Мудрый Бог и его Святой Дух, два Духа в начале бытия, их непримиримая борьба до конца существования мира, армии их ангелов, сражающиеся за души людей, конечная гибель лжецов в огне, вечная жизнь праведников, обновление бытия в конце времён – ничего этого не было в допленном иудаизме, зато всё это было в зороастризме, влиянию которого к моменту создания Кумранской общины евреи подвергались в течение примерно четырёх столетий (всё это также немного позже окажется в основе мировоззрения, отражённого в Евангелиях). Тем не менее находятся учёные мужи, отрицающие иранский источник дуализма, ангелологии и эсхатологии кумранитов. Объяснить это можно только кровной заинтересованностью подобных исследователей в непризнании факта вторичности иудаизма по отношению к зороастризму. В их число входят два основных автора, писавших о Кумране на русском языке, – Иосиф Давидович Амусин («…Факт иранского влияния на кумранскую систему дуализма не может считаться установленным»: И.Д. Амусин. Кумранская община. М., 1983. С. 157) и Игорь Романович Тантлевский («В отличие от зороастрийского (в частности зурванитского) дуалистического учения, ессейско-кумранский дуализм (с которым персидская концепция часто сопоставляется) не выходит за пределы строгого библейского монотеизма…» и т.д.: И.Р. Тантлевский. Загадки рукописей Мёртвого моря. СПб., 2012. С. 172). До предела это этнически обусловленное отрицание иранских влияний доводит Вадим Миронович Лурье, который в своих многочисленных исследованиях об иудаизме эпохи Второго храма вообще не говорит о зороастризме ни слова, а если и упоминает персов, то утверждает о них прямую ложь.
Кумран на полпути между зороастризмом и христианством
Мудрый Бог и его Святой Дух, два Духа в начале бытия, их непримиримая борьба до конца существования мира, армии их ангелов, сражающиеся за души людей, конечная гибель лжецов в огне, вечная жизнь праведников, обновление бытия в конце времён – ничего этого не было в допленном иудаизме, зато всё это было в зороастризме, влиянию которого к моменту создания Кумранской общины евреи подвергались в течение примерно четырёх столетий (всё это также немного позже окажется в основе мировоззрения, отражённого в Евангелиях). Тем не менее находятся учёные мужи, отрицающие иранский источник дуализма, ангелологии и эсхатологии кумранитов. Объяснить это можно только кровной заинтересованностью подобных исследователей в непризнании факта вторичности иудаизма по отношению к зороастризму. В их число входят два основных автора, писавших о Кумране на русском языке, – Иосиф Давидович Амусин («…Факт иранского влияния на кумранскую систему дуализма не может считаться установленным»: И.Д. Амусин. Кумранская община. М., 1983. С. 157) и Игорь Романович Тантлевский («В отличие от зороастрийского (в частности зурванитского) дуалистического учения, ессейско-кумранский дуализм (с которым персидская концепция часто сопоставляется) не выходит за пределы строгого библейского монотеизма…» и т.д.: И.Р. Тантлевский. Загадки рукописей Мёртвого моря. СПб., 2012. С. 172). До предела это этнически обусловленное отрицание иранских влияний доводит Вадим Миронович Лурье, который в своих многочисленных исследованиях об иудаизме эпохи Второго храма вообще не говорит о зороастризме ни слова, а если и упоминает персов, то утверждает о них прямую ложь.
- Post a new comment
- 1 comment
- Post a new comment
- 1 comment