aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Category:

Иудейская Богиня-мать в изобразительном искусстве

Образ Богини-матери получает широкое распространение в ханаанейском искусстве в конце эпохи среднего бронзового века (1750-1550 гг. до н.э.), т.е. примерно тогда же, когда имя Ашеры впервые упоминается в письменных источниках. Этим временем датируются несколько десятков найденных в Палестине печатей-скарабеоидов с изображением обнажённой богини. Примерно в четырёх из пяти случаях по сторонам от неё находятся деревья или ветви, иногда в виде ветви также представлен её лобок. По данной причине этот иконографический тип условно именуется «Богиней с ветвями». На некоторых скарабеоидах богиня представлена лишь своей головой с характерной причёской египетской богини Хатхор и её коровьими рогами, которые иногда превращаются в пальмовые ветви. Имеется также ряд изображений богини в виде дерева с поклоняющимся ему человеком.




Скарабеоиды конца среднего бронзового века с изображением «Богини с ветвями»





Богиня-мать в виде головы Хатхор





Скарабеоид из Сихема, представляющий богиню в виде головы Хатхор,
под которым изображено священное дерево с поклоняющимися ему женщинами
Скарабеоид из Тель-эль-Аджуль с изображением женщины,
поклоняющейся священному дереву
Цилиндрическая печать из Тель-эль-Фара с изображением мужчины, поклоняющегося священному дереву


В начале эпохи поздней бронзы (1550-1150 гг. до н.э.) в Ханаане получают распространение изображения Богини-матери на грушевидных подвесках, обычно сделанных из золота. Такие подвески, по всей видимости, носились женщинами на поясе. На них, как правило, обозначены лицо, груди, пупок и лобок, из которого иногда растёт ветка. Таким образом, эти изображения являются развитием типа «Богини с ветвями». Одновременно с этими дорогостоящими изделиями в Ханаане массово производились недорогие фигурки Богини-матери из обожжённой глины (терракоты). На них она представлена в полный рост обнажённой (но в высоком головном уборе), чащей всего поддерживающей руками груди. Продолжалась традиция изображения Богини-матери в виде священного дерева на печатях, которая также распространилась на роспись керамики.




Грушевидные подвески позднего бронзового века
Глиняная фигурка из Мегиддо, ок. 1500 г. до н.э.
Печать из Мегиддо в митаннийском стиле, изображающая священное дерево, поклоняющегося ему человека и животных





Расписной сосуд из Мегиддо XIV-XIII в. до н.э.,
представляющий Богиню-мать в виде пальмы с козлами и птицами по сторонам от неё


В середине и конце эпохи поздней бронзы на севере Ханаана были в основном распространены глиняные фигурки Богини-матери в высоком головном уборе, поддерживающей руками груди. На юге Ханаана в это же время она изображалась как женщина с причёской Хатхор, держащая в руках стебли лотоса или папируса, иногда стоящая на льве. Причёска и растения в этом иконографическом типе являются египетскими, однако изображение в фас, нагота и связь с растительным миром выдают его ханаанейское происхождение. В целом он является египтизированным вариантом типа «Богини с ветвями», известного в Ханаане с эпохи средней бронзы. Этот тип получил распространение и в синкретической иконографии самого Египта эпохи Нового царства. Там по сторонам от богини изображаются два мужских божества, обычно Решеф и Мин. Поскольку египетские надписи именуют богиню заимствованным из семитского языка словом qdš(t) («Святая»), этот иконографический тип принято условно именовать типом «Кудшу». Он исчезает из Ханаана одновременно с концом египетской колониальной власти. В росписях керамики Богиня-мать продолжает изображаться в виде священного дерева с животными по сторонам от него.




Терракота из Лахиша и бронзовая подвеска из Акко, представляющие тип «Кудшу»





Египетская стела, изображающая ханаанейскую Богиню-мать верхом на льве со стеблем папируса и змеёй в руках между Решефом (справа) и Мином (слева)





Египетская стела, ранее хранившаяся в Винчестерском колледже (местонахождение в настоящее время не известно), именующая ханаанейскую Богиню-мать одновременно qdšt (т.е. Ашерой), Анат и Аштарт





Кубок из храма XIII в. до н.э. в Лахише, изображающий священное дерево Богини-матери в виде лобка с козлами по сторонам от него





Кувшин из того же лахишского храма с надписью ’lt (Элат, т.е. Ашера) над изображением дерева-семисвечника с козлами по сторонам от него


С концом бронзового века и переходом к железному веку (ок. 1150 г. до н.э.) в Ханаане полностью исчезают изображения Ашеры в виде «Богини с ветвями» и «Кудшу». Им на смену приходит иконографический тип, условно именуемый «Астартой», который появляется уже в конце эпохи бронзы и широко распространяется в век раннего железа (1150-1000 гг. до н.э.). Этот тип представлен фигурками из терракоты, изображающими обнажённую женщину в полный рост, руки которой вытянуты вдоль тела, сведены на животе или поддерживают груди. Определённые черты божества отсутствуют, однако ряд черт (фронтальное изображение в полный рост, обнажённость, руки, поддерживающие груди) позволяют считать этот тип продолжением терракотовых изображений Ашеры позднего бронзового века. Судя по местам находок (в основном в домах), эти фигурки использовались в семейном культе.




Терракоты раннего железного века, представляющие тип «Астарты»


С переходом к среднему железному веку (ок. 1000 г. до н.э.) антропоморфные изображения Богини-матери начинают всё более вытесняться её изображениями в виде священного дерева. Совмещение этих двух традиций можно наблюдать на примере глиняного жертвенника Х в. до н.э. из Таанаха с территории Израильского царства, служившего в качестве курильницы или подставки под чашу, в которую клали жертвенные плоды или совершали возлияния. Жертвенник имеет четыре ряда изображений, два из которых (первый и третий снизу) определённо относятся к Богине-матери. В нижнем ряду она изображена обнажённой в полный рост между двумя львами. В третьем снизу ряду она представлена в виде своего священного дерева с козлами и львами по сторонам от него. На скарабеоидах и цилиндрических печатях железного века с территории Израильского и Иудейского царств антропоморфные изображения Ашеры почти полностью исчезают и заменяются изображениями её священных деревьев и поклоняющихся им людей.




Жертвенник из Таанаха





Типичные для эпохи железа II A (1000-900 гг. до н.э.) израильские скарабеоиды из кости и известняка (найдены в Вефиле, Бет-Шемеше, Мегиддо и Тель-эн-Насбе), изображающие сцены поклонения священному дереву (пальме) Ашеры


В области антропоморфных фигурок из терракоты изображения «Астарт», характерные для начала железного века (1150-1000 гг. до н.э.), в период железа II A-B (1000-700 гг. до н.э.) на территории Израильского царства сменяются изображениями женщин с круглым предметом в руках. Данный предмет истолковывается как бубен или жертвенный хлеб (ср. «виноградные лепёшки», упоминаемые израильским пророком Осией, возможно, в связи с культом Богини-матери). «Женщины с бубном» чаще изображаются одетыми, чем обнажёнными. Судя по местам находок, эти фигурки, как и «Астарты», были принадлежностью домашнего культа.




Израильские изображения Ашеры в виде «женщины с бубном»


Новый расцвет антропоморфная иконография еврейской Богини-матери пережила в последний период существования Иудейского царства. На его территории найдены сотни женских фигурок, датируемые временем с конца VIII до начала VI в. до н.э. Эти фигурки из обожжённой глины высотой 10-20 см изображают женщину, поддерживающую руками свои утрированные груди, тело которой обычно выполнено в виде столпа или конуса, отчего подобные изображения условно именуются «столбовидными» или «конусообразными». Они массово производились в гончарных мастерских в разных городах Иудеи. После обжига фигурки белились, а потом раскрашивались яркими цветами (чёрным, красным, жёлтым, коричневым). Более 95% всех находок происходят с территории Иудейского царства, из чего можно заключить, что они представляют собою характерно иудейский религиозный феномен. Наряду с антропоморфными изображениями из глины в позднем Иудейском царстве Ашера продолжала изображаться на печатях в виде своего священного дерева.





Поздние иудейские «столбовидные» или «конусообразные» фигурки Ашеры





Иудейские печати VII в. до н.э., изображающие поклонение священному дереву Ашеры (пальме)


Как мы видим, иконография еврейской Богини-матери может быть непрерывно прослежена от её появления в искусстве Ханаана в XVIII в. до н.э. до завоевания Иудеи вавилонянами в VI в. до н.э. Два её основных типа, распространённые в позднем Иудейском царстве, восходят к древнейшим временам. Тип фигурок из терракоты, представляющий обнажённую женщину, поддерживающую руками свои груди, и тип рисунков на печатях, изображающий Ашеру в виде её священного дерева с поклоняющимися ему людьми, появились в Ханаане уже в конце среднего – начале позднего бронзового века. Изобразительное искусство не даёт никаких оснований для утверждений о том, что в своём отношении к Богине-матери допленный иудаизм чем-то отличался от традиционной ханаанейской религии.
Tags: Религиозная история, Яхвизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments