aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Categories:

«Коль славен наш Господь в Сионе» (Херасков всё знал)

Цитируя некоторое время назад мнение одного из ведущих американских библеистов Джорджа Менденхолла о хеттском происхождении названия горы Сион, я оставил его без комментариев, как и сам автор оставил его без обоснований. В самом деле, у этой теории имелось одно очень слабое место. Согласно традиционной точке зрения, в течение всего позднего бронзового века Ханаан был колонией Египта, а власть Хатти не распространялась южнее центральной Сирии. Каким же тогда образом гора на юге Ханаана могла получить и удержать хеттское название? Но традиционная точка зрения не всегда оказывается самой верной. Её необоснованность убедительно доказывает в своей книге «У истоков древнееврейского этногенеза» А.А. Немировский (он же юзер wyradhe). Непредвзятый анализ доступных источников приводит к выводу, что в конце Амарнской эпохи власть Египта над Ханааном не просто ослабела, а была полностью утрачена. Ханаан завоевали хетты, которым он после этого принадлежал примерно в течение трети столетия:

Известия о победоносной войне великого хеттского царя-завоевателя Суппилулиумы против Египта, разразившейся после смерти «Нибхурурии»-Тутанхамона и убийства египтянами сына Суппилулиумы, Цаннанца (ок. 1340 г. до н.э.), малочисленны, но достаточно информативны… «Вторая молитва Мурсили II во время чумы»… сообщает…: «…Его (Цаннанца) убили. Мой же отец разъярился. И он пошёл в Египет. И он поразил пешее войско и колесницы Египта. И тогда бог грозы города Хатти, господин мой, по суду возвысил отца моего. И он победил пешее войско и колесницы Египта. И он их разбил»… Такие действия должны были привести к глубокому продвижению хеттов в Палестину, а их победоносный для хеттов исход оставлял завоёванные области в руках Суппилулиумы. Странным образом зарубежные исследователи отказывают хеттам в таком продвижении… К тому моменту, когда ок. 1305 г. до н.э. фараон Сети I возобновил египетскую экспансию в Азии, границы Египта проходили, по-видимому, к югу от Газы… Внешняя граница египетских владений к началу правления Сети I пролегала между краем шасу (о которых говорится как о мятежниках) и собственно Ханааном и более северными областями, уже заведомо принадлежащими Хеттской империи (о князьях этих территорий говорится просто как о покорённых или покоряющихся), не включая, очевидно, даже «город Ханаана» – Газу… После смерти Тутанхамона хеттам удаётся отбросить египтян далеко на юг, и в эпоху долгого хетто-египетского мира во вторую половину правления Хоремхеба азиатская граница Египта проходила южнее Газы. Что творилось в это время в Ханаане, в точности неизвестно; по общим соображениям, большая его часть должна была принадлежать хеттам. Наконец, Сети I в самом начале своего правления осуществил полную реконкисту Палестины (вместе с долиной Ярмука) и перенёс войну в Южную Сирию.
А.А. Немировский. У истоков древнееврейского этногенеза: ветхозаветное предание о патриархах и этнополитическая история Ближнего Востока. М., 2001. С. 70-77

Таким образом получают объяснение ранее казавшиеся загадочными неоднократные упоминания еврейской Библией хеттов в Ханаане (и особенно в окрестностях Иерусалима) в «эпоху патриархов» и в последующее время:

Согласно весьма устойчивой и отражённой во многих местах Библии традиции, в эпоху патриархов один из компонентов населения Палестины составляли некие «хетты»… Они систематически включаются в перечни доеврейских обитателей Ханаана, как полные (Быт. 10:15; Быт. 15:20; Исх. 3:8, 17; Исх. 13:5; Исх. 23:23; Исх. 34:11; Втор. 7:1; Втор. 20:17; Нав. 12:8; Нав. 24:11; Неем. 9:8), так и выборочные, упоминающие наиболее мощные группировки этих обитателей (Исх. 23:28; Чис. 13:29; Нав. 11:3; Быт. 27:46 в ср. с Быт. 28:1 слл.), причём в последнем случае обычно получают конкретную, противопоставленную другим народам Ханаана локализацию «на Горе». В этой «стране хеттов» располагается Бетэль (ср. Быт. 28:19; Нав. 16:2 и Суд. 3:23-26); они же («сыны Хета, народ страны этой») занимают Хеврон, продают Аврааму пещеру Махпела (Быт. 23:3-20; Быт. 25:9-10; Быт. 50:13), и предоставляют жён Исаву, когда тот располагается ещё в Южной Палестине (именно, в Беершебе, Быт. 26;34; ср. Быт. 36:1-3). «Хеттеянка» называется «матерью Иерусалима» (в то время как «отец его – аморей», в данном случае, несомненно, в широком смысле слова, Иезек. 16:3, 45). Все эти показания согласуются друг с другом и относятся к одной и той же области центральной Палестины с центром в Иерусалиме. Очевидно, именно их потомки обитают в Палестине при Давиде и Соломоне (самый яркий представитель их – Урия-хетт), но уже не представляют собой никакого единства… Итак, Новохеттская империя Палестиной именно владела на протяжение примерно одного-двух поколений, причём именно в ту эпоху, для которой контакты с хеттами в Палестине приписывает патриархам Книга Бытия… Новохеттские правители постоянно расселяли в пределах своего царства собственных царских людей… и было бы только естественно, чтобы хеттская власть попыталась подкрепить подобной мерой своё господство в столь отдалённой стране, как Палестина.
А.А. Немировский. У истоков древнееврейского этногенеза: ветхозаветное предание о патриархах и этнополитическая история Ближнего Востока. М., 2001. С. 167, 172

Если хетты в течение трети столетия владели Ханааном, то создание ими укрепления с хеттским гарнизоном в таком стратегически важном месте, как Иерусалим, было практически неизбежным. А значит и гора, на которой находилось это укрепление, вполне могла получить название по хеттскому корню siu- (род.п. siunas), продолжающему общеиндоевропейский корень *deiw- со значением «бог», «господь».
Tags: Ариохристианство, Религиозная история, Хетты, Яхвизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments