aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Categories:

Шпенглер о колесницах

В честь дня переводчика представляю вашему вниманию свой перевод никогда раньше не переводившейся на русский язык статьи Освальда Шпенглера. Учитывая, что она была написана в 1934 г., когда значительная часть доступных нам сегодня данных ещё не была известной, надо отдать должное научной прозорливости Шпенглера, который, заблуждаясь в некоторых частностях, основную суть вопроса выразил правильно.



Колесница и её значение для хода мировой истории
Доклад, прочитанный 6 февраля 1934 г. в Обществе друзей азиатского искусства и культуры в Мюнхене

Смысл исторического исследования стремится к тому, чтобы наглядно представить судьбу людей в том виде, как она разворачивалась в деяниях и личностях. Раньше единственным источником служила литература, и Ранке мог заявлять, что история начинается только там, где у нас появляются исторические источники. Впоследствии раскопки привели к изменению взглядов и методов. Однако необходимо учитывать, что установление слоёв и порядка находок согласно формальным отношениям таит в себе опасность отклонения от сути истории. Керамика молчит о событиях. Мы не знали бы ничего о германском переселении народов с его личностями и битвами, если бы полагались только на археологические находки. Однако среди них имеется одна группа, подлинное историческое значение которой постоянно упускается из виду или недооценивается: оружие. Оно связано с историей теснее, чем черепки и украшения. К нему относятся слишком поверхностно, обращая внимание только на его украшения и технику изготовления. Не хватает психологии оружия. Каждое оружие говорит также о стиле сражения и тем самым о взгляде своего носителя на жизнь. В изобретении и распространении определённого оружия и в отказе от его использования заключается этос. Например, лук является первым дальнобойным оружием, которое инстинктивно отвергалось группой европейских племён за его нерыцарский характер. В их число среди прочих входят римляне, греки метрополии и большинство германских племён. По этой причине при изображении ионической истории Одиссея на коринфских и аттических вазах лук, необходимый для опознания сцены, помещался на боку, а в руку Одиссею давался меч – оружие битвы мужчины с мужчиной.
Никакое оружие – даже огнестрельное – не изменило мир так, как колесница. Ключ к мировой истории II тысячелетия до н.э. заключается в том, что за него мир изменился больше, чем за всю свою остальную историю. Она – первое сложное оружие: повозка, управление приручённым животным, длительное обучение профессиональных воинов, для которых, говоря высокопарно, эта борьба была содержанием жизни, всё соединялось вместе. И главное – здесь впервые в мировую историю вступает скорость как тактическое средство. Возникновение верховой езды – в том же самом месте – является лишь следствием колесничной войны. Речь идёт о единичном изобретении, которое возникло из глубочайшего жизненного стремления совершенно новой на тот момент разновидности человека.
Возникают вопросы – как, где и когда? Такие наивные понятия, как «изобретение повозки» и «знакомство с конём», касаются проблемы довольно близко. Речь идёт о трёх вещах: быстрой езде, обучении коня с этой целью и обращении с ручным оружием в подобных условиях. Только все три вместе составляют они тактическую мысль.
Строго говоря, речь идёт не о колёсной повозке, а о колеснице. Четырёхколёсная повозка – это медленное и прочное средство для перевозки тяжестей. Её появление связано с сельским хозяйством или культом. В противоположность ей двухколёсная колесница легка и быстра. Тягловое животное идёт перед ней рысью или галопом, но не шагом. Здесь постоянно забывают о проблеме дороги. Грузовой повозке, которая должна касаться почвы всеми четырьмя колёсами, требуется ровное дорожное полотно или мощёный двор. Речь идёт о коротких отрезках, таких как Via Sacra или дорога с поля до двора. Колесница же предполагает свободное, сухое, ровное пространство, где могли бы в любой момент быть использованы её возможности. Подобное пространство, таким образом, исключает в качестве места возникновения и применения горы, леса и болота, а тем самым и почти всю Европу и Переднюю Азию.
К этому добавляется выбор запряжки. Грузовую повозку везут быки или ослы – инертные, спокойные, сильные, добродушные животные, которые имеют обыкновение ходить медленным шагом, можно сказать, культовым. В противоположность этому конь сам по себе и в себе слишком быстр и темпераментен. Открыть в нём тактические возможности было смелой мыслью. Разговоры о «знакомстве с конём» являются чепухой. Дикие кони водились в Азии и Европе повсюду. На них охотились и их ели – древние находки из Западной Европы не говорят ни о чём другом. Теперь же коня ловят и приручают, и даже больше – с этой целью в качестве скакуна дрессируют и разводят. Это самая первая планомерно облагораживавшаяся порода животных, о которой нам известно. Разведение скакового коня примерно тысячу лет спустя – всего лишь последнее следствие. Здесь возникает задача полностью использовать превосходство данного оружия. При этом в военную историю вступает скорость как оружие, а вместе с ним и мысль о том, что обученный обращению с оружием профессиональный воин составляет в народе сословие, и при этом самое знатное. Этому оружию принадлежит новый вид человека. В действие вступает радость риска и авантюры, личной храбрости и рыцарской этики. Возникают правящие роды, которые рассматривают войну как содержание жизни и смотрят на крестьянские народы и скотоводческие племена с гордостью и пренебрежением. В это время, во II тысячелетии, выражает себя человечество, которого не было никогда раньше. Рождается новый вид души. С этого времени существует сознательный героизм.
50 лет назад колесница была известна только из Гомера. Сегодня мы знаем, что племя, которое оставило шахтовые гробницы Микен, первым сражалось здесь при помощи этого оружия. Это было в XVI в. до Р.Х. Однако в то же самое время начинается движение гиксосов в Передней Азии. Это имя было полно ужаса, которым пропитались египтяне и который они никогда не забыли: Правители иноземных стран. Их язык и раса неизвестны. Они пришли с севера – не из Сирии, а из Армении и ещё более отдалённых мест, и были не единым народом, а сонмами завоевателей, которые находились друг с другом в союзе или воевали между собою, считали господство и добычу целями жизни и заставляли покорённых работать на себя. Дальше к востоку ок. 1700 г. касситы так же обрушились на Вавилонию, а ещё дальше – арии на индийскую цивилизацию, которую мы вот уже несколько лет знаем по находкам в Мохеджо-Даро и Хараппе. В древних подлинных слоях индийского эпоса мы сталкиваемся с характером этих завоевателей так же, как и в Илиаде. Однако, на что, как я могу судить, до сих пор не обращали внимание: То же самое имело место и в Китае. Мы знаем сегодня, что картина древнекитайской истории до династии Шан представляет собой выдумку конфуцианских учёных. Находки костей в Хэнани с их ещё совсем не развитыми письменами показали нам, что в ту эпоху о политических записях ещё не идёт никакой речи. Настоящая история начинается здесь не раньше, чем в Индии и Греции, т.е. со второй половины II тысячелетия до Р.Х. Однако с самого начала в Китае бытовало устойчивое предание, что, как и там, здесь имело место завоевание господствующим народом на колесницах. К нему принадлежала династия Чжоу. С этого времени колесница, как и на Западе, является решающим и аристократическим оружием, которое решало судьбу сражения ещё и в начале Ханьской эпохи. В этом более широком контексте история Китая с 1200 г. понятна лучше – она основывается на тех же самых духовных предпосылках, что и в Индии и античном мире.
Таким образом, колесница и общность колесничных племён возникла на огромной равнине, которая тянется от Южной России до Монголии и которая тогда ещё не приобрела характер пустыни. Отсюда позднее обрушивались на всю Европу и Азию племена конников. Это древняя дорога народов, по которой скифы, киммерийцы, гунны, булгары, угры, тюрки и монголы Чингисхана продвигались на запад, восток и юг. О языке и расе колесничных племён мы не знаем ничего. Они могли быть сильно смешанными, учитывая, что подобные завоевательные походы приводили в движение и увлекали за собой другие народы. Однако главное заключается в том, что речь идёт не о вытеснении одного народа другим вследствие захвата сельскохозяйственных земель и выпасов, а о захвате власти героическими варварами над высококультурными народами. С появлением колесницы Старый свет вступает в эпоху хаотичной смены расцвета и гибели, водоворота всевозможных рас и языков. Возникают эфемерные государства, появляются и исчезают великие вожди, авантюристы и военные предводители бросаются в гибельный поток истории. Результат для мировой истории оказывается колоссальным. Ими были созданы новый стиль и смысл. Гиксосы и касситы сокрушили старые культуры Юга, не успели некоторые из фараонов и ассирийских правителей, которые, возможно, сами были родственниками по крови этих завоевателей, успешно заимствовать их стиль на срок собственной жизни. Возникли три новые культуры рыцарского типа, господствующие над покорённым высокоцивилизованным населением: греко-римская над минойско-микенским, арийская над старой культурой Инда, «китайская» над более южной, для которой у нас нет никакого названия. Место египетской чиновничьей и вавилонской жреческой знати занимает здесь военная знать. Война представляет содержание жизни правящего сословия. Эти северные культуры более мужественны и энергичны, чем культуры Евфрата и Нила. У них иное чувство простора и судьбы. Однако господствующий слой раннего времени погружается в сон в южной теплоте, раньше и основательнее всего – на самом юге, в Индии. Начинается борьба автохтонного подчинённого слоя против несущей культуру аристократии, которая вместе со своим чувством, мыслью и волей в конечном счёте оказывается поглощённой: таков трагизм этих трёх исторических процессов.

http://www.zeno.org/Philosophie/M/Spengler,+Oswald/Reden+und+Aufs%C3%A4tze/Der+Streitwagen+und+seine+Bedeutung+f%C3%BCr+den+Gang+der+Weltgeschichte
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments