aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Categories:

Зороастрийский источник веры в телесное воскресение

В Гатах нигде не говорится прямо о телесном воскресении, но общая озабоченность Заратуштры вопросами жизни и бессмертия позволяет исследователям на основании некоторых отрывков из Гат, таких как «телу будет дана долговечность» (kehrpêm utayûitîš dadât) (30.7), «[Бог] даст желанное плотской жизни» (vairîm astvaitê uštânâi dâtâ) (34.14) и пр., утверждать, что ключевое для последующего зороастризма представление о телесном воскресении восходит к самому Заратуштре.

Однако самым ранним зороастрийским текстом, выражающим его прямо, является Зам(йад)-яшт. В этом гимне, входящем в состав Младшей Авесты, четырежды (19: 11, 19, 23, 89) повторяется рефрен «Мёртвые воскреснут, придёт жизнь и бессмертие» (irista paiti usehištãn / jasât jvayô amerextiš). («Мёртвые» irista – это страдательное причастие на -ta от иранского корня raēθ-/riθ-/iriθ-, восходящего к ПИЕ корню *leikw- «покидать, оставлять», буквально «ушедшие»; «воскреснут» paiti usəhištãn – инъюнктив 3-го л. мн. ч. редуплицированного ПИЕ глагольного корня *stā- «стоять», si-sta- > hi-šta + приставки uz «вверх» и paiti «вновь», буквально «вновь встанут».) Четвёртый случай его употребления входит в состав величественного пророчества о пришествии Божественного Спасителя, который одержит победу над смертью:






Точное время создания Зам(йад)-яшта неизвестно, но большинство исследователей датируют его доахеменидским или ахеменидским временем. К концу ахеменидской эпохи относится самое раннее внешнее свидетельство о вере зороастрийцев в телесное воскресение – сообщение греческого историка Феопомпа Хиосского (380 – ок. 315): «Феопомп (в VIII книге “Истории Филиппа”)… добавляет, что, согласно магам, люди воскреснут и будут бессмертными (ὃς καὶ ἀναβιώσεσθαι κατὰ τοὺς Μάγους φησὶ τοὺς ἀνθρώπους καὶ ἔσεσθαι ἀθανάτους) и что только заклинаниями магов и держится сущее» (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Книга I, Вступление, 9). Совокупное свидетельство Зам(йад)-яшта и Феопомпа доказывает, что по крайней мере в эпоху Ахеменидов догмат о всеобщем телесном воскресении уже был частью зороастрийского вероучения.

Эти два сообщения являются самыми ранними выражениями зороастрийского догмата о телесном воскресении, позднее принятого христианством, исламом и отчасти иудаизмом:





Что касается иудаизма, то обычно самым ранним свидетельством о проникновении в него идеи телесного воскресения считают стихи 1-14 главы 37 Книги пророка Иезекииля, жившего и пророчившего в Вавилонии в 590-570-х гг. до Р.Х.:







Вавилония в эту эпоху была соседкой и союзницей иранской Мидии, в связи с чем среди её обитателей не могли не распространяться какие-то представления о религиозных традициях и верованиях иранцев. Уже давно было отмечено сходство изображённого Иезекиилем полного костей поля с погребальным сооружением зороастрийцев – дахмой. Подтверждением иранского источника вдохновения Иезекииля служит отсутствие выражения им какой-либо озабоченности собственной ритуальной чистотой во время пребывания на поле с костями, притом что вопросы ритуальной чистоты для него были очень важны (Иез. 4, 14), и в другой главе он подробно говорит именно об оскверняющем воздействии костей (Иез. 39, 11-16). В зороастризме же источником скверны являются мёртвые тела, но не сухие кости (Видевдат 8.33).

В указанном отрывке Иезекииль пророчествует не о телесном воскресении, а о возвращении евреев в свою землю и национальном возрождении Иуды и Израиля (о чём он прямо и подробно говорит в главах 36 и 37). Сила пророчества основывается как раз на том, что для его слушателей идея телесного воскресения является абсурдом. Таким образом, Иезекииль всего лишь заимствует иранский религиозный мотив для своей риторической стратегии.

Восприятие видения Иезекииля в последующем иудаизме в значительной степени зависело от степени иранизированности соответствующей иудейской группы. Оно изображено, в частности, на знаменитых фресках середины III в. от Р.Х. из синагоги в Дура-Эвропосе (в настоящее время хранятся в Национальном музее Дамаска). Обращает на себя внимание то, что вместо костей (עֲצָמוֹת), о которых прямо говорит Иезекииль, фрески изображают части тел. По всей видимости, создатели или заказчики фресок, жившие на сильно иранизированном пограничье Римской империи с Парфией, сознательно старались избежать ассоциации изображённого с зороастрийской дахмой.









На рубеже старой и новой эр представление о телесном воскресении продолжало оставаться чуждым для значительной части иудеев, о чём свидетельствует отсутствие упоминаний о нём в таких поздних частях Еврейской Библии, как Екклесиаст и Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, а также сообщение апостола Павла о его отрицании саддукеями. В то же время оно было фундаментальной частью вероучения у сильно иранизированных кумранитов, которые истолковывали вышеуказанный отрывок из Иезекииля как пророчество именно о нём. Ещё более фундаментальной частью вероучения телесное воскресение было для ещё более иранизированной среды, породившей христианство, из которого вера в него была со временем заимствована исламом.

Что касается иудаизма, то, несмотря на включение телесного воскресения Маймонидом под последним, 13-м номером, в его 13 принципов веры в виде: «По своей великой милости Бог оживит мёртвых» (מֵתִים יְחַיֶּה אֵל בְּרֹב חַסְדּוֹ), веру в него до сих пор считают обязательной не все иудеи.
Tags: Ариохристианство, Зороастризм, Религиозная история, Яхвизм
Subscribe

  • Креационизм

    Творение из ничего – это философская идея, она была развита учениками Платона в ходе обсуждения, прежде всего, диалога «Тимей», который и является…

  • А вот как через свой народ говорит Бог

    «О Родина, счастливый и неисходный час!» Стихи из «Октоиха» Сергея Есенина, музыка Георгия Свиридова Концерт к 100-летию со дня рождения…

  • «Сатана» в Еврейской Библии

    Слово śaṭan встречается в текстах Еврейской Библии 23 раза, из них 13 раз (10 раз в Книге Иова и 3 раза в Книге пророка Захарии) с артиклем и 10 раз…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments