζηνὸς ἐγχεικεραύνου παῖς ἔπορεν / δαμασίφρονα χρυσόν. / ἐνυπνίῳ δ᾽ ᾇ τάχιστα πιθέσθαι… / θέμεν Ἱππίᾳ βωμὸν εὐθὺς Ἀθάνᾳ… / ἤτοι καὶ ὁ καρτερὸς ὁρμαίνων ἕλε Βελλεροφόντας, φάρμακον πραῢ τείνων ἀμφὶ γένυι, / ἵππον πτερόεντ᾽…) (Ол. 13.85-120).

Хотя, как мы теперь знаем, коня, узду и колесницу принесли в Грецию индоевропейские предки греков, со временем их дарование было приписано уже действующим на греческой почве божествам местной религии, возникшей в результате синтеза индоевропейских и доиндоевропейских элементов.
Tags: Греция, Индоевропеистика, ККК
Subscribe

  • «Понедельник начинается в шаббат»

    Взялся перечитать читанную в далёком детстве повесть Стругацких, помня о полученном тогда удовольствии. И что же? – Она неожиданно произвела на меня…

  • Маша Гессен

    Если вы не поняли, Маша Гессен требует чтобы к ней применяли местоимение they, что Википедия и делает. )))

  • Чё-то ржу

    Маша Гессен в «Нью-Йорк Таймс»: “Yevgenia Albats, a Russian investigative journalist and a close friend of the Navalny family’s, told me…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments