aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Categories:

Генетика Предкавказья и индоевропейцы

Новое исследование Chuan-Chao Wang et al. The Genetic Prehistory of the Greater Caucasus ( https://www.biorxiv.org/content/early/2018/05/16/322347 ) представляет результаты генетического изучения останков обитателей Кавказа и северного Предкавказья за три тысячелетия с середины IV до середины I тысячелетия до н.э. В начале этого периода северный и южный склоны Кавказского хребта занимала Майкопская археологическая культура, юго-восточнее её была распространена Куро-Аракская, а севернее – Ямная археологические культуры. Куро-аракцы говорили, по всей видимости, на хурритском языке, майкопцы – на каком-то или каких-то из кавказских, а Ямная культура, как мы теперь достоверно знаем, была колыбелью поздних индоевропейцев после отделения от них языковых предков анатолийцев. До последнего времени оставался спорным вопрос, где именно в эпоху ямной и майкопской культур проходила языковая граница между индоевропейцами и кавказцами, и исследование Chuan-Chao Wang et al. дало на этот вопрос ясный ответ.




Пунктиром обозначена граница между индоевропейским и кавказским генетическими кластерами в IV-I тыс. до н.э.


Оказалось, что уже ок. 3500 г. до н.э. существовала чёткая генетическая граница между северными склонами Кавказского хребта и степным Предкавказьем. Люди к югу от этой границы были носителями мужских гаплогрупп L, J и G2, а по аутосомным генами представляли собой смесь между местными кавказскими охотниками-собирателями и неолитическими земледельческими мигрантами из Анатолии. Такой генетический состав засвидетельствован уже у носителей предшествовавшей Майкопской энеолитической культуры Дарквети-Мешоко. Майкопцы были также очень сходны генетически с куро-аракским населением Армении бронзового века (т.е. хурритами-урартами) и современным населением южного Кавказа. (Примечательно, что современное население северного Кавказа отличается от его древнего населения полученной позднее северной генетической примесью.)

Обитатели же степного северного Предкавказья уже в середине IV тыс. до н.э. были носителями мужских гаплогрупп R1/R1b1 и Q1a2 и по ним, а также по аутосомным генам были очень сходны с представителями более ранних Самарской и Хвалынской культур на Волге, своими современниками Ямной культуры из Калмыкии, Поволжья и др. мест, а также более поздними племенами Катакомбной культуры. Столь чёткая генетическая граница, существовавшая на протяжении длительного времени, свидетельствует о строгом патрилинейном клановом сознании и, несомненно, представляет собой также и лингвистическую границу между носителями кавказских языков к югу от неё и индоевропейцами к северу.





Важность исследования Chuan-Chao Wang et al. заключается также в том, что оно проливает дополнительный свет на вопрос о происхождении и распространении колёсных повозок. Древнейшие в мире колёсные повозки обнаружены археологами на территории Новотиторовской археологической культуры, которая была распространена ок. 3300-2700 гг. до н.э. в областях к северу от реки Кубань. Одна из них, датирующаяся временем ок. 3300 г. до н.э., была найдена в 1985 г. в станице Старокорсунской рядом с Краснодаром. Под курганом высотой 5 м находились 28 захоронений. Одно из них, обозначенное номером 18, представляло собой яму с деревянным перекрытием, в которой был обнаружен скелет юноши с посыпанной охрой головой. Помимо глиняных сосудов и бронзового шила в загробный мир его сопровождала деревянная повозка, от которой сохранились остатки двух колёс диаметром ок. 60 см со ступицами диаметром ок. 18 см.




Погребение 18 из кургана в Старокорсунской


Как уже было сказано, повозка из Старокорсунской входит в число самых древних колёсных повозок в мире, все из которых происходят с территории Новотиторовской культуры. Самые древние колёсные повозки, найденные археологами в Передней Азии (которую некоторые исследователи считают местом их изобретения, откуда они распространились в т.ч. в южнорусские степи), позже новотиторовских по меньшей мере на полтысячелетия. Кроме того, что область Новотиторовской археологической культуры содержит самые древние в мире колёсные повозки, она содержит и наибольшее их количество в ранний период их существования. За период 3500-2000 гг. до н.э. археологами найдены в южнорусских степях остатки примерно трёх сотен повозок, из них около половины приходятся на территорию Новотиторовской культуры и соседние с ней области Ямной культуры. Повозки или их части обнаруживаются примерно в каждом десятом из новотиторовских и близких к ним захоронений. По количеству и частоте присутствия ранних повозок в археологических памятниках данный регион значительно превосходит любой другой регион Евразии. Из этого ясно, что он играет ключевую роль в решении вопроса о месте изобретения колёсной повозки и происхождении её изобретателей.





Обычно считается, что Новотиторовская культура представляет собой региональный вариант Ямной археологической общности. Однако некоторые отличия между ними позволяли ряду исследователей отделять Новотиторовскую культуру от Ямной и сближать с Майкопской. Благодаря исследованию Chuan-Chao Wang et al. этот вопрос можно считать решённым. Граница по Кубани между Новотиторовской и Майкопской археологическими культурами была также границей между «кавказским» и «степным» генетическими массивами, а тем самым и между кавказскими и индоевропейским языками. Новотиторовцы были индоевропейцами, и ключевая роль региона их обитания в возникновении колёсных повозок является дополнительным свидетельством в поддержку мнения об их изобретении индоевропейцами (подкрепляемого также оригинальностью и богатством индоевропейской транспортной терминологии). Из южной индоевропейской области колёсные повозки могли быть заимствованы соседними кавказоязычными носителями Майкопской и Куро-Аракской культур, а затем через них распространиться в Переднюю Азию.




Tags: Индоевропеистика, ККК
Subscribe

  • Из мессианской истории

    Автор известного галахического кодекса «Шулхан арух» («Накрытый стол») Иосиф Каро (1488-1575) сообщает в своём сочинении «Маггид мешарим»…

  • Андрогинные сфирот

    Некоторые из сфирот (Хохма, Тиферет) выступают как личные мужские божества, другие (Бина, Малхут) – как женские. В то же время вся правая сторона…

  • Хвост Адама

    Согласно одной из версий, представленных в талмудическом трактате «Берахот» («Благословения»), Ева была создана не из ребра Адама, а из его хвоста…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments