aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Category:

Иудейская Богиня-мать в изобразительном искусстве

Образ Богини-матери получает широкое распространение в ханаанейском искусстве в конце эпохи среднего бронзового века (1750-1550 гг. до н.э.), т.е. примерно тогда же, когда имя Ашеры впервые упоминается в письменных источниках. Этим временем датируются несколько десятков найденных в Палестине печатей-скарабеоидов с изображением обнажённой богини. Примерно в четырёх из пяти случаях по сторонам от неё находятся деревья или ветви, иногда в виде ветви также представлен её лобок. По данной причине этот иконографический тип условно именуется «Богиней с ветвями». На некоторых скарабеоидах богиня представлена лишь своей головой с характерной причёской египетской богини Хатхор и её коровьими рогами, которые иногда превращаются в пальмовые ветви. Имеется также ряд изображений богини в виде дерева с поклоняющимся ему человеком.




Скарабеоиды конца среднего бронзового века с изображением «Богини с ветвями»





Богиня-мать в виде головы Хатхор





Скарабеоид из Сихема, представляющий богиню в виде головы Хатхор,
под которым изображено священное дерево с поклоняющимися ему женщинами
Скарабеоид из Тель-эль-Аджуль с изображением женщины,
поклоняющейся священному дереву
Цилиндрическая печать из Тель-эль-Фара с изображением мужчины, поклоняющегося священному дереву


В начале эпохи поздней бронзы (1550-1150 гг. до н.э.) в Ханаане получают распространение изображения Богини-матери на грушевидных подвесках, обычно сделанных из золота. Такие подвески, по всей видимости, носились женщинами на поясе. На них, как правило, обозначены лицо, груди, пупок и лобок, из которого иногда растёт ветка. Таким образом, эти изображения являются развитием типа «Богини с ветвями». Одновременно с этими дорогостоящими изделиями в Ханаане массово производились недорогие фигурки Богини-матери из обожжённой глины (терракоты). На них она представлена в полный рост обнажённой (но в высоком головном уборе), чащей всего поддерживающей руками груди. Продолжалась традиция изображения Богини-матери в виде священного дерева на печатях, которая также распространилась на роспись керамики.




Грушевидные подвески позднего бронзового века
Глиняная фигурка из Мегиддо, ок. 1500 г. до н.э.
Печать из Мегиддо в митаннийском стиле, изображающая священное дерево, поклоняющегося ему человека и животных





Расписной сосуд из Мегиддо XIV-XIII в. до н.э.,
представляющий Богиню-мать в виде пальмы с козлами и птицами по сторонам от неё


В середине и конце эпохи поздней бронзы на севере Ханаана были в основном распространены глиняные фигурки Богини-матери в высоком головном уборе, поддерживающей руками груди. На юге Ханаана в это же время она изображалась как женщина с причёской Хатхор, держащая в руках стебли лотоса или папируса, иногда стоящая на льве. Причёска и растения в этом иконографическом типе являются египетскими, однако изображение в фас, нагота и связь с растительным миром выдают его ханаанейское происхождение. В целом он является египтизированным вариантом типа «Богини с ветвями», известного в Ханаане с эпохи средней бронзы. Этот тип получил распространение и в синкретической иконографии самого Египта эпохи Нового царства. Там по сторонам от богини изображаются два мужских божества, обычно Решеф и Мин. Поскольку египетские надписи именуют богиню заимствованным из семитского языка словом qdš(t) («Святая»), этот иконографический тип принято условно именовать типом «Кудшу». Он исчезает из Ханаана одновременно с концом египетской колониальной власти. В росписях керамики Богиня-мать продолжает изображаться в виде священного дерева с животными по сторонам от него.




Терракота из Лахиша и бронзовая подвеска из Акко, представляющие тип «Кудшу»





Египетская стела, изображающая ханаанейскую Богиню-мать верхом на льве со стеблем папируса и змеёй в руках между Решефом (справа) и Мином (слева)





Египетская стела, ранее хранившаяся в Винчестерском колледже (местонахождение в настоящее время не известно), именующая ханаанейскую Богиню-мать одновременно qdšt (т.е. Ашерой), Анат и Аштарт





Кубок из храма XIII в. до н.э. в Лахише, изображающий священное дерево Богини-матери в виде лобка с козлами по сторонам от него





Кувшин из того же лахишского храма с надписью ’lt (Элат, т.е. Ашера) над изображением дерева-семисвечника с козлами по сторонам от него


С концом бронзового века и переходом к железному веку (ок. 1150 г. до н.э.) в Ханаане полностью исчезают изображения Ашеры в виде «Богини с ветвями» и «Кудшу». Им на смену приходит иконографический тип, условно именуемый «Астартой», который появляется уже в конце эпохи бронзы и широко распространяется в век раннего железа (1150-1000 гг. до н.э.). Этот тип представлен фигурками из терракоты, изображающими обнажённую женщину в полный рост, руки которой вытянуты вдоль тела, сведены на животе или поддерживают груди. Определённые черты божества отсутствуют, однако ряд черт (фронтальное изображение в полный рост, обнажённость, руки, поддерживающие груди) позволяют считать этот тип продолжением терракотовых изображений Ашеры позднего бронзового века. Судя по местам находок (в основном в домах), эти фигурки использовались в семейном культе.




Терракоты раннего железного века, представляющие тип «Астарты»


С переходом к среднему железному веку (ок. 1000 г. до н.э.) антропоморфные изображения Богини-матери начинают всё более вытесняться её изображениями в виде священного дерева. Совмещение этих двух традиций можно наблюдать на примере глиняного жертвенника Х в. до н.э. из Таанаха с территории Израильского царства, служившего в качестве курильницы или подставки под чашу, в которую клали жертвенные плоды или совершали возлияния. Жертвенник имеет четыре ряда изображений, два из которых (первый и третий снизу) определённо относятся к Богине-матери. В нижнем ряду она изображена обнажённой в полный рост между двумя львами. В третьем снизу ряду она представлена в виде своего священного дерева с козлами и львами по сторонам от него. На скарабеоидах и цилиндрических печатях железного века с территории Израильского и Иудейского царств антропоморфные изображения Ашеры почти полностью исчезают и заменяются изображениями её священных деревьев и поклоняющихся им людей.




Жертвенник из Таанаха





Типичные для эпохи железа II A (1000-900 гг. до н.э.) израильские скарабеоиды из кости и известняка (найдены в Вефиле, Бет-Шемеше, Мегиддо и Тель-эн-Насбе), изображающие сцены поклонения священному дереву (пальме) Ашеры


В области антропоморфных фигурок из терракоты изображения «Астарт», характерные для начала железного века (1150-1000 гг. до н.э.), в период железа II A-B (1000-700 гг. до н.э.) на территории Израильского царства сменяются изображениями женщин с круглым предметом в руках. Данный предмет истолковывается как бубен или жертвенный хлеб (ср. «виноградные лепёшки», упоминаемые израильским пророком Осией, возможно, в связи с культом Богини-матери). «Женщины с бубном» чаще изображаются одетыми, чем обнажёнными. Судя по местам находок, эти фигурки, как и «Астарты», были принадлежностью домашнего культа.




Израильские изображения Ашеры в виде «женщины с бубном»


Новый расцвет антропоморфная иконография еврейской Богини-матери пережила в последний период существования Иудейского царства. На его территории найдены сотни женских фигурок, датируемые временем с конца VIII до начала VI в. до н.э. Эти фигурки из обожжённой глины высотой 10-20 см изображают женщину, поддерживающую руками свои утрированные груди, тело которой обычно выполнено в виде столпа или конуса, отчего подобные изображения условно именуются «столбовидными» или «конусообразными». Они массово производились в гончарных мастерских в разных городах Иудеи. После обжига фигурки белились, а потом раскрашивались яркими цветами (чёрным, красным, жёлтым, коричневым). Более 95% всех находок происходят с территории Иудейского царства, из чего можно заключить, что они представляют собою характерно иудейский религиозный феномен. Наряду с антропоморфными изображениями из глины в позднем Иудейском царстве Ашера продолжала изображаться на печатях в виде своего священного дерева.





Поздние иудейские «столбовидные» или «конусообразные» фигурки Ашеры





Иудейские печати VII в. до н.э., изображающие поклонение священному дереву Ашеры (пальме)


Как мы видим, иконография еврейской Богини-матери может быть непрерывно прослежена от её появления в искусстве Ханаана в XVIII в. до н.э. до завоевания Иудеи вавилонянами в VI в. до н.э. Два её основных типа, распространённые в позднем Иудейском царстве, восходят к древнейшим временам. Тип фигурок из терракоты, представляющий обнажённую женщину, поддерживающую руками свои груди, и тип рисунков на печатях, изображающий Ашеру в виде её священного дерева с поклоняющимися ему людьми, появились в Ханаане уже в конце среднего – начале позднего бронзового века. Изобразительное искусство не даёт никаких оснований для утверждений о том, что в своём отношении к Богине-матери допленный иудаизм чем-то отличался от традиционной ханаанейской религии.
Tags: Религиозная история, Яхвизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments