aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Category:

Печати царя Езекии

Известны две разновидности печатей иудейского царя Езекии (конец VIII – начало VII в. до х.э.), отличающиеся изображениями на них. На одной представлен солнечный диск, на другой – скарабей.





В центре первого вида печатей изображён крылатый солнечный диск с шестью лучами, обрамлённый анхами – египетскими символами жизни. Надпись палеоеврейским шрифтом гласит: lḥzqyh ’ḥz mlk yhdh («Принадлежит Езекии [сыну] Ахаза царю Иуды»).





Второй вид печатей украшен изображением крылатого скарабея. Надпись такая же, отличающаяся лишь расположением слов и дополнительной буквой вав в имени Езекии.





Все имеющиеся в настоящее время образцы печатей Езекии поступили не из археологических раскопок, а были приобретены на антикварных рынках, в связи с чем иногда высказываются сомнения в их подлинности. Однако большинство специалистов признают их подлинными, кроме того, использование Езекией солнечного диска и скарабея в качестве символов своей власти подтверждается клеймами на сосудах времён этого царя, найденных к настоящему времени уже в количестве нескольких тысяч. Помимо клейм на сосудах присутствует надпись lmlk («принадлежит царю») и название одного из городов Иудеи.







С политической точки зрения египетская символика на печатях Езекии вполне объяснима – он изменил договору о вассалитете, заключенному его отцом Ахазом с Ассирией после уничтожения Саргоном II в 722 г. Израильского царства, и признал себя вместо этого вассалом Египта, что в конечном счёте привело к катастрофическому разгрому Иудейского царства ассирийцами в 701 г.

Гораздо труднее совместить присутствие изображений египетских б-жеств на печатях Езекии с утверждением девтерономических историков о том, что он провёл решительную монотеистическую антииконическую реформу (4 Цар. 18, 3-7). Судя по наличному изобразительному материалу, религиозная реформа Езекии, если она действительно имела место, ограничивалась какой-то централизацией культа в рамках общей политики государственной централизации, проводившейся этим царём, но не затрагивала основ традиционного иудейского многоб-жия, открытого к внешним религиозным влияниям.
Tags: Иудея, Религиозная история, Яхвизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments