aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Category:

Заметки к арийскому богословию: Языковые следы ирано-славянской религиозной общности

Помимо важнейшего противопоставления ир. baγa-/daēva-, сл. богъ/дивъ, о котором я уже говорил ранее, существование ирано-славянской религиозной общности засвидетельствовано многочисленными другими языковыми соответствиями, некоторые из которых перечислены ниже.

Русское слово вера и авестийское слово varəna- с тем же значением, несмотря на своё внешнее сходство, восходят к разным ПИЕ корням, вера – к *wēr- (> лат. vērus, нем. wahr и др.) со значением «верный, истинный», varəna- – к *wel-, от которого рус. велеть, воля (ПИЕ звук l в индо-иранском перешёл в r). Первоначально varəna- значило буквально «воля, желание», потом приобрело значение «выбор» и, наконец, «вера». Отсюда авест. var- (желать, выбирать, верить), vairiia- (выбираемый, желанный), Fra-varānē («Верую», зороастрийское вероисповедание). Из всех ИЕ языков производное от корня *wēr- приобрело значение «вера» только в славянском, а это позволяет предположить его переосмысление под влиянием созвучного иранского слова.

Общими для славянского и иранского являются такие важнейшие религиозные понятия, как рус. святой: авест. spənta- (святой), spanah- (святость) (< ПИЕ * kʷen-); рус. мир: авест. miθra- (согласие, договор) (< ПИЕ *mey-); рус. благо, благой: авест. barg-/bərəjaiia- (хвалить), bərəj- (хвала) (< ПИЕ *bʰr̥gʰ-); рус. зло, злой: авест. zbar- (петлять, сворачивать, ходить – о бесах), zbaraθa- (нога – у бесов), zurah- (обман, ложь) (< ПИЕ *ǵʰwel-); рус. чары: авест. cara- (средство, способ, помощь) (< ПИЕ *kʷar-); рус. каять(ся), цена: авест. kāy- (мстить, воздавать), kaēnā-, kāθa-, ciθā- (воздаяние) (< ПИЕ *kʷey-); рус. вина: авест. aēnah-, ср.-ир. vināh- (грех, вина); рус. рай: авест. rāy- (богатство, счастье).

Общие культовые термины включают рус. жрец, жертвовать: авест. gar- (хвалить, воспевать), garah- (хвала, песня), Garō.nmāna- («Дом хвалы», рай), jarətar- (хвалитель) (< ПИЕ *gʷer-); рус. игра, играть (первоначально культовый термин): авест. yaz- (почитать, жертвовать), yasna- (жертвоприношение), yazata- (почитаемое, божество), ā-yadana- (святилище) (ПИЕ *yaǵ-); рус. гаять, гай: авест. gā- (петь), gāθā- (Песни, Гаты Заратуштры) (< ПИЕ *gāy-); рус. звать, зов: авест. zav-, zbay- (звать), zavana- (зов) (< ПИЕ *ǵʰaw-); рус. слово, слава, слушать, слышать, славить, слыть: авест. sru- (слушать, слышать), suruna- (слыть), sravah- (слово, слава), srāvaiia- (славить), sraoša- (слух, послушание) (< ПИЕ *ḱlew-); рус. бояться, бес: авест. bay- (< ПИЕ *bʰoy-).

В число ирано-славянских слов с общим значением, имеющих религиозные оттенки, входят рус. гоить, гой («гой еси!»), изгой и т.д.: авест. gaya- (жизнь), Gaya- Marətān- («Жизнь Смертная», первочеловек), gaēθā- (мир живых существ) (< ПИЕ *gʷye-/gʷey-) (другая ступень чередования этого корня представлена в рус. жить, жизнь, живой: авест. juua- (жить, живой), jīti-/jyāiti- (жизнь) и т.д.); рус. хоронить/хранить: авест. har-/haurv- (хранить), harətar- (хранитель), harəθra- (охрана) (< ПИЕ *serw-); рус. писать, письмо: авест. paēs- (украшать, писать), paēsa- (украшение), др.-перс. ni-pistanaiy (писать), ni-pišta- (на-писанное) (< ПИЕ *peiḱ-) (только в иранском и славянском этот корень приобрёл значение «писать»); рус. срам/сором: авест. fšarəma- (стыд, позор) и др.

Наконец, из ирано-славянской религиозной общности может быть предположительно выведено само понятие Святая Русь. Со II в. до н.э. на юге Русской равнины засвидетельствованы народы с этнонимами, родственными авест. raoc- (светлый), это роксоланы (буквально «светлые арии») в греко-римских источниках до IV в. н.э. и росомоны (буквально «светлые мужи») в описании событий IV в. н.э. Авест. raoc- восходит (с обычным переходом ПИЕ звука l в индоиранский звук r) к ПИЕ корню *leuk- светлый, белый, от которого, в частности, произошло рус. луч. Это иранское слово оказалось созвучным славянскому слову, представленному рус. рус(ый) (< слав. *rudsъ < ПИЕ *reudʰ- красный, рыжий > авест. raoð-), что, как и в случае со словами вера и varəna-, могло привести к их осмыслению как одного и того же слова.

Корнем raoc- передаются важнейшие для зороастризма религиозные понятия. Обитель Бога называется «Бесконечные Светы». Согласно Гатам Заратуштры, в начале творения Бог помыслил: «светами да наполнятся пространства!» (Яшт 31, 7), т.е. свет (raoc-) в телесном мире знаменует собой божественное присутствие. На этом основании можно предположить существование иранского выражения spənt- raoc- (Святой Свет), послужившего источником для выражения Святая /Светлая/ Русь.
Tags: Ариохристианство, Арьяна Вэджа, Религиозная история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments