aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Categories:

Второисайя

Что нам известно о Второисайе (предположительном авторе глав 40-55 Книги пророка Исайи)? Что он был выходцем из еврейской диаспоры Вавилонии, что он был персидским агентом, осуществлявшим идеологическую подготовку завоевания Вавилонии персидским царём Киром. С этой целью он старательно убеждал своих соплеменников, что Яхве выбрал Кира своим помазанником, призванным покарать вавилонян за обиды, нанесённые ими евреям, вернуть еврейских изгнанников на родину и восстановить Иерусалимский храм. Под свою политическую пропаганду Второисайя подводил религиозную основу: согласно его утверждениям, исповедовавшееся персами зороастрийское единобожие и было подлинной иудейской религией, которой сами иудеи по какой-то причине пренебрегли.

Когда именно проповедовал Второисайя? Определённо, после вступления Кира Великого на престол (559 г.) и начала им широкомасштабной идеологической подготовки своих завоеваний. Но до самого завоевания Киром Вавилона (539 г.). Последнее следует из того, что пророчества Второисайи расходятся с известными нам действительными событиями завоевания. Например, еврейский пророк страстно желал, чтобы персы надругались над вавилонскими богами: «Пал Вил, низвергся Нево; истуканы их – на скоте и вьючных животных; ваша ноша сделалась бременем для усталых животных. Низверглись, пали вместе; не могли защитить носивших, и сами пошли в плен» (Ис. 46, 1-2). На самом деле Кир отнёсся к религиозным чувствам вавилонян максимально корректно и даже сам исполнил религиозные обряды, требовавшиеся от нового царя Вавилона при вступлении на престол.

Кроме того, Второисайя предсказывал Киру помимо завоевания Вавилона покорение Египта, Эфиопии и Аравии: «Так говорит Яхве помазаннику своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтоб отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись… Труды Египтян и торговля Ефиоплян, и Савейцы, люди рослые, к тебе перейдут и будут твоими; они последуют за тобою, в цепях придут и повергнутся пред тобою» (Ис. 45, 1, 14). Ничего подобного, как известно, в правление Кира не произошло. Из этого можно заключить, что до столь чаемого им персидского завоевания Второисайя не дожил. Что могло с ним случиться?

Уже долгое время высказывается убедительное мнение, что так называемые «песни раба Яхве» (Ис. 42, 1-4; 49, 1-6; 50, 4-9; 53, 1-12), входящие в состав приписываемых Второисайе глав, содержат описания мученичества самого Второисайи, составленные, по всей видимости, его учениками и последователями. Наиболее известная из этих песен содержится в главе 53. К сожалению, все известные мне переводы весьма далеко отступают от еврейского текста, поэтому я привожу здесь свой собственный перевод (основывающийся на синодальном), в котором я старался как можно точнее передать смысл оригинала.



1. Кто поверил слышанному нами, и рука Яхве кому открылась? א מִי הֶאֱמִין, לִשְׁמֻעָתֵנוּ; וּזְרוֹעַ יְהוָה, עַל-מִי נִגְלָתָה.
2. Он взошёл как росток пред ним, и как корень из земли сухой; нет в нём ни внешности, ни величия; и мы видели его, и не было вида, который бы привлёк нас. ב וַיַּעַל כַּיּוֹנֵק לְפָנָיו, וְכַשֹּׁרֶשׁ מֵאֶרֶץ צִיָּה--לֹא-תֹאַר לוֹ, וְלֹא הָדָר; וְנִרְאֵהוּ וְלֹא-מַרְאֶה, וְנֶחְמְדֵהוּ.
3. Презрен и умален меж людьми, муж скорбей и знающий болезнь, он отвращал лицо от нас, презрен, и мы не почли его. ג נִבְזֶה וַחֲדַל אִישִׁים, אִישׁ מַכְאֹבוֹת וִידוּעַ חֹלִי; וּכְמַסְתֵּר פָּנִים מִמֶּנּוּ, נִבְזֶה וְלֹא חֲשַׁבְנֻהוּ.
4. Но болезни наши он понёс и скорби наши взял на себя, а мы почли его пораженным, наказанным Элохимом и уничиженным.
ד אָכֵן חֳלָיֵנוּ הוּא נָשָׂא, וּמַכְאֹבֵינוּ סְבָלָם; וַאֲנַחְנוּ חֲשַׁבְנֻהוּ, נָגוּעַ מֻכֵּה אֱלֹהִים וּמְעֻנֶּה.
5. И он изъязвлен за грехи наши, мучим за беззакония наши, наказание возмещения нашего на нём, и ранами его мы исцелились. ה וְהוּא מְחֹלָל מִפְּשָׁעֵנוּ, מְדֻכָּא מֵעֲו‍ֹנֹתֵינוּ; מוּסַר שְׁלוֹמֵנוּ עָלָיו, וּבַחֲבֻרָתוֹ נִרְפָּא-לָנוּ.
6. Все мы как скот блуждали, каждый на дорогу свою совратились, и Яхве возложил на него вину всех нас. ו כֻּלָּנוּ כַּצֹּאן תָּעִינוּ, אִישׁ לְדַרְכּוֹ פָּנִינוּ; וַיהוָה הִפְגִּיעַ בּוֹ, אֵת עֲו‍ֹן כֻּלָּנוּ.
7. Истязуемый, он смирялся и не открывал уст своих, как агнец на заклание был веден он и как овца пред стригущими её был безгласен, не открывал уст своих. ז נִגַּשׂ וְהוּא נַעֲנֶה, וְלֹא יִפְתַּח-פִּיו, כַּשֶּׂה לַטֶּבַח יוּבָל, וּכְרָחֵל לִפְנֵי גֹזְזֶיהָ נֶאֱלָמָה; וְלֹא יִפְתַּח, פִּיו.
8. Узилищем и судом был взят, и век его кто истолкует? ибо он отторгнут от земли жизни; за преступление народа моего поражен он. ח מֵעֹצֶר וּמִמִּשְׁפָּט לֻקָּח, וְאֶת-דּוֹרוֹ מִי יְשׂוֹחֵחַ: כִּי נִגְזַר מֵאֶרֶץ חַיִּים, מִפֶּשַׁע עַמִּי נֶגַע לָמוֹ.
9. Положен со злодеями гроб его, и с богатым он в смерти своей, но насилия не совершал он, и не было лжи в устах его. ט וַיִּתֵּן אֶת-רְשָׁעִים קִבְרוֹ, וְאֶת-עָשִׁיר בְּמֹתָיו; עַל לֹא-חָמָס עָשָׂה, וְלֹא מִרְמָה בְּפִיו.
10. Но Яхве пожелал поражения его, сделал больным; когда положишь искупительной жертвой душу его, он увидит семя, продлит дни, и желание Яхве его рукой преуспеет. י וַיהוָה חָפֵץ דַּכְּאוֹ, הֶחֱלִי--אִם-תָּשִׂים אָשָׁם נַפְשׁוֹ, יִרְאֶה זֶרַע יַאֲרִיךְ יָמִים; וְחֵפֶץ יְהוָה, בְּיָדוֹ יִצְלָח.
11. От труда души своей увидит, насытится знанием своим, оправдает праведника раб мой для многих и грехи их возьмёт на себя. יא מֵעֲמַל נַפְשׁוֹ, יִרְאֶה יִשְׂבָּע--בְּדַעְתּוֹ יַצְדִּיק צַדִּיק עַבְדִּי, לָרַבִּים; וַעֲו‍ֹנֹתָם, הוּא יִסְבֹּל.
12. Посему я дам ему долю между многими, и с сильными будет делить добычу за то, что предал на смерть душу свою и к преступникам причтен, и он грех многих понёс и за преступников ходатайствовал. יב לָכֵן אֲחַלֶּק-לוֹ בָרַבִּים, וְאֶת-עֲצוּמִים יְחַלֵּק שָׁלָל, תַּחַת אֲשֶׁר הֶעֱרָה לַמָּוֶת נַפְשׁוֹ, וְאֶת-פֹּשְׁעִים נִמְנָה; וְהוּא חֵטְא-רַבִּים נָשָׂא, וְלַפֹּשְׁעִים יַפְגִּיעַ.



Как видим, текст весьма загадочен, и, к сожалению, останется для нас таким навсегда. Однако из него определённо можно заключить, что его герой был подвергнут заключению, суду и казни, и важную роль в этих событиях сыграл его собственный народ. Можно сделать правдоподобное предположение, что проперсидская агитация Второисайи привела его к столкновению с вавилонскими властями, а его стремление к реформированию иудаизма в зороастрийском духе навлекло на него враждебность его еврейских соплеменников, и следствием этого стала его гибель незадолго до персидского завоевания Вавилона. В христианстве соответствующие отрывки из Второисайи считаются пророчествами о мученичестве Христа. Вспомним, что «из маргинальных групп в иудаизме секта Иисуса больше всего была подвержена зороастрийскому влиянию», а значит, Второисайю и Христа объединяет и то, что они оба проповедовали нашу арийскую веру (авест. varəna-) в иудейской среде и по крайней мере отчасти за это и пострадали.
Tags: Ариохристианство, Религиозная история, Яхвизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments