aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Category:

Ещё раз о происхождении переднеазиатских названий колеса

Обращает на себя внимание сходство переднеазиатских названий колеса с одним из двух его протоиндоевропейских названий *kʷekʷlos, образованным путём удвоения от глагольного корня *kʷel- «вертеться». По мнению Джона Хэллорана (John A. Halloran. Sumerian Lexicon. Version 3.0. P. 56 / http://www.sumerian.org/sumerian.pdf), шумерское название колеса GIGIR (в III тыс. до н.э. произносилось, по-видимому, kikir) образовано путём удвоения от глагольного корня GIR8 «вертеться», «катиться».

Северо-западно-семитское (ханаанейско-арамейское) слово glgl «колесо» образовано при помощи удвоения от глагольного корня gll «вертеться». Этимологическая база данных афроазиатских языков сайта «Вавилонская башня» (http://starling.rinet.ru/cgi-bin/response.cgi?single=1&basename=%2fdata%2fsemham%2fafaset&text_number=1922&root=config) возводит его к протосемитскому корню *gʷVlVl- «круг», «круглый», «кружить», который, в свою очередь, происходит от протоафразийского корня *gʷalVl- «быть круглым», «кружить». Последний представлен в берберск. *gVlVl- «быть круглым», зап.-чадск. *gulu- «шар», вост.-чадск. *gwal- «круглый». Он также отражён в сомалийск. galgal «круг» и туарегск. gəllələt «круглый» (Handbook of Comparative and Historical Indo-European Linguistics. Berlin/Boston, 2017. P. 8-9).

В.М. Иллич-Свитыч (Опыт сравнения ностратических языков. М., 1971. С. 237-238) выделяет ностратический корень gUl- «круглый», «шар», от которого произошёл семито-хам. корень g(w)l «круглый», «шар», «голова», отражённый в аккад. gll «катить», gullatum «шар, опухоль», евр. gll «катить», сирийск. gll «катить», galalō «нечто круглое, шар», амхар. gʷll «катить», а также семитский корень *glg(l) «череп, голова». К тому же семито-хамитскому корню он возводит бербер. и туарег. gelellet «быть круглым», gelellwet «делать круглым» и хауса gulūlu «шар», отмечая, что глагольную семантику «катить» он развил только в семитских языках. Индоевропейский корень *kʷel- «вертеться» Иллич-Свитыч считает производным от другого ностратического корня *ḳol- «круглый», указывая при этом на его сходство с корнем gUl- (С. 238, 327).

Аккадское слово magarrum или mugerrum «колесо» образовано при помощи префиксации от глагола garārum «крутиться, катиться». Поскольку чередование r и l является обычным для семитских языков, глагольный корень grr можно считать вариантом gll, от которого образовано северо-западно-семитское слово с тем же значением.

Т.В. Гамкрелидзе и Вяч.Вс. Иванов (Индоевропейский язык и индоевропейцы. Тбилиси, 1984. С. 737, 718) восстанавливают протокартвельское слово *gṛgar- «колесо», от которого было произведено груз. gorgal- «колесо», «круг». В.М. Иллич-Свитыч (Опыт сравнения ностратических языков. М., 1971. С. 237-238) выводит из ностратического корня gUl- также картв. gwar-/gur- «круглый», «катиться» и груз. gor- и (с удвоением) gorgol- «катить(ся), валить(ся)».

Шумерское, северо-западно-семитское, аккадское и картвельское названия колеса объединяет с его индоевропейским названием то, что они образованы от похожих фонетических корней, состоящих из заднеязычного взрывного и сонорного и имеющих похожее значение «вертеть(ся), катить(ся)». Кроме того, за исключением аккадского слова, образованного путём префиксации, они все, как и индоевропейское слово, образованы путём удвоения корня.

Названия колеса в семитских языках являются разными (акк. magarrum, mugerrum, евр. и арам. galgal, угар. apn, араб. dūlābun, ṭāratun, tirsun, геэз mankʷarākʷər, mankokot), из чего следует, что в общесемитском языке, распад которого обычно датируется IV тыс. до н.э., слова «колесо» ещё не было. При этом в общеиндоевропейском языке (за вычетом анатолийского), распавшемся в конце того же тысячелетия, для обозначения колеса имелось целых два слова (*kʷékʷlos и *Hrotós). Как было показано выше, северо-западно-семитское и аккадское названия колеса были образованы от общесемитского корня, имеющего афразийское (и возможно ностратическое) происхождение, поэтому считать их заимствованиями из индоевропейского нет оснований. Однако индоевропейское влияние на их образование вполне вероятно, о чём могут свидетельствовать данные археологии.

Согласно этим данным, колесо в Леванте впервые появляется ок. 2800 г. до н.э. Его появление свидетельствуется моделями колёс, которые находят всегда вместе с керамикой типа Хирбет-Керак. Эта керамика получила своё название от местечка Хирбет-Керак на берегу озера Кинерет в современном Израиле, где она была впервые обнаружена и описана. Помимо керамики, в Хирбет-Кераке было найдено 10 моделей колёс (9 из глины и 1 из камня) с обозначенными отверстиями для осей и ступицами. К настоящему времени установлено, что производившаяся на гончарном круге красная и чёрная обожжённая керамика этого типа, значительно превосходившая по качеству местные образцы, импортировалась в Левант из области куро-аракской культуры на Южном Кавказе. По всей видимости, носители этой культуры были по языку хурритами.

Хурритское название колеса нам не известно (в текстах оно всегда передаётся шумерограммой), однако нельзя исключить, что оно было сходным с индоевропейским. Археологические находки колёс и колёсных повозок из Северного Предкавказья входят в число древнейших в мире. В этом регионе происходило интенсивное взаимодействие индоевропейцев и носителей кавказских языков. Возможным следом такого взаимодействия является протокартвельское слово *gṛgar- «колесо», сходное с ПИЕ *kʷékʷlos и, вероятно, созданное по его образцу. Сходным с ним словом могло называться колесо и в хурритском языке. В III тыс. до н.э. хурриты на запряжённых волами колёсных повозках, нагруженных керамикой типа Хирбет-Керак, достигают Леванта и знакомят его обитателей с колесом. Северо-западно-семитское galgal могло быть произведено из фонетически и семантически сходного афразийского корня по хурритскому образцу, возникшему, в свою очередь, под индоевропейским влиянием. Сходным могло быть возникновение названия для колеса также в аккадском и шумерском.
Tags: Занимательное языкознание, Индоевропеистика, ККК
Subscribe

  • Вячеслав Лещёв

    Петербургский художник. Родился в 1980 г. в Элисте. В 2004 г. закончил Государственную Академию Славянской культуры в Москве. На выставке «Казаки.…

  • Андрей Аверьянов

    Современный русский художник (родился в 1948 г.), глухонемой от рождения.

  • Мара

    Славянская богиня смерти. Творчество художественного объединения Veneden.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments