aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Category:

Верховая езда у греков

По всей видимости, после изобретения колесниц верховая езда у индоевропейцев отошла на второй план, но при этом никогда не переставала практиковаться. Об этом, в частности, свидетельствуют греческие данные. Наряду с многочисленными изображениями колесниц микенское искусство изредка представляет и езду верхом на конях.




Роспись микенского кратера с Кипра (XIII-XII вв. до н.э.)


У Гомера есть два определённых упоминания о верховой езде. «Илиада» уподобляет ей прыжки Аякса с корабля на корабль во время нападения троянцев: «Словно как муж, ездок на конях необычно искусный, / Лучших из множества коней избрав четырёх и связав их, / Правит и с поля далёкого к граду великому гонит / Битой дорогой; толпою и мужи, и робкие жёны / Смотрят дивуясь, а он беспрестанно и твёрдо и верно / Скачет, садяся с коня на коня, на бегу их ужасном, – / Так Теламонид Аякс с корабля на корабль по помостам / Прядал, широко шагая и крик подымая до неба» (ὡς δ᾽ ὅτ᾽ ἀνὴρ ἵπποισι κελητίζειν ἐῢ εἰδώς, / ὅς τ᾽ ἐπεὶ ἐκ πολέων πίσυρας συναείρεται ἵππους, / σεύας ἐκ πεδίοιο μέγα προτὶ ἄστυ δίηται / λαοφόρον καθ᾽ ὁδόν: πολέες τέ ἑ θηήσαντο / ἀνέρες ἠδὲ γυναῖκες: ὃ δ᾽ ἔμπεδον ἀσφαλὲς αἰεὶ / θρῴσκων ἄλλοτ᾽ ἐπ᾽ ἄλλον ἀμείβεται, οἳ δὲ πέτονται: / ὣς Αἴας ἐπὶ πολλὰ θοάων ἴκρια νηῶν / φοίτα μακρὰ βιβάς, φωνὴ δέ οἱ αἰθέρ᾽ ἵκανεν) (Ил. 15.679-686).

Во втором случае верховой езде уподобляются действия Одиссея после того, как Посейдон разбивает его плот: «Так от волны разорвалися брусья. Один, Одиссеем / Пойманный, был им, как конь, убежавший на волю, оседлан» (ὣς τῆς δούρατα μακρὰ διεσκέδασ᾽. αὐτὰρ Ὀδυσσεὺς / ἀμφ᾽ ἑνὶ δούρατι βαῖνε, κέληθ᾽ ὡς ἵππον ἐλαύνων) (Од. 5.370-371). В обоих случаях скачка верхом на коне передаётся деноминативным глаголом κελητίζω, образованным от существительного κέλης (род.п. κέλητος) «скакун», которое в свою очередь образовано от глагола κέλλω/κέλομαι «гнать» (< ПИЕ kel- > индоар. kalayati (kāl) «гонит», лат. celer «быстрый»?).

Из приведённых данных можно заключить, что во времена Гомера (VIII в. до н.э.) и, предположительно, также в микенскую эпоху, верховая езда была грекам хорошо известна и практиковалась с немалым мастерством. На рубеже VIII и VII вв. до н.э. в греческом искусстве отмечается резкий рост изображений всадников, знаменующий окончательное вытеснение езды на колеснице верховой ездой. В 680 г. до н.э. в программу Олимпийских игр вводятся скачки на четырёхконных колесницах с (на двуконных – с 408 г. до н.э.), в 648 г. до н.э. к ним добавляются скачки верхом на конях.




Панафинейская амфора с изображением скачки верхом


Определённую сложность представляет выведение греческого слова ἵππος из ПИЕ *éḱwos из-за гласного звука i в первом слоге и густого придыхания. Регулярный рефлекс ПИЕ слова должен был бы выглядеть в греческом как *εππος или *εκκος. На этом основании греческое слово зачастую считают иноязычным заимствованием. Однако i в первом слоге засвидетельствовано уже микенским i-qo (ikkʷos = ikʷkʷos), и переход e в i перед губным является в микенском нередким. По этой причине классическое греческое ἵππος можно считать продолжением микенской формы. Что же касается густого придыхания, то оно является поздним, что видно по наличию в греческих диалектах (Эпидавра и Тарента) формы ἴκκος и по именам типа Λεύκιππος, которые образовались до появления густого придыхания (иначе бы получилось **Λεύχιππος). По всей видимости, густое придыхание в слове ἵππος впервые появилось путём ассимиляции в устойчивом выражении типа ἃρμα και ἵπποι «колесница и кони», а потом распространилось и на все прочие формы этого слова. Таким образом, считать греческое название коня заимствованным необходимости нет. Ещё одним конским термином, засвидетельствованным в микенском (po-ro), является πῶλος «жеребец, конь» (< ПИЕ pōl-). Родственные ему слова имеются в германских языках (нем. Fohlen, англ. foal < ПИЕ pḷ-) и албанском (pelë «кобыла» < ПИЕ pōl-n-).
Tags: Индоевропеистика, ККК
Subscribe

  • Весна в Москве

    Анатолий Никич-Криличевский (1918-1994) «Весна в Москве» 1976 г.

  • Автолавка

    Алексей Катышев (1941-2012) «Автолавка» 1970-е гг.

  • 14 апреля 1930 г. застрелился Маяковский

    Посмертная маска поэта, снятая скульптором Сергеем Меркуловым Сердце поэта упало навзничь, И захлебнулась песня. Ваше слово, Товарищ маузер,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments