aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Category:

Откровение Заратуштры согласно Гатам

Осознание значения зороастризма в мировой религиозной истории невозможно без понимания смысла проповеди Заратуштры, донесённой до нас Гатами. Такое понимание осложнено тем, что Гаты являются не богословским трактатом, а вдохновенными поэтическими пророчествами. Кроме того, они написаны на давно вымершем языке и зачастую настолько замысловато, что в их истолковании расходятся даже лучшие специалисты. Тем не менее я взял на себя смелость попытаться вычленить из Гат наиболее важные отрывки и выстроить из них более-менее целостную картину религиозного мировоззрения Заратуштры. Я цитирую эти отрывки в прозаическом как можно более буквальном переводе, основывающемся в большинстве случаев на поэтическом переводе И.М. Стеблин-Каменского. От себя я добавляю лишь минимум пояснений, призванных обеспечить связность изложения. Кроме того, я привожу в скобках соответствующие цитаты на оригинальном авестийском языке, которые покажут даже не искушённому в лингвистике читателю замечательную близость языка проповеди Заратуштры к русскому языку.







Бог – Господь Мудрый (ahurô mazdå). Он явился Пророку в откровении как Творец бытия: «Тебя бытия при рождении я увидел в начале» (thwâ anghêush zãthôi daresem paourvîm) (43.5) и как его Господь: «Я мыслю Тебя, о Мудрый, в своей мысли первым и последним, отцом Благой Мысли постиг я Тебя своими очами, подлинным творцом Истины и Господом бытия в деяниях» (at thwâ mêñghî pourvîm mazdâ ýezîm stôi mananghâ vanghêush patarêm mananghô hyat thwâ hêm cashmainî hêñgrabem haithîm ashahyâ dãmîm anghêush ahurem shyaothanaêshû) (31.8).

Бог – «Отец Истины» (patâ ashahyâ) (44.3). Он «солнцу и звёздам создал путь» (hvêñg starêmcâ dât advânem), Им «растёт и убывает месяц» (må uxshyeitî nerefsaitî) (44.3), Он «держит землю и небо» (deretâ zãmcâ nabåscâ), «ветрам и облакам впряг быстрых [коней]» (vâtâi dvãnmaibyascâ ýaoget âsû) (44.4), Он «создал свет и темноту» (raocåscâ dât temåscâ), «сон и пробуждение» (hvafnemcâ dât zaêmâcâ), «утро, полдень и ночь» (ushå arêm-pithwâ xshapâcâ) (44.5), Он «сотворил плодящий скот» (rânyô-skeretîm gãm tashô) (44.6).

Есть два бытия – плотское («костное») и духовное (ahvå astvatascâ mananghô) (28.2), (anghêush astvatô mananghascâ) (43.3). Они сотворены мыслью и разумом Бога: «В начале, о Мудрый, Ты сотворил тела и души Своими мыслью и разумом» (mazdâ paourvîm gaêthåscâ tashô daênåscâ thwâ mananghâ xratûshcâ) (31.11). Бог – «Творец бытия» (dâtâ anghêush) (50.11) и «Творец разума» (dâtâ xratêush) (50.6). Бог творит через Святого Духа, Он – «Святым Духом всего создатель» (speñtâ mainyû vîspanãm dâtâ) (44.7), «Святейшим Духом творец скота, вод, растений, бессмертия и здравия» (gãm tashô apascâ urvaråscâ ameretâtâ haurvâtâ spênishtâ mainyû) (51.7).

В начале мира были два Духа, подобные близнецам, но они сделали противоположные выборы и стали врагами: «Два первых Духа, которые являют себя подобно близнецам в видении, – Лучший и Злой в мысли, в слове и в деле, из них прав дающий добро, но не дающий зло» (mainyû pouruyê ýâ ýêmâ hvafenâ asrvâtem manahicâ vacahicâ shyaothanôi hî vahyô akemcâ åscâ hudånghô eresh vîshyâtâ nôit duzhdånghô) (30.3); «Из двух Духов бытия Святейший так молвил Злому: ни наши мысли, ни речи, ни умы, ни выборы, ни слова, ни деяния, ни веры, ни души между собой не согласны» (anghêush mainyû pouruyê ýayå spanyå ûitî mravat ýêm añgrem, nôit nâ manå nôit sêñghâ nôit xratavô naêdâ varanâ nôit uxdhâ naêdâ shyaothanâ nôit daênå nôit urvãnô hacaiñtê) (45.2).

Богу угодно, чтобы люди следовали выбору Святого Духа: «Из этих двух Духов Лживый выбрал вершить злейшее, а Святейший Дух, одетый крепчайшей твердью, – Истину, как поступают и те, что выбирают ублажать Господа Мудрого истинными деяниями» (ayå manivå varatâ ýê dregvå acishtâ verezyô ashem mainyush spênishtô ýê xraozhdishtêñg asênô vastê ýaêcâ xshnaoshen ahurem haithyâish shyaothanâish fraoret mazdãm) (30.5). В своём выборе люди свободны: «О Мудрый, Ты сотворил деяния и речения, которые даются выбирающим по их воле» (mazdâ tashô shyaothanâcâ sêñghãscâ ýathrâ varenêñg vaså dâyetê) (31.11). Пророк молится: «Да не погубит повторно Злоучитель бытие злым выбором, лживого языка оборотом!» (nôit daibitîm dush-sastish ahûm merãshyât akâ varanâ dregvå hizvå âveretô) (45.1).

Злой Дух испортил благое бытие, созданное Богом через Святого Духа, создав его противоположность, которая достанется в воздаяние его последователям: «Когда в начале эти два Духа сошлись, они создали жизнь и не-жизнь; в конце лжецы получат худшее бытие, а праведники – лучшее» (atcâ hyat tâ hêm mainyû jasaêtem paourvîm dazdê gaêmcâ ajyâitîmcâ ýathâcâ anghat apêmem anghush acishtô dregvatãm at ashâunê vahishtem manô) (30.4).

В помощь себе Злой Дух (он же Злая Мысль и Злоучитель) породил бесов: «Все бесы – порождение Злой Мысли» (daêvâ vîspånghô akât mananghô cithrem) (32.3). Как и Злой Дух, они сделали неверный выбор: «Неверно между ними различили также и бесы, когда их совет поразил обман, и они выбрали Злейшую Мысль. Они устремились к ярости, чтобы вредить миру смертных» (ayå nôit eresh vîshyâtâ daêvâcinâ hyat îsh â-debaomâ peresmanêñg upâ-jasat hyat verenâtâ acishtem manô, at aêshemem hêñdvâreñtâ ýâ bãnayen ahûm maretânô) (30.6).

«Злоучитель своими учениями сокрушает слово и разум живущих и лишает их обладания Благой Мыслью» (dush-sastish sravå môreñdat hvô jyâtêush sêñghanâish xratûm apô mâ îshtîm apayañtâ berexdhãm hâitîm vanghêush mananghô) (32.9). В этом ему помогают бесы: «Ведь вы, бесы, стремитесь к тому, чтобы множились злыми делами любящие вас смертные, лишаясь Благой Мысли и удаляясь от разума Господа Мудрого и Истины» (ýât ýûshtâ framîmathâ ýâ mashyâ acishtâ dañtô vaxsheñtê daêvô-zushtâ vanghêush sîzhdyamnâ mananghô mazdå ahurahyâ xratêush nasyañtô ashâatcâ) (32.4). Вследствие обмана бесов люди лишаются данной им Богом жизни: «Вы обманом лишаете смертного благой жизни и бессмертия» (tâ debenaotâ mashîm hujyâtôish ameretâtascâ) (32.5).

Бог всеведущ и знает все деяния, слова и мысли человека: «Что спрошено открыто и что тайно, о Мудрый, и заслуживает ли малый грех величайшей кары, всё Ты видишь Своими ясными очами в Истине» (ýâ frasâ âvîshyâ ýâ vâ mazdâ peresâitê tayâ ýê vâ kasêush aênanghô â mazishtãm ayamaitê bûjem tâ cashmêñg thwisrâ hârô aibî ashâ aibî vaênahî vîspâ) (31.13). Посланное Богом Здравомыслие помогает человеку сделать правильный выбор при условии его собственного желания: «Так что ведёт ли человек речь верно или неверно, ведая или не ведая, Здравомыслие помогает ему в согласии с сердцем, мыслью и духом» (athrâ vâcem baraitî mithahvacå vâ ereshvacå vâ dà vîdvå vâ evîdvå vâ ahyâ zeredâcâ mananghâcâ, ânush-haxsh ârmaitîsh mainyû peresâitê ýathrâ maêthâ) (31.12).

Праведники получают воздаяние уже при жизни, о них Пророк молится: «Всех благодатно живущих, которые были, которые суть и которые будут, надели своим довольством, о Мудрый, с Благой Мыслью, Властью и Истиной по воле укрепи тело» (vîspå-stôi hujîtayô ýå-zî ångharê ýåscâ heñtî ýåscâ mazdâ bavaiñtî thwahmî hîsh zaoshê âbaxshôhvâ vohû uxshyâ mananghâ xshathrâ ashâcâ ushtâ tanûm) (33.10). После телесной смерти их ожидает райская обитель: «Кто праведнику лучший в роде, селе или племени и усердно заботится о скоте, о Господь, тот будет на пастбище Истины и Благой Мысли» (ýê ashâunê vahishtô hvaêtû vâ at vâ verezênyô airyamnâ vâ ahurâ vîdãs vâ thwaxshanghâ gavôi at hvô ashahyâ anghat vanghêushcâ vâstrê mananghô) (33.3). Пророк обращается к Богу: «Ты, о Мудрый, в Твоём дому хранишь Благую Мысль и души праведников» (mazdâ thwahmî âdãm nipånghê manô vohû urunascâ ashâunãm) (49.10).

Души праведников попадают в рай (Дом Хвалы), грешников – в ад (Дом Лжи): «Те, что спасенья ищут с готовностью, те, что живы, бывшие и будущие, души праведных возрадуются бессмертием, лжецов же ждёт вечное мучение» (ýehyâ savâ ishåñtî râdanghô ýôi-zî jvâ ångharecâ bvañticâ ameretâitî ashâunô urvâ aêshô utayûtâ ýâ nerãsh sâdrâ dregvatô) (45.7). Грешники «своими деяниями и суждениями осуждают себя на Дом Лжи» (hvâish shyaothanâishcâ sêñghâishcâ ýê-îsh sêñghô apêmem drûjô demânê âdât) (51.14). «Души зло-властных, зло-деятельных, зло-речивых, зло-верных, зло-мысленных лжецов придут к дурной пище в Доме Лжи» (dushexshathrêñg dush-shyaothanêñg duzhvacanghô duzhdaênêñg dush-mananghô dregvatô akâish hvarethâish paitî urvãnô paityeiñtî drûjô demânê) (49.11).

Бог воздаёт каждому по его заслугам: «Ты даёшь делам мзду, как и словам: зло за зло, благую награду за благо» (då shyaothanâ mîzhdavãn ýâcâ uxdhâ akêm akâi vanguhîm ashîm vanghaovê) (43.5). После смерти будет «долгое лжецам мучение, спасение же праведным» (daregêm dregvôdebyô rashô savacâ ashavabyô) (30.11). Праведникам Бог «даст здравие и бессмертие» (dadât haurvatô ameretâtascâ) (31.21), грешников же ожидает «долгая тьма, дурная еда и стоны» (daregêm âyû temanghô dushhvarethêm avaêtâs vacô) (31.20), «к такому бытию лжецов по делам их душа приведёт» (têm vâ ahûm dregvañtô shyaothanâish hvâish daênâ naêshat.) (31.20). «Бытия губители» (anghêush maraxtârô) следуют в «Дом Злейшей Мысли» (acishtahyâ demânê mananghô) (32.13), им недоступен «Дом Благой Мысли» (vanghêush â-demânê mananghô) (32.15).

Ключевым событием мировой истории является призвание Заратуштры и данное ему откровение, о чём он говорит сам в обращении к Богу: «Я был первым призван к Тебе» (azêm tôi pouruyô fravôivîdê) (44.11), «чтобы живущих всех я обратил» (ýâ jvañtô vîspêñg vâurayâ) (31.3) в «веру, что из сущих лучшая» (daênãm ýâ hâtãm vahishtâ) (44.10), «чтобы по Истине мы жили» (ýâ ashât hacâ jvâmahî) (31.2). Пророк обязуется: «Я предам Ложь в руки Истины, чтобы уничтожить её словами Твоего учения и поразить лжецов мощным ударом, причинив им вред и ущерб» (ashâi drujêm dyãm zastayô nî hîm merãzhdyâi thwahyâ mãthrâish sêñghahyâ êmavaitîm sinãm dâvôi dregvasû dà â-îsh dvafshêñg mazdâ anâshê ãstãscâ) (44.14).

Своим последователям (magavabyô) Пророк обещает «Дом Хвалы, которого первым достиг Господь Мудрый» (garô demânê ahurô mazdå jasat pouruyô) (51.15). Он уверен, что вместе с ними преодолеет загробные мытарства: «Муж ли, жена ли, совершающие то, что Ты, Мудрый Господь, считаешь лучшим для бытия, с ними всеми я перейду Мост-разделитель» (ýê vâ môi nâ genâ vâ mazdâ ahurâ dâyât anghêush ýâ-tû vôistâ vahishtâ frô-tâish vîspâish cinvatô frafrâ peretûm) (46.10). Противников же учения Пророка ожидает ад: «Своею властью карапаны и кавии впрягли смертных в злые деяния на погибель бытия. Их собственная душа и их собственная совесть будут терзать их, когда они придут на Мост-разделитель, навеки они пребудут в Доме Лжи» (xshathrâish ýûjên karapanô kâvayascâ akâish shyaothanâish ahûm mereñgeidyâi mashîm ýêñg hvê urvâ hvaêcâ xraodat daênâ hyat aibî-gemen ýathrâ cinvatô peretush ýavôi vîspâi drûjô demânâi astayô) (46.11).

В конце времён Пророк предвидит битву между силами добра и силами зла и вопрошает о ней Бога: «Когда эти два войска сойдутся в битве, которому из них Ты дашь победу?» (hyat hêm spâdâ anaocanghâ jamaêtê kuthrâ ayå kahmâi vananãm dadå) (44.15). Он также пророчествует о пришествии божественного Спасителя: «Придёт тот, кто более благ, чем благо, чтобы научить нас прямым путям спасения в плотском и духовном бытии, ведущим к истинной обители Господа, – верный, добро-знающий и святой подобно Тебе, о Мудрый» (at hvô vanghêush vahyô nâ aibî- jamyât ýê nå erezûsh savanghô pathô sîshôit ahyâ anghêush astvatô mananghascâ haithyêñg âstîsh ýêñg â-shaêtî ahurô aredrô thwâvãs huzêñtushe speñtô mazdâ) (43.3).

Пророк уверен, что в конечном счёте мир вернётся к своему полностью благому состоянию, он молит Бога: «обновлённое истинное дай бытие» (ferashêm haithyêm då ahûm) (34.15) и надеется на своё участие в этом преображении: «а мы да будем теми, кто обновлённым делает бытие» (vaêm h'yâmâ ýôi îm ferashêm kerenâun ahûm) (30.9). Преображение мира принесёт с собой окончательное воздаяние: «Когда совершатся законы прежнего бытия, Глава прямейшим деянием воздаст лжецу и праведнику, а также тому, чьи плохие и добрые поступки равномерны» (ýathâish ithâ vareshaitê ýâ dâtâ anghêush paouruyehyâ ratûsh shyaothanâ razishtâ dregvataêcâ hyatcâ ashâunê ýeh'yâcâ hêmemyâsaitê mithahyâ ýâcâ hôi ârezvâ) (33.1).

При «последнем повороте бытия» (apêmê anghêush urvaêsê) Бог даст «лучшее лучшего» (vahyô vanghêush) тому, кто принял правильную веру (vârâi), неподчинившийся получит «худшее худшего» (akât ashyô) (51.6). Пророк задаёт вопрос: «Какую награду Ты дашь Духом и Огнём двум сторонам, скажи, о Мудрый, языком Твоих уст» (Y& ýãm då mainyû athrâcâ rânôibyâ mazdâ vaocâ hizvâ thwahyâ ånghô) (31.3) и отвечает на него: Бог даст воздаяние двум сторонам «красным огнём и раскалённой рудой» (âthrâ suxrâ ayanghâ xshustâ) «для гибели лжеца и для спасения праведника» (râshayenghê dregvañtem savayô ashavanem) (51.9), он испытает всех людей «огненной рудой» (hvaênâ ayanghâ) (32.7), «огнём красным благо определит двум сторонам» (âthrâ suxrâ vanghâu vîdâtâ rãnayå) (31.19), «даст награды лжецам и праведникам своего жаром огня» (då ashîsh dregvâitê ashâunaêcâ thwahyâ garemâ âthrô) (43.4), «огнём благим определит две участи» (âthrâ vanghâu vîdâitîm rânôibyâ) (47.6).

Тела праведников будут укреплены: «К ним придут Власть, Благая Мысль, Истина и Благочестие, дав долговечность и нерушимость их телам, чтобы они первыми прошли через руду» (ahmâicâ xshathrâ jasat mananghâ vohû ashâcâ dà at kehrpêm utayûitîsh dadât ârmaitish ãnmâ aêshãm tôi â anghat ýathâ ayanghâ âdânâish pouruyô) (30.7), к грешникам же «придёт расплата за их вины» (kaênâ jamaitî aênanghãm) (30.8). Они погибнут в пламени вместе с самим Злым Духом, «Ложь сокрушится» (drûjô bavaitî skeñdô) (30.10) и «бытие будет прежним» (anghush bavat pouruyô) (28.11).




Повторю ещё раз то, что уже говорил неоднократно. Религии, которые ложно именуются авраамическими, на самом деле являются зороастрическими. Все их основные положения содержатся в Гатах – подлинном откровении, полученном арийским пророком Заратуштрой, который жил в области андроновской археологической культуры в последние столетия второго тысячелетия до н.э. Так наз. Тора («Пятикнижие Моисеево») является подделкой в основном послепленного времени, сочинявшейся и редактировавшейся множеством авторов в течение нескольких столетий. Она не является источником «авраамического» (на самом деле – зороастрического) откровения, которое может быть в неё лишь вчитано посредством изобретённого греками метода аллегорического истолкования, позволяющего вчитать любой отвлечённый смысл в любой сборник сказок.

Проповедь Заратуштры, о которой мы можем с уверенностью сказать, что она лежит в основе христианства и в меньшей степени иудаизма и ислама, имеет особое значение для нас, русских. Северные иранцы андроновской культуры, в среде которых действовал пророк зороастризма, были непосредственными соседями и ближайшими генетическими и языковыми родственниками наших славянских предков. Кроме того, они составляли с ними культурную и религиозную общность, в рамках которой учение Заратуштры родилось и распространилось задолго до того, как оно достигло иудеев и мусульман. Эта общность была корнем зороастрического единобожия, и мы, русские христиане, как прямые потомки этой общности, можем сказать иудеомусульманам словами апостола Павла: «Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя» (Рим. 11, 17-18).
Tags: Ариохристианство, Зороастризм, Религиозная история
Subscribe

  • Кафе «Сокол»

    Культовое место Москвы шестидесятых, находившееся в Чапаевском парке. В семидесятые козырёк кафе обрушился, после чего здание снесли.

  • Ларёк с водами

  • Вперёд, к победе коммунизма!

    Композиция «Шествие советских людей к коммунизму» скульптора Н.В.Томского располагалась в центральной части павильона «Машиностроение» (сейчас…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments

  • Кафе «Сокол»

    Культовое место Москвы шестидесятых, находившееся в Чапаевском парке. В семидесятые козырёк кафе обрушился, после чего здание снесли.

  • Ларёк с водами

  • Вперёд, к победе коммунизма!

    Композиция «Шествие советских людей к коммунизму» скульптора Н.В.Томского располагалась в центральной части павильона «Машиностроение» (сейчас…