aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Categories:

Бог смерти Мот в Еврейской Библии

ЕБ содержит несколько отрывков, в которых под смертью (евр. mawet, сопряжённое состояние mot) может иметься в виду не отвлечённое понятие, а ханаанейское божество Мот, зачастую отождествляемое с загробным миром – Шеол (слово женского рода в еврейском языке). О его присутствии в раннем израильском пантеоне свидетельствуют уже теофорные имена современников легендарного царя Давида – Ахимоф (’ḥymwt) («Мой брат – Мот») (1 Пар. 6, 25) и Азмавет (‘zmwt) («Силён Мот») (2 Цар. 23, 31; 1 Пар. 27, 25). Второе из них, очевидно, возникло из устойчивого выражения ханаанейского языка, ср.: «Мот силён» (mt ‘z) в угаритском эпосе (KTU, 1.6.VI.17) и «Сильна, как Мот, любовь» (‘azza ḵammawet ’ahaḇa) в ЕБ (Песн. 8, 6).

Пророк Исайя упоминает Мота как божество, с которым может быть заключён завет (bərit), как он может быть заключён с Яхве: «Вы говорите: “мы заключили завет с Мотом, и с Шеол сделали договор”… Ваш завет с Мотом разрушится, и ваш договор с Шеол не устоит» (Ис. 28, 15, 18). У пророка Иеремии Мот входит в дома людей, неся им гибель: «Мот вошёл в окна наши, вторгся в чертоги наши, чтобы истребить детей с улицы, юношей с площадей» (Иер. 9, 21). В Книге Иова Вилдад Савхеянин, описывая участь беззаконного человека, упоминает первородного сына Мота, именуемого им также «Царём ужасов»: «Съест члены тела его, съест члены его первенец Мота (bəḵor mawet)… Низведён он будет к Царю ужасов (meleḵ ballahot)» (Иов. 18, 13-14).

Предсказывая будущее самонадеянных людей, 48-й Псалом уподобляет их овцам (точнее овцам и козам, мелкому рогатому скоту – ṣo’n), пастухом которых будет Мот: «Как овцы, они назначены для Шеол; Мот будет пасти их» (Пс. 48, 15). В угаритском эпосе губительная сила Мота также описывается при помощи образов овец и коз: «Берегитесь, посыльные богов, не приближайтесь к сыну Эла, Моту, он положит вас, как ягнёнка, в пасть свою, как козлёнка, в глотку свою!» (KTU, 1.4.VIII.14-20).

ЕБ также изображает Мота в виде охотника: «Силки Мота объяли меня… и сети Мота опутали меня. В беде моей я призвал Яхве и к богу (’elohim) моему воззвал» (Пс. 17, 5-7). Не называемый по имени, Мот в виде ловца с сетью присутствует в 90-м Псалме, который обещает праведнику, что Яхве «избавит тебя от сети Ловца, от гибельного Девера... Не убоишься ужаса ночи, стрелы, летящей днём, Девера, ходящего во мраке, Кетева, опустошающего в полдень» (Пс. 90, 1-6). Девер («Язва») и Кетев («Гибель») – слуги или «ангелы» Мота; по-видимому, именно их имеет виду Книга Притч: «Гнев царя – ангелы Мота (mal’aḵe mawet)» (Притч. 16, 14). Устами пророка Осии Яхве обещает спасти от них израильтян: «От руки Шеол я избавлю их, у Мота выкуплю их. Мот! где твой Девер? Шеол! где твой Кетев?» (Ос. 13, 14).

Угаритский эпос изображает Мота огромным чудовищем, поглощающим своих жертв: «Губа до небес, губа до земли, язык до звёзд. Да войдёт Ваал в утробу его, в пасть его да спустится» ([špt l’a]rṣ | špt lšmm | [w] lšn lkbkbm | y‘rd [b]‘l bkbdh | bph yrd) (KTU, 1.5.II.2-4); «Ты сойдёшь в глотку сына Эла, Мота, в утробу любимца Эла, витязя» (lyrt bnpš bn ’ilm mt | bmhmrt ydd ’il ġzr) (KTU, 1.5.I.6-8).

Так же описывает Мота (и Шеол) ЕБ, употребляя при этом те же самые слова «рот» или «пасть» (евр. pe) и «горло» или «глотка» (евр. nep̄eš): «Шеол растянула глотку свою (nap̄šah), раскрыла пасть свою (piha) без меры» (Ис. 5, 14); надменный человек «растягивает глотку свою (nap̄šo) как Шеол, и как Мот он ненасытен» (Авв. 2, 5); грешники говорят про своих жертв: «проглотим их (niḇla‘em) как Шеол» (Притч. 1, 12).

В угаритском эпосе жертвой Мота становится Ваал: «Положил его я, <как> ягнёнка, в пасть мою (b-py), как козлёнка, в глот<к>у мою! Погиб он!» (KTU, 1.6.II.22-23). Впоследствии Ваал воскресает, чтобы вновь вступить с Мотом в борьбу, ежегодно воспроизводившуюся угаритскими – и в целом ханаанейскими – обрядами. В пику им пророк Исайя обещает, что поглощающий Ваала Мот будет сам поглощён сменившим Ваала Яхве, причём эта победа будет окончательной: «Яхве Воинств… проглотит (billa‘) Мота навеки» (Ис. 25, 6-8). Это событие описывается глаголом в перфекте, который в пророческих высказываниях может означать будущее, но обычно передаёт уже случившееся. То, что победа Яхве над Мотом посредством его поглощения в ЕБ отчасти уже состоялось, видно, например, из того, что в некоторых её текстах ангелы Мота превращаются в ангелов Смерти и слуг Яхве. Так, в Псалме Аввакума Девер шествует впереди Яхве на войну с морской стихией (Авв. 3, 5), а в Песни Моисея Яхве использует Кетева как орудие наказание непокорного Израиля (Втор. 32, 24).
Tags: Религиозная история, Яхвизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments