aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Category:

Колёсные повозки Египта

В Египте эпохи Древнего (XVIII-XXII вв. до н.э.) и Среднего (XXI-XVIII вв. до н.э.) царств колесо уже было известно, но использовалось крайне ограниченно. К настоящему времени обнаружено всего два египетских изображения колёс, относящихся к этой эпохе. Первое из них происходит из гробницы Каэмхесета в Саккаре (XXIV в. до н.э.) времён VI династии, второе – из гробницы Иниотефа в Фивах (XXI в. до н.э.) времён XI династии. Рельеф из гробницы Иниотефа представляет деревянную лестницу, установленную на два сплошных колеса. Согласно одному мнению, это изображение строительных работ, согласно другому – осады города. Фактическое отсутствие свидетельств об использовании колёсных повозок в Египте Древнего и Среднего царств можно объяснить тем, что нужды египтян в перевозках вполне удовлетворялись другими средствами – основной объём грузов перевозился на судах по Нилу и каналам, по суше лёгкие грузы перевозились на ослах, а тяжёлые – на санях, в которые запрягались быки или волы. На мягких илистых или песчаных почвах Египта колёсные повозки, по-видимому, были менее пригодными.




Рельеф из гробницы Каэмхесета в Саккаре (XXIV в. до н.э.)


Отсутствию изображений колёсных повозок в раннем искусстве Египта соответствует отсутствие слов для колёсной повозки и колеса в египетском языке Древнего и Среднего царств. Единственным исключением может быть выражение ṯbt nt ḫntš («ковчег хождения»), встречающееся ок. 1850 г. в анналах Аменемхета II. Первое свидетельство об использовании колёсной повозки в Египте относится уже к гиксосской эпохе – оно происходит из гробницы Собекнахта в Эль-Кабе времён XIII династии (XVIII-XVII вв. до н.э.). Рельеф на стене этой гробницы изображает запряжённую быками повозку на четырёх сплошных колёсах, которая везёт погребальную ладью.




Рельеф из гробницы Собекнахта в Эль-Кабе (XVIII-XVII вв. до н.э.)


После изгнания гиксосов и основания Нового царства в XVI в до н.э. изобразительные и литературные свидетельства о колёсных повозках в Египте появляются в огромном количестве. Самое раннее египетское изображение колеса со спицами происходит из фиванской гробницы царицы Аххотпе, матери основателя XVIII династии фараона Яхмоса I (сер. XVI в. до н.э.). Среди других вещей в ней была обнаружена модель четырёхколёсной повозки, везущей золотое судно.




Модель из гробницы царицы Аххотпе в Фивах (сер. XVI в. до н.э.)


Войну за изгнание гиксосов из Египта начал непосредственный предшественник и предположительно брат Яхмоса I Камос. Эти события описываются в двух его надписях, обе из которых упоминают гиксосские колесницы (или коней). Фрагментарно сохранившаяся первая стела Камоса (текст которой частично воспроизводит т.наз «Табличка Карнарвона») описывает поход этого фараона вниз по Нилу и захват им гиксосской крепости Ноферуси. Фрагмент, сохранившийся на Табличке Карнарвона, сообщает, что после падения Ноферуси «их (т.е. гиксосов) кони (или колесницы) (ḥtr) бежали внутрь» (т.е. на земли, остававшиеся под властью гиксосов?). В тексте своей второй стелы, похваляясь перед гиксосским царём, Камос заявляет ему: «Я захватил [твоих] коней (или колесницы)» (nḥm.ỉ tʔ nt ḥtrỉ). В обоих текстах используется слово ḥtr, которое ранее обычно обозначало упряжку быков, но к концу гиксосской эпохи стало обозначать также упряжку лошадей.




Фрагмент Второй стелы фараона Камоса с упоминанием коней или колесниц (ḥtr) гиксосов


Начатое Камосом освобождение Египта от власти гиксосов успешно завершил Яхмос I. В заупокойном храме этого фараона в Абидосе недавно были найдены части каменного рельефа, изображающего его войну с гиксосами. Сцена битвы египтян и азиатов представляет колесницы с конями, в том числе огромную фигуру Яхмоса на колеснице, поражающего своих азиатских врагов, которые также скачут на колесницах.




Фрагменты рельефа из заупокойного храма фараона Яхмоса в Абидосе


В описании этих событий мы впервые встречаем египетское название колесницы wrr(y)t, а также гиксосское (и в конечном счёте индоевропейское) заимствование ssm(t), которое в этот период вытесняет египетское слово ḥtr в качестве обозначения коня. Они содержатся в надписи из гробницы приближённого и тёзки фараона Яхмоса I – Яхмоса, сына Эбаны (вт.пол. XVI в. до н.э.). Последний сообщает, что во время наступления правителя Египта на гиксосскую столицу Аварис сопровождал его в качестве пешего воина «при его выезде на своей колеснице» (m-ḫt swtwt.f ḥr wrrt.f). Позднее, описывая войну уже Тутмоса I против Митанни, Яхмос сообщает: «Я привёл колесницу, её коня и того, кто был на ней (или: и её коня, который был перед ней), как живую добычу к Его Величеству» (ỉnỉ.n.ỉ wrryt ssm.s ntỉ ḥr.s m sqr-‛nḫ ms(w) n ḥm.f).




Фрагмент надписи из гробницы Яхмоса, сына Эбаны с упоминанием колесницы и коня


Предлагались различные этимологии для слова wrryt «колесница» – египетская, семитская, хурритская, индоевропейская (от ПИЕ корня *wert- «вертеться»), однако ни одна из них не получила широкого признания. Наряду с этим словом для обозначения колесницы в египетских источниках несколько позднее начинает использоваться семитское заимствование mrkbt – в основном не в иероглифических, а в иератических административных текстах, что подтверждает египетско-семитский языковой контакт и частичный билингвизм в военной сфере, известный также по другим данным.

Классическая египетская колесница эпохи Нового царства представляла собой лёгкую (весом менее 30 кг) повозку, в которую запрягались два коня. Экипаж египетской колесницы состоял из двух человек – возницы со щитом (kḏn) и лучника (snnỉ), который помимо составного лука со стрелами мог быть также вооружён дротиками, копьём, бронзовым серповидным мечом (ḫpš), кинжалом, топором или палицей. Каждую колесницу сопровождало несколько пеших «бегунов» (pḥrr), вооружённых щитами и копьями или другим наступательным оружием. 10 колесниц составляли отряд во главе с «главой колесничих» (kḏn tpy), 5 отрядов – эскадрон во главе со «знаменосцем колесничих», несколько эскадронов – войско (pḏt) во главе с «начальником войска» (ḥry pḏt).










Колесницы, найденные в гробнице Тутанхамона, и одна из них в собранном виде


Несмотря на изобилие литературных и изобразительных источников о египетских колесницах ни один из них не описывает, каким именно образом они применялись в бою. По всей видимости, египетские колесницы (как и все прочие колесницы позднего бронзового и раннего железного века) использовались в основном как мобильные платформы для стрельбы из лука. При атаке на пешее войско колесничные лучники стремились градом своих стрел рассеять и обратить в бегство противников, после чего добивать их стрелами и оружием ближнего боя в ходе преследования. Если с первого раза это сделать не удавалось, колесницы, не доезжая определённого расстояния до вражеских рядов, разворачивались, а затем повторяли атаку. В случае сражения двух колесничных войск их лучники при сближении старались вывести из строя как можно больше колесниц противника, а остальные принудить к отступлению. «Бегуны» защищали свои колесницы от пеших воинов врага, а во время преследования добивали и брали в плен бегущих.






Изображения на колеснице Тутмоса IV


После правления Рамзеса III (1185-1153) количество литературных и изобразительных источников о египетских колесницах резко уменьшается. Колесничное войско в Египте приходит в упадок одновременно с упадком власти фараонов Нового царства.
Tags: Египет, Индоевропеистика, ККК
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments