aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Дом б-га грозы в Угарите и Иудее

В угаритском эпосе Ваал, одержав победу над морской стихией, занимает царский престол. Вероятно, именно этот момент отражён в его сохранившемся фрагментарно интронизационном псалме: «Ваал воссел <…> на горе, Хадад <…> на горе своей, божественном Цафоне, на горе могущества. Семь молний [он метнул], восемь раскатов грома» (b‘l yṯb <…> ġr | hd <…> btk ġrh | ’l ṣpn btk ġr tl’iyt | šb‘t brqm [šlḥ] | ṯmnt ’iṣr r‘t) (KTU, 1.101.1-4). Последовательность «семь-восемь» является примером характерного для ханаанейской поэзии приёма, именуемого «автоматическим параллелизмом», ср. в поэме о Керете: «семь [б]ратьев у которого, восьмеро единоутробных» (KTU, 1.14.I.8-9). По смыслу молний и громов у Ваала в процитированном псалме одинаковое количество – семь.

Точно так же в ваалистском по происхождению 28-м Псалме Яхве, торжественно восседая над покорённой морской стихией, являет себя теми же семью громами-голосами: «Воздайте Яхве, сыны богов (bene ’elim), воздайте Яхве славу и честь, воздайте Яхве славу имени его; поклонитесь Яхве в благолепном святилище его. Глас Яхве над водами; бог (’el) славы возгремел (hirə‘im), Яхве над водами многими. Глас Яхве силён, глас Яхве величествен. Глас Яхве сокрушает кедры; Яхве сокрушает кедры ливанские и заставляет их скакать подобно тельцу, Ливан и Сирион, подобно молодому единорогу. Глас Яхве высекает пламень огня. Глас Яхве потрясает пустыню; потрясает Яхве пустыню Кадес. Глас Яхве колеблет дубы и обнажает леса; и во храме его всё возвещает о его славе. Яхве воссел над потопом (mabbul), и будет восседать Яхве царём вовек» (Пс. 28, 1-10).

Ваал говорит о собственном воцарении «на горе моей, божественном Цафоне, в святилище (qdš), на горе наследия моего (ġr nḥlty), в прекрасном месте, на вершине могущества <моего>» (KTU, 1.3.III.29-31). Точно такими же словами («святилище» и «гора наследия») описывается святая гора Яхве в архаичной Песни Моисея: «Введи его (народ Израиля) и насади его на горе наследия твоего (hr nḥltk), на месте, которое ты соделал жилищем себе, Яхве, в святилище (mqdš), которое создали руки твои!» (Исх. 15, 17).

Святая гора Ваала Цафон находилась на берегу Средиземного моря севернее Угарита. В настоящее время она именуется Джебель аль-Акра и до сих пор почитается сирийскими алавитами как священная. Яхвистский пророк Исайя упоминает её в песни о гибели ассирийского царя Саргона II, использующей ваалистские мифологические образы: «Взойду на небо, выше звёзд Эла вознесу престол мой и сяду на горе совета, на вершинах Цафона; взойду на высоты облачные, буду подобен Вышнему (‘elyon)» (Ис. 14, 13-14). В ходе отождествления Яхве с Ваалом яхвисты перенесли на святую гору своего божества Сион мотивы, изначально связанные с Цафоном. Свидетельством этого процесса служит 47-й Псалом, в котором эти две горы прямо отождествляются: «Гора святилища (qdš) его, … гора Сион, вершины Цафона, город великого царя» (Пс. 47, 3).

Зримым признаком воцарения Ваала на его святой горе служит строительство им там своего дворца. В угаритской поэме о строительстве дворца для Ваала Ашера, умилостивленная дарами Анат, обращается к своему супругу Элу: «Время дождя своего Ваал пусть определяет <…> и подаёт голос свой (wtn qlh) из облака, мечет на землю молнии! Дом кедровый – пусть он выстроит его, дом кирпичный – пусть он воздвигнет его!» (KTU, 1.4.V.6-11). Подобно тому, как Ваал подаёт голос (tn ql) с Цафона, Яхве подаёт голос с Сиона: «Яхве с Сиона зарычит (yiš’ag), и из Иерусалима даст голос свой (yitten qolo)» (Ам. 1, 2; то же: Иоил. 3, 16); «Яхве с высоты зарычит (yiš’ag), и из жилища святыни своей даст голос свой; рыком зарычит (ša’og yiš’ag) за овчарню свою; как топчущие в точиле воскликнет на всех живущих на земле» (Иер. 25, 30).

Как и голос Ваала, голос Яхве – его гром: «Возгремел (wayyar‘em) на небесах Яхве, и Вышний (‘elyon) дал голос свой (yitten qolo), град и угли огненные» (Пс. 17, 14). 17-й Псалом вообще является одним из самых ваалистских текстов ЕБ. В процитированном отрывке Яхве именуется эпитетом Ваала ‘ly («Вышний», с конечной нунацией), ср. в угаритской поэме о Керете: «На землю пролей дождь, Ваал, и на поле пролей дождь, Вышний (‘ly)! Приятен земле дождь Ваала и полю – дождь Вышнего (‘ly)» (KTU, 1.16.III.5-8). Яхве подаёт свой громовой голос после того, как «садится на керува» (yirkaḇ ‘al-kəruḇ) (Пс. 17, 11), ср. о Ваале в поэме о постройке дворца для него: «На керуве мощно громыхает муж небесный (bkrb ‘zm r’idn mt šmn)» (KTU, 1.3.I.12-13). Устойчивым эпитетом Ваала в угаритском эпосе является «скачущий на облаках» (rkb ‘rpt), напр., в поэме о любви Ваала и Анат: «Могучий Ваал скачущий на облаках» (’al’iyn b‘l rkb ‘rpt) (KTU, 1.10.I.6-7). Точно такой же эпитет применяется к Яхве в 67-м Псалме: «Пойте богу (’elohim), пойте имени его, превозносите скачущего на облаках (rkb ‘rbt); имя ему: Ях[ве]» (Пс. 67, 5).

В поэме о постройке дворца Ваал обещает Анат издать своё «слово» (т.е. гром), которым небеса отзовутся земле, предвещая её плодородие: «Ибо слово (rgm) есть у меня, которое я скажу тебе, речение, которое я повторю тебе, слово дерева и шёпот камня, ропот небес земле, бездн (thmt) звёздам. Я изведу молнию (brq), которой не знают небеса, слово (rgm), которого не знают люди и не ведают земные сонмы. Приди, и я издам его на горе моей, божественном Цафоне, в святилище (qdš), на горе наследия моего (ġr nḥlty), в прекрасном месте, на вершине могущества <моего>!» (KTU, 1.3.III.20-31). По-видимому, тот же самый мифологический мотив использует в полемическом антиваалистском духе пророк Осия, когда обещает, что «ответ» Яхве (т.е. тот же самый гром), воспринятый небесами и землёй, принесёт плодородие долине Изреель (yizrə‘e(’)l «Сеет Эл») – главной житнице Израильского царства: «И будет в тот день, говорит Яхве, ты будешь звать меня: “Муж мой”, и не будешь более звать меня: “Господин (ba‘al) мой”. И удалю имена Ваалов от уст её, и они не будут более поминаемы именами своими… И будет в тот день, я отвечу (’e‘ene), говорит Яхве, отвечу небесам, а они ответят (ya‘anu) земле, а земля ответит (ta‘ane) зерну, и вину, и елею, а те ответят (ya‘anu) Изреели» (Ос. 2, 16-17, 21-22).

После завершения строительства дворца Ваал подаёт свой «голос», несущий земле живительные дожди: «Он открыл окошко в доме, окна (’urbt) во дворце, открыл Ваал хляби в облаках. Голос (ql) свой святой Ваал подал, повторил Ваал к[рик у]ст своих, голос (ql) свой воз[гласил и оро]сил землю» (KTU, 1.4.VII.25-31). Окна во дворце Ваала называются тем же словом (угар. ’urbt), которым ЕБ называет окна в твёрдом небесном своде, через которые дождь на землю посылает Яхве (евр. ’arubbot): «Не открою ли я для вас окон небесных?» (Мал. 3, 10); «Окна с высоты растворятся» (Ис. 24, 18); «Если бы Яхве и открыл окна на небе» (4 Цар. 7, 2). Ханаанеи представляли себе Цафон одновременно как вполне реальную гору поблизости от Угарита, так и как космическую вершину. Ещё в Книге Иова она отождествляется с небом: «Он простирает Цафон над пустотою, вешает землю ни на чём» (Иов. 26, 7). Очевидно, в вышепроцитированном отрывке окна дворца Ваала на Цафоне являются одновременно окнами в небе.

Спустя примерно тысячелетие после записи угаритской поэмы о строительстве дома для Ваала и даровании им вследствие этого дождя земле, в конце VI в. до н.э., пророк Аггей сообщал иудеям, что причиной поразившей их засухи является отсутствие дома для Яхве: «Взойдите на гору, принесите дерева и стройте дом; и я буду благоволить к нему и прославлюсь, говорит Яхве. Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесёте домой, то я развею. – За что? говорит Яхве Воинств: за мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому. Посему-то небо заключилось над вами и не даёт росы, и земля не даёт своих произведений. И я призвал засуху на землю, на горы, на зерно, на вино, на елей и на всё, что производит земля, и на человека, и на скот, и на всякий ручной труд» (Агг. 1, 8-11). Данный факт свидетельствует о преемственности между образами Ваала и Яхве, а также о чрезвычайной живучести ханаанейской мифологемы строительства дома для бога грозы на его святой горе как условии получения дождя.
Tags: Религиозная история, Яхвизм
Subscribe

  • У советского народа новый еврейский властитель дум

    Евгений Лавлинский (настоящее имя Захара Прилепина) просто давил в себе еврея. Когда он написал, обращаясь к товарищу Сталину: «Ты сохранил жизнь…

  • Ой вэй

    Оказывается, икона сталиножопых жидоедов Судоплатов был женат на еврейке, с которой произвёл на свет двоих сыновей, являющихся галахическими евреями…

  • «И гены гетто живут во мне, как черви в трупе»

    Свадьба внучки Владимира Высоцкого Наамы (Натальи Аркадьевны) Высоцкой и Шломо Теплицкого. США, декабрь 2010 г. Подробно о еврейских корнях…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments