aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

«Ангелы зла»: демоническая свита Яхве

Ряд текстов Еврейской Библии упоминает сопровождающих Яхве или служащих ему младших божеств, связанных со смертью и подземным миром. В число этих текстов входит очень архаичная по своему содержанию молитва пророка Аввакума, гласящая, в частности: «Бог (’eloah) от Фемана грядёт и святой (qadoš) – от горы Фаран… Блеск [его] подобен свету, два рога (qarnayim) от руки (yad – слово также может метафорически означать срамный уд) его, здесь тайник его силы! Перед ним идёт Девер, вслед за ним – Решеф… Разве на реки воспылал, Яхве, гнев твой? разве на реки – негодование твоё, или на море – ярость твоя, что ты восшёл на коней твоих, на колесницы твои победные? Ты обнажил лук твой… Увидев тебя, вострепетали горы, ринулись воды; бездна дала голос свой, высоко подняла руки свои; солнце и луна остановились на месте своём пред светом летающих стрел твоих, пред сиянием сверкающего копья твоего… Ты конями своими проложил путь по морю, пучине великих вод» (Авв. 3, 3-15).

Данный текст является по происхождению сложным и многослойным. Он включает отголоски подлинного предания о происхождении культа Яхве из южного Заиорданья (Феман и Фаран), а также осуществляет частичную историзацию древнего мифологического материала, применяя его к описанию войны Яхве против враждебных Израилю народов. В то же время в нём ясно виды отголоски ханаанейского мифа о борьбе божества с морскими стихиями («реками», «морем», «водами», «бездной»). В оригинале мифа эту борьбу вёл Ваал. В процитированном отрывке Аввакум называет двоих спутников Яхве, один из которых – Решеф, и именно это божество упоминается в угаритском эпосе, рассказывающем о войне с морскими чудовищами. Лучник (ср. лук и стрелы у Аввакума) Решеф помогает Ваалу победить морского змея (tnn): «Поразил Ваал <…> Змея <…>. Господин стрелы (т.е. лучник) Решеф <…> прострелил почки его и сердце его» (mẖṣ b‘l <…> tnn <…> b‘l ḥẓ ršp <…> yr klyth wlbh) (KTU, 1.82.1-3).

Имя Решефа, упоминаемое в Еврейской Библии 8 раз, происходит от глагольного корня ršp «гореть, жечь» (ср. арам. rišpa’ «пламя») и может быть истолковано как «жгущий», подразумевая пламя и молнию или – в переносном смысле – мор и язву. Решеф был западносемитским божеством войны и мора, который он насылал своими огненными стрелами. Впервые Решеф упоминается в текстах III тыс. из Эблы как ra-sa-ap. Помимо процитированного выше, существует несколько его упоминаний в угаритских текстах. В KTU, 1.78.3-4 он именуется привратником (или вратами) Солнца (špš ṯġrh ršp), в KTU, 1.47.27 отождествляется с месопотамским богом подземного мира Нергалом. В поэме о Керете при описании гибели родственников последнего говорится, что из них «пятерых забрал к себе Решеф, шестерых поглотил Йамму» (KTU, 1.14.I.18-20). Позднее сообщается, что «Решеф-князь» (ršp zbl) приходит среди других гостей на свадьбу Керета (KTU, 1.15.II.6). Он также почитался в качестве бога войны в синкретичной религии Египта времён Нового царства.

Аввакум в своей молитве упоминает двоих спутников Яхве. Примечательно, что в поэме о Гильгамеше аккадский Ваал – Хадад – также имеет двоих спутников: «Едва занялось сияние утра, с основанья небес встала чёрная туча. Хадад гремит в её середине, Шуллат и Ханиш идут перед нею, идут, гонцы, горой и равниной» (перевод И. Дьяконова). В качестве второго из спутников Яхве Аввакум называет Девера. Судя по данным арамейского языка (dabr «смерть», dabara «язва»), имя этого божества должно означать что-то вроде «мор». Как и в случае с Решефом, его самое раннее упоминание происходит из Эблы, где его именуют da-bi-ir DINGIR eb-la. Угаритская поэма о борьбе Ваала с Мотом называет в качестве места смерти Ваала arṣ dbr («землю Девера»?) (KTU, 1.5.VI.6).

Решеф и Девер вновь упоминаются вместе в 77-м Псалме, перечисляющем бедствия, которым Яхве подверг египтян, в том числе: «Скот их предал Деверу (deḇer), а стада их – Решефам (rəšap̄im); послал на них пламень гнева своего, и негодование, и ярость, и бедствие, посольство ангелов зла (mal’aḵe ra‘im)» (Пс. 77, 48-49). В стандартном масоретском тексте вместо deḇer значится barad («град»), однако общий смысл заставляет отдать бесспорное предпочтение варианту deḇer, засвидетельствованному одной из еврейских рукописей и греческим переводом Симмаха.

Употребление имени Решефа во множественном числе не ограничивается ЕБ. Так, уже в одном из египетских текстов времён Рамзеса III сообщается, что «колесничные воины могучи как Решефы (ršpw)». Множественное число этого имени засвидетельствовано также в угаритских текстах: k t’rbn ršpm bt mlk («когда Решефы входят в царский дом») (KTU, 1.91.11). В надписи сидонского царя Бодаштарта, датируемой V в., упоминается «земля Решефов» (’rṣ ršpm).

Выражение «сыны Решефа», используемое в сложном для понимания отрывке из Книги Иова, может означать несущие мор («горе» и «беду») стрелы, которые это божество пускает в людей из загробного мира («праха» и «земли»): «Не из праха ли выходит горе, не из земли ли исходит беда? Человек рождается на беду, сыны Решефа (bene rešep̄) устремляются вверх» (Иов. 5, 6-7). В поздних книгах ЕБ слово rešep̄, используемое во множественном числе, также может означать огненные стрелы или молнии (ср. аналогичное развитие в русском языке «Перун – перуны»): «Там сокрушил он (’elohim) Решефов лука; щит, и мечь, и брань» (Пс. 75, 4); «Сильна, как Мот, любовь; тяжела, как Шеол, ревность; Решефы её – Решефы огня» (Песн. 8, 6). В последнем случае очевидно сохранение связи Решефа со смертью и подземным миром.

Ещё один, помимо Решефа и Девера, «ангел зла» Яхве упоминается в Песни Моисея, описывающей наказания, которым Яхве подвергнет свой народ за неверность: «Огонь загорелся в ноздрях моих, жжёт до глубин Шеола, пожирает землю и плоды её, зажигает основания гор. Соберу на них бедствия и испущу на них стрелы мои: [будут] истощены голодом и истреблены Решефом и лютым Кетевом» (Втор. 32, 22-24). В последнем предложении его вторая часть поясняет первую, т.е. бедствиям соответствует голод, а стрелам – истребление, передающееся при помощи корня lḥm, имеющего также смысл «вести войну». Таким образом, данный текст несёт в себе уже знакомый нам образ лучника Решефа, выступающего на войну в поддержку Яхве.

Спутником Решефа в данном случае является божество по имени Кетев (qeṭeḇ), встречающееся в Еврейской Библии 4 раза. За пределами ЕБ оно, возможно, упоминается как qẓb в плохо сохранившемся отрывке из поэмы о борьбе Ваала с Мотом (KTU, 1.5.II.24) в качестве родича Мота. По происхождению имя Кетева может быть родственно глагольному корню qṣb «резать» и означать что-то вроде «гибель». Пророк Исайя использует его, говоря о разрушении Израильского царства Ассирией: «Вот, крепкий и сильный есть у моего господина (’adonay), как порыв града и вихрь Кетева, как порыв разлившихся бурных вод, который с силою повергает на землю» (Ис. 28, 2).

В знаменитом отрывке из пророка Осии Кетев упоминается вместе с Девером в качестве служителей смерти: «От руки Шеола я избавлю их, у Мота выкуплю их. Мот! где твой Девер (dəḇareḵa)? Шеол! где твой Кетев (qaṭaḇəḵa)?» (Ос. 13, 14). Они также упоминаются вместе в 90-м Псалме, где можно предполагать присутствие и Решефа: «Живущий под кровом Эльона под сенью Шаддая покоится, говорит Яхве: “прибежище моё и защита моя, бог (’elohim) мой, на которого я уповаю!” Он избавит тебя от сети Ловца, от гибельного Девера... Не убоишься ужаса ночи, стрелы, летящей днём, Девера, ходящего во мраке, Кетева, опустошающего в полдень» (Пс. 90, 1-6). Ловец с сетью – хорошо известный в ЕБ образ Мота и Шеола. Закон поэтического параллелизма предполагает в последнем предложении соответствие «ужаса ночи» «ходящему во мраке Деверу», а «летящей днём стрелы» – «опустошающему в полдень Кетеву». Поскольку стрела и жар – орудия Решефа, Кетев здесь, как, видимо, и во Втор. 32, 24, выступает в качестве его подручного. Автор данного Псалма просит у Яхве защиты от всей его демонической свиты ангелов зла, которую бог Израилев напускает на своих врагов.
Tags: Религиозная история, Яхвизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments