aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Categories:

Иудейский иконизм и святилище в Дане

Еврейская Библия использует несколько терминов для обозначения изображений божеств.

Словом tərap̄im неясной этимологии, по всей видимости, назывались фигурки семейных божеств. Яснее всего это видно из рассказа о бегстве Иакова от Лавана: «И как Лаван пошёл стричь скот свой, то Рахиль похитила идолов (tərap̄im), которые были у отца её» (Быт. 31, 19); догнав Иакова, Лаван упрекает его: «Зачем ты украл богов (’elohim) моих?» (Быт. 31, 30); чтобы украденное не было обнаружено её отцом, «Рахиль взяла идолов (tərap̄im), и положила их под верблюжье седло и села на них» (Быт. 31, 34). Судя по этому повествованию, в семье хранилось по нескольку tərap̄im, и они были небольшого размера, однако в рассказе о бегстве Давида от Саула слово tərap̄im, используемое здесь в единственном числе, обозначает идола в рост человека: «Мелхола взяла идола (tərap̄im) и положила на постель, а в изголовье его положила козью кожу, и покрыла одеждою… И пришли слуги, и вот, на постели идол (tərap̄im), а в изголовье его козья кожа» (1 Цар. 19, 12-13, 16).

Словом pesel, происходящим от корня со значением «тесать, высекать», обозначались изображения богов из металла или дерева: «Кумир (pesel) выливает художник, и золотильщик покрывает его золотом и приделывает серебряные цепочки. А кто беден для такого приношения, выбирает негниющее дерево, приискивает себе искусного художника, чтобы сделать кумир (pesel), который стоял бы твёрдо» (Ис. 40, 19-20). Близкое к нему по значению слово masseḵa, происходящее от корня со значением «лить», обозначает, таким образом, изображение божества, вылитое из металла.

Слово gillulim, употребляемое только во множественном числе и происходящее от корня со значением «катить(ся)», судя по этимологии, обозначало также объемные изображения божеств: «Жертвенники ваши будут опустошены, курильницы ваши будут разбиты, и повергну убитых ваших перед идолами (gillulim) вашими; и положу трупы сынов Израилевых перед идолами (gillulim) их, и рассыплю кости ваши вокруг жертвенников ваших… чтобы опустошены и разрушены были жертвенники ваши, чтобы сокрушены и уничтожены были идолы (gillulim) ваши, и разбиты курильницы ваши» (Иез. 6, 4-6). Однако они могли быть и рисованными, судя по описанию Иерусалимского храма, в котором Иезекииль видит «всякие изображения пресмыкающихся и нечистых животных и всякие идолы (gillulim) дома Израилева, написанные по стенам кругом» (Иез. 8, 10).

Словом неясной этимологии ’ep̄od, которым обычно обозначался предмет священнического облачения, в ряде текстов ЕБ, судя по всему, также называется изображение божества.

Яркая картина иконического политеистического яхвизма содержится в рассказе Книги Судей об основании города Дана. Некий Миха (носитель яхвистского имени) из колена Ефремова создаёт у себя домашний храм Яхве с изображениями божеств, в котором жрецом служит сначала его сын, а потом нанятый им левит: «Был некто на горе Ефремовой, именем Миха (Miḵayəhu: «Кто как Яхве»)… И сказала мать его: это серебро я от себя посвятила Яхве для сына моего, чтобы сделать из него истукан (pesel) и литый кумир (masseḵa)… [Плавильщик] сделал из них истукан (pesel) и литый кумир (masseḵa), который и находился в доме Михи. И был у Михи дом бога (’elohim). И сделал он ефод и идолов (tərap̄im) и посвятил одного из сыновей своих, чтоб он был у него жрецом (kohen)… Один юноша из Вифлеема Иудейского, из колена Иудина, левит, тогда жил там… Миха посвятил левита, и этот юноша был у него жрецом (kohen) и жил в доме у Михи. И сказал Миха: теперь я знаю, что Яхве будет мне благотворить, потому что левит у меня жрецом» (Суд. 17). Из рассказа ясно, что левит был яхвистским жрецом, а значит среди сделанных Михой «богов» должно было иметься и изображение Яхве.

Колено Даново шлёт пятерых разведчиков на поиски новой земли для поселения, эти пятеро по дороге слышат голос левита и заходят в дом Михи: «Они сказали ему: вопроси бога (’elohim), чтобы знать нам, успешен ли будет путь наш, в который мы идём. Жрец сказал им: идите с миром; пред Яхве путь ваш, в который вы идёте» (Суд. 18, 5-6).

Разведчики находят подходящим для поселения город Лаис, после чего всё колено Даново отправляется на его завоевание. По дороге, проходя мимо дома Михи, «пять человек, ходивших осматривать землю, пошли, вошли туда, взяли истукан (pesel) и ефод и идолов (tərap̄im) и литый кумир (masseḵa)» (Суд. 18, 17). Они также уводят с собой служившего там жрецом левита. Миха возмущается: «Вы взяли богов (’elohim) моих, которых я сделал, и жреца, и ушли» (Суд. 18, 24), но ничего не может сделать.

Колено Даново разрушает город Лаис и основывает на его месте свой город, теперь именуемый Даном. В нём даниты учреждают собственное святилище (которое просуществует до ассирийского завоевания Израильского царства в конце VIII в.) и назначают его служителями потомков Моисея: «И поставили у себя сыны Дановы истукан (pesel); Ионафан же, сын Гирсона, сына Манассии, сам и сыновья его были жрецами в колене Дановом до дня пленения земли; и имели у себя истукан (pesel), сделанный Михою» (Суд. 18, 30-31).

Неясно, какое отношение святилище данитов имеет к «дому высот» (bet bamot), который позднее учредил в Дане израильский царь Иеровоам I, а истукан Михи – к изваянию Яхве в виде золотого тельца, установленному в этом «доме» Иеровоамом, который «сделал двух золотых тельцов… и поставил одного в Вефиле, а другого в Дане… И народ стал ходить к одному из них, даже в Дан… И устроил он дом высот и поставил жрецов… И установил Иеровоам праздник… и восходил к жертвеннику» (3 Цар. 12, 28-32).

Остатки святилища, существовавшего в Дане в IX-VIII вв. и разрушенного ассирийцами в 733 г., были обнаружены и исследованы израильскими археологами в конце 1960-х гг. «Дом высот» представлял собой расположенную на холме каменную площадку с лестницей. Перед лестницей на огороженном участке стоял огромный рогатый жертвенник высотой ок. 3 м. Там же во дворе располагался прямоугольный водоём для обрядовых омовений, к которому спускались по двум ступеням. Неподалёку были обнаружены обломки маленького рогатого жертвенника для курений. Рядом с оградой находилось помещение давильни, где из оливок производился священный елей. В давильне были найдены три изображения мужских божеств, в т.ч. фаянсовая голова в финикийском стиле и сидящая фигура без головы в египетском стиле с лотосом в руках. Ещё одно изваяние было найдено в одном из двух-трёх помещений (алтарей?), построенных сверху каменной площадки. Оно представляло собой фрагмент раскрашенной головы божества в финикийском стиле высотой ок. 10 см.

В 733 г. Дан был захвачен ассирийцами. В поздней части Книги пророка Осии, являющейся иудейским добавлением к израильскому протографу, т.е. vaticinium ex eventu, сообщается, что телец из Вефиля был увезён ассирийцами в качестве трофея: «За тельца Беф-Авена вострепещут жители Самарии; восплачет о нём народ его, и жрецы его, радовавшиеся о нём, будут плакать о славе его, потому что она отойдёт от него. И сам он отнесён будет в Ассирию, в дар царю Иареву» (Ос. 10, 5-6). По-видимому, та же участь постигла и тельца из Дана.



Общий план святилища в Дане






Реконструкция каменного помоста






Остатки рогатого жертвенника для всесожжений и курильницы






Фигурка божества, найденная в давильне






Голова божества, найденная в алтарном помещении на каменном помосте




Tags: Религиозная история, Яхвизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments