aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Category:

Печати царя Езекии

Известны две разновидности печатей иудейского царя Езекии (конец VIII – начало VII в. до х.э.), отличающиеся изображениями на них. На одной представлен солнечный диск, на другой – скарабей.





В центре первого вида печатей изображён крылатый солнечный диск с шестью лучами, обрамлённый анхами – египетскими символами жизни. Надпись палеоеврейским шрифтом гласит: lḥzqyh ’ḥz mlk yhdh («Принадлежит Езекии [сыну] Ахаза царю Иуды»).





Второй вид печатей украшен изображением крылатого скарабея. Надпись такая же, отличающаяся лишь расположением слов и дополнительной буквой вав в имени Езекии.





Все имеющиеся в настоящее время образцы печатей Езекии поступили не из археологических раскопок, а были приобретены на антикварных рынках, в связи с чем иногда высказываются сомнения в их подлинности. Однако большинство специалистов признают их подлинными, кроме того, использование Езекией солнечного диска и скарабея в качестве символов своей власти подтверждается клеймами на сосудах времён этого царя, найденных к настоящему времени уже в количестве нескольких тысяч. Помимо клейм на сосудах присутствует надпись lmlk («принадлежит царю») и название одного из городов Иудеи.







С политической точки зрения египетская символика на печатях Езекии вполне объяснима – он изменил договору о вассалитете, заключенному его отцом Ахазом с Ассирией после уничтожения Саргоном II в 722 г. Израильского царства, и признал себя вместо этого вассалом Египта, что в конечном счёте привело к катастрофическому разгрому Иудейского царства ассирийцами в 701 г.

Гораздо труднее совместить присутствие изображений египетских б-жеств на печатях Езекии с утверждением девтерономических историков о том, что он провёл решительную монотеистическую антииконическую реформу (4 Цар. 18, 3-7). Судя по наличному изобразительному материалу, религиозная реформа Езекии, если она действительно имела место, ограничивалась какой-то централизацией культа в рамках общей политики государственной централизации, проводившейся этим царём, но не затрагивала основ традиционного иудейского многоб-жия, открытого к внешним религиозным влияниям.
Tags: Иудея, Религиозная история, Яхвизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments