aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Categories:

Боги евреев: Ваал (дополнение)





Святая гора Цафон, обитель б-га Ваала
Прообраз святой горы Сион



Согласно правдоподобному предположению библеистов, ряд текстов, сохранившихся в составе Книги Псалмов, представляют собой гимны, исполнявшиеся в Иерусалимском храме по случаю праздника Кущей (Суккот) (Псалмы 28, 64, 88, 92, 95-98 и др.). Праздник Кущей, отмечающийся с 15-го по 21-й день месяца тишрей (конец сентября – конец октября), изначально был связан с осенним сбором урожая. Однако в эпоху Иудейского царства он, по всей видимости, сопровождался символическим возведением Яхве на престол в Иерусалимском храме с одновременным подтверждением власти царствующего монарха из дома Давида. Указанные Псалмы также связывают с этим мотив грозовой теофании Яхве, его победы над морем и дарования им спасительного дождя земле.

Наиболее ярко связь между поклонением Яхве в праздник Кущей и дождём выражена в Книге пророка Захарии, написанной в послепленную эпоху, но отражающей более ранние традиции: «Затем все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения царю, Яхве Воинств, и для празднования праздника кущей. И будет: если какое из племён земных не пойдёт в Иерусалим для поклонения царю, Яхве Воинств, то не будет дождя у них. И если племя Египетское не поднимется в путь и не придёт, то и у него не будет дождя и постигнет его поражение, каким поразит Яхве народы, не приходящие праздновать праздника кущей» (Зах. 14, 16-18).

Псалом 28 в греческом тексте Септуагинты имеет надпись, прямо связывающую его с «исхождением в кущи». Псалом 64 воспевает осенний праздник урожая в Иерусалимском храме: «Насытимся благами дома твоего, святаго храма твоего» (Пс. 64, 5). Бог (’elohim), к которому он обращён, описывается как «укрощающий шум морей, шум волн их» (Пс. 64, 8), далее говорится, что «убоятся знамений твоих живущие на краях земли» (Пс. 64, 9); под «знамениями» здесь имеются в виду громы, возвещающие начало осенних ливней. Затем описываются сами ливни: «Ты посещаешь землю и утоляешь жажду её, обильно обогащаешь её: поток божий полон воды… напояешь борозды её, уравниваешь глыбы её, размягчаешь её каплями дождя… венчаешь лето благости твоей» (Пс. 64, 10-12).

В ханаанейском (и шире – западносемитском) мире начало осенних дождей связывалось с возвращением к жизни бога грозы и дождя Ваала после его временного поглощения богом смерти Мотом. Вслед за трауром (ср. имя царицы Иезавели ’yzbl – «Где князь?», представляющее собой восклицание во время обряда оплакивания умершего Ваала) устраивалось празднество в честь воскресшего бога и даруемых им дождей, обеспечивающих осенний урожай, во время которого также вспоминались его победа над водной стихией и воцарение во дворце на святой горе Цафон. Все эти мотивы присутствуют и в Псалмах, связываемых с праздником Кущей.

Псалом 88 описывает Яхве как победителя над морской стихией: «Яхве, бог воинств! кто силён, как ты, Яхве?... Ты владычествуешь над яростью моря: когда воздымаются волны его, ты укрощаешь их. Ты сокрушил Раава, как поражённого…» (Пс. 88, 9-11). Далее говорится о том, как Яхве возводит на престол иудейского царя: «Некогда говорил ты в видении святому твоему, и сказал: “…Я обрёл Давида, раба моего, святым елеем моим помазал его… Враг не превозможет его… И положу на море руку его, и на реки – десницу его”» (Пс. 88, 20-21, 26). Море и реки – это представители морской стихии, побеждённой Ваалом на пути к его воцарению на горе Цафон в ханаанейском мифе.

В составе обширного аккадоязычного архива, найденного археологами на развалинах города Мари в восточной Сирии, была обнаружена запись оракула, который ок. 1775 г. до н.э. через своего пророка Абию из города Халеба дал царю Мари Зимри-Лиму бог Хадад (он же Ваал): «На престол дома отца твоего я вернул тебя, я дал тебе оружие, которым я сражался с морем (Têmtum), я помазал тебя елеем моего сияния, никто не встанет против тебя» (Prophets and Prophecy in the Ancient Near East. Atlanta, 2003. Р. 22). Почти дословное совпадение этого текста с Псалмом 88 свидетельствует, конечно, не о прямой зависимости, но о том, что Еврейская Библия отражает древнее западносемитско-ханаанейское представление о воцарении победившего морскую стихию бога грома и инвеституре им земного царя. Она лишь заменяет бога с Ваала на Яхве и перемещает место воцарения с Цафона на Сион.
Tags: Религиозная история, Яхвизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments