aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Categories:

Каменный столп как икона Яхве

Общепринятой иконой Яхве в допленном иудаизме был столп (евр. maṣṣeḇa – страдательное причастие от глагола «ставить») – отвесно поставленный необработанный камень. Использование каменных столпов в качестве икон не было исключительным свойством яхвизма – оно засвидетельствовано в бронзовом веке в Сирии (в Мари, Эбле, Катне, Эмаре) и Ханаане (в Хартуве, Тель-Китане, Телль эль-Хаяте, Мегиддо, Гезере, Хацоре), а в более поздние века – в Финикии и Набатее, т.е. можно говорить о нём как об общезападносемитском религиозном явлении.

Девтерономистские авторы решительно осудили почитание Яхве в виде каменного столпа: «Не сади себе ашеру (’ašerah) из какого-либо дерева у жертвенника твоего бога Яхве, который ты себе сделаешь, и не ставь себе столпа (maṣṣeḇa), который ненавидит твой бог Яхве» (Втор. 16, 21-22), однако более древние части ЕБ свидетельствуют, что некогда оно у евреев было общепринятым.

Наиболее показателен рассказ о явлении Яхве праотцу Иакову в Вефиле: «Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Яхве присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом бога (bet ’elohim), это врата небесные. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его столпом (maṣṣeḇa), и возлил елей на верх его. И нарёк имя месту тому: Вефиль (bet-’el: Дом Эла)… “Если бог (’elohim) будет со мною… то Яхве будет моим богом (’elohim) и этот камень, который я поставил столпом (maṣṣeḇa), будет домом бога (bet ’elohim)”» (Быт. 28, 16-19, 20-22). Из этого отрывка следует, что древнему еврею столп представлялся местом подлинного пребывания бога – в данном случае Эла или отождествляемого с Элом Яхве.

Культовые действия на высотах (bamot) – святилищах, где находились столпы, включали возлияние на них елея и крови заколотых здесь же жертвенных животных, а также возжигание перед ними благовоний на небольших курильницах (ḥammanim). Как правило, рядом с камнем, представляющим Яхве, находилось дерево, представляющее его супругу Ашеру, либо же Ашера могла быть представлена тоже камнем, но меньшего размера.

Высоты со столпами были обнаружены археологами во множестве мест на территории Израильского и Иудейского царств – в Дотане, Телль эль-Фаре, Дане, Лахише и т.д. Наибольший интерес из них представляют находки, сделанные в Сихеме и Араде.

Сихем был важным ханаанейским городом во II тыс. до н.э. Согласно ЕБ, он стал первым местом в Ханаане, куда пришёл Авраам; еврейский патриарх «построил там жертвенник Яхве, который явился ему» (Быт. 12, 7). Ок. 1650 г. в Сихеме был возведён внушительный двух- или даже трёхэтажный ханаанейский храм. В XII в. внешний двор храма пополнился большим каменным столпом и жертвенником, а около 1100 г. храм был разрушен и позднее использовался как хранилище зерна.

Еврейская традиция утверждает, что Сихем, расположенный в «горной стране Ефремовой», был первой столицей Израиля. После завоевания Ханаана Иисус Навин созвал глав всех израильских колен в Сихем, где те «предстали пред бога (’elohim)» (Нав. 24, 1). Иисус Навин заключил с ними завет, «взял большой камень и положил его там под дубом, который подле святилища (miqdaš) Яхве. И сказал Иисус всему народу: вот, камень сей будет нам свидетелем, ибо он слышал все слова Яхве, которые он говорил с нами; он да будет свидетелем против вас, чтобы вы не солгали пред богом (’elohim) вашим» (Нав. 24, 26-27). «Большой камень» – это, несомненно, maṣṣeḇa, а в дубе, рядом с которым он был поставлен, мы имеем полное право подозревать ашеру.

Позднее, уже в эпоху Судей, «все жители Сихемские» «пошли и поставили царём Авимелеха у дуба столпа (muṣṣaḇ, другая форма слова maṣṣeḇa), что близ Сихема» (Суд. 9, 6). Спустя три года жители Сихема восстали против Авимелеха, который в наказание сжёг их в «башне Сихемской» (Суд. 9, 49). Из не очень ясного текста можно предположительно заключить, что «башня Сихемская» – то же самое, что «дом бога (’elohim) их» (Суд. 9, 27), «дом Ваала завета» (Суд. 9, 4) и «дом Эла завета» (Суд. 9, 46).

Примечательны совпадения данных археологии с традицией, отражённой в ЕБ, а именно появление столпа во дворе Сихемского храма именно тогда, когда Книга Иисуса Навина говорит об установке там камня завета, и последующая спустя несколько десятилетий гибель храма, совпадающая с рассказом Книги Судей о сожжении «башни Сихемской». Можно предположить, что после прибытия в XII в. в Сихем с юго-востока групп кочевников-яхвистов древний ханаанейский храм Ваала был перепосвящён в честь Эла и отождествлённого с ним Яхве. Он стал местом, где союзное объединение пришельцев и местных ханаанеев праздновало завет с этим божеством, зримо представленным своей иконой – каменным столпом (maṣṣeḇa), установленным в храмовом дворе.


Остатки храма и столпа в Сихеме




Храм в Араде относится к более позднему времени. К сожалению, результаты раскопок, проведённых там израильскими археологами в 1960-х гг., так и не были научно изданы, поэтому вопросы хронологии остаются не совсем ясными. Как бы там ни было, крепость в Араде – на восточной окраине Иудейского царства, близ границы с Эдомом, была построена в IX или VIII в. и разрушена во время вавилонского вторжения в Иудею в 597 г.


Общий вид храма в Араде




Около четверти площади крепости, располагавшейся на вершине холма, занимал храм. Он состоял из трёх основных помещений, первым из которых был открытый двор с большим жертвенником, сложенным из необработанных камней. Вход из двора вёл в вытянутое помещение с низкими каменными скамьями вдоль стен, за которым следовало третье – приподнятая на одну-две ступени ниша, «святая святых» (евр. deḇir). Первоначально у задней стены ниши стояли два больших необработанных камня, один крупнее, другой поменьше, а по сторонам от входа в неё – два рогатых жертвенника для курений, также разного размера. Очевидно, что в арадском храме почитались два божества, которыми могли быть только Яхве и Ашера. Стоит упомянуть, что во дворе рядом с жертвенником была найдена бронзовая фигурка льва, являющегося одним из символов Ашеры.


«Святая святых» храма в Араде со столпами и курильницами




Там же во дворе были найдены два блюда с начертанными на них буквами qop̄ и kap̄ (сокращение от qodeš kohanim – «святое жрецов»). Судя по всему, на эти блюда клалась доля жертвенного мяса, предназначавшаяся для совершавших жертвоприношение жрецов. Кроме того, на территории крепости было обнаружено более сотни остраконов с надписями разного содержания. Большинство из них касаются снабжения крепости и храма, но имеются также жреческие жребии и списки семей, упоминающие известные по ЕБ имена яхвистских священников, такие как Меремоф (ср. Езд. 8, 33) или Пашхур (ср. 1 Пар. 9, 12), а также известный левитский род «сыны Кореевы», которому приписывается авторство ряда Псалмов. Кроме того, в одном из остраконов упоминается «Дом Яхве», но мы не можем быть уверены, имеется ли здесь в виду храм в Араде или в Иерусалиме.

Всё свидетельствует о том, что арадское святилище было официальным храмом Яхве, своего рода филиалом Иерусалимского храма, и представляло официальный яхвизм Иудеи, каким он был в IX-VIII вв., включая почитание Яхве и Ашеры в виде каменных столпов. Учитывая тесную связь между Арадом и Иерусалимом, можно предположить, что две каменные скрижали, хранившиеся в Иерусалимском храме (3 Цар. 8, 9), были на самом деле maṣṣeḇot Яхве и Ашеры.

Храм в Араде прекратил своё существование до того, как под ударами вавилонян погибла сама крепость. Столпы и курильницы были обнаружены археологами не стоящими на своём первоначальном месте в «святая святых», а замурованными под более поздним полом. Если датировка этого мероприятия концом VIII в. верна, мы имеем здесь материальные следы реформы иудейского царя Езекии, который с целью сосредоточить весь культ Яхве в Иерусалиме, по утверждению ЕБ, «отменил высоты, разбил столпы (maṣṣeḇot) и срубил ашеру» (4 Цар. 18, 4) (в противном случае речь может идти о реформе царя Иосии, случившейся столетием позже).

Советник Езекии и вдохновитель его реформы Исайя предрекал время, когда человек (ha-’adam) «не взглянет на жертвенники, на дело рук своих, и не посмотрит на то, что сделали персты его, на ашеры (ha-’ašerim) и курильницы (ha-ḥammanim)» (Ис. 17, 8), утверждая, что «беззаконие Иакова» загладится, когда «все камни жертвенника он разобьёт подобно кускам извести, и не будут уже стоять ашеры (’ašerim) и курильницы (ḥammanim)» (Ис. 27, 9). Столпы в числе подлежащих уничтожению предметов культа называл современник и единомышленник Исайи Михей: «истреблю истуканов (peselim) твоих и столпы (maṣṣeḇot) из среды твоей, и не будешь более поклоняться изделиям рук твоих, искореню из среды твоей ашеры (’ašerim) твои» (Мих. 5, 13-14).

Однако только лишь в послепленную эпоху сторонникам исключительного яхвизма удалось убедить иудеев в том, что каменные столпы, использовавшиеся в течение многих столетий до этого в качестве икон Яхве, на самом деле ему ненавистны.
Tags: Религиозная история, Яхвизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments