aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Category:

Гибель Лахиша и возвышение Иерусалима

Если не считать баснословную «державу Соломона», не оставившую о себе ни одного упоминания в источниках соседних государств, ни одной надписи и ни одного достоверного археологического памятника, подлинную историю еврейских государств Ханаана можно начинать с IX-VIII вв., когда в числе нескольких мелких царств, возникших в сиропалестинском регионе (Финикии, Филистии, Арама, Аммона, Моава, Эдома), оказался также Израиль со столицей в Самарии. Иудея в это время не представляла собой политического единства, будучи разбитой на несколько городов-государств (Лахиш, Гезер, Хеврон, Иерусалим), самым крупным из которых был Лахиш. Лахиш контролировал плодородную долину Шефела, производившую главный экспортный товар Иудейского нагорья – оливковое масло. Иерусалим до рубежа VIII-VII вв. был незначительным поселением, управлявшим только своей непосредственной округой и долиной Аялон.

В 722 г. ассирийский царь Саргон II взял Самарию и уничтожил Израильское царство. Иерусалим и ряд других мелких государств Ханаана признали себя вассалами Ассирии. Однако при этом они оказались в опасной зоне ассирийско-египетского соперничества, разразившегося спустя два десятилетия крупной войной. В 701 г. в филистимском городе Экроне произошло восстание против союзного Ассирии царя Пади, который был свергнут и выдан царю Иерусалима Езекии, перешедшему на сторону Египта. Восставшие призвали на помощь египтян, но были разгромлены Синаххерибом, который вернул Пади из Иерусалима и вновь поставил его во главе Экрона.

При этом ассирийцы подвергли страшному разгрому 4/5 территории Иудейского нагорья: «45 городов его больших, крепости и малые поселения их окрестностей, которым нет счета, продвижением насыпей и приближением таранов, атакой пехоты и штурмовых лестниц я осадил, взял 200 150 человек, от мала до велика, мужчин и женщин, лошадей, мулов, ослов, верблюдов, крупный и мелкий скот без числа из них я вывел и причислил к полону» (Анналы Синаххериба). Крупнейший город Иудеи Лахиш, оказавший ассирийскому царю упорное сопротивление, был полностью разрушен, его население ассирийцы уничтожили или депортировали.

Царя Езекию Синаххериб «как птицу в клетке» запер в Иерусалиме и принудил к капитуляции и выплате огромной дани, включая царских дочерей для своего гарема: «Вместе с 30 талантами золота, 800 талантами отборного серебра, сурьмой, большими украшениями из камня, ложами из слоновой кости, высокими тронами из слоновой кости, кожами слонов, слоновой костью, эбеновым деревом, самшитом – всем, что есть, знатным богатством, также и дочерей его, наложниц его дворца, певцов и певиц в Ниневию, мою столицу, за мной он прислал, и для уплаты дани и исполнения службы направил своего гонца» (Анналы Синаххериба).

Однако безоговорочная капитуляция Езекии позволила ему сохранить свою власть. Более того – именно за счёт ассирийского покровительства Иерусалим наконец-то смог стать бесспорной региональной столицей Иудеи. Благодаря своему коллаборационизму, избавившись от конкуренции Лахиша, Иерусалим распространил своё влияние на Иудейское нагорье и на юг до северной окраины пустыни Негев. Замирив Экрон, ассирийцы наладили в этом городе масштабное производство оливкового масла, установив там прессы и огромные цистерны для снабжения Ассирии. Таким же центром производства оливкового масла становится в это время Иерусалим, унаследовав эту роль от Лахиша.

Как ранее Иерусалим усвоил религиозные функции уничтоженной ассирийцами Самарии, так теперь он усвоил экономические функции уничтоженного ассирийцами Лахиша. Особенный расцвет «святой город» пережил в полувековое правление сына Езекии – преданного ассирийского улусника вассала Манассии, когда его население испытало взрывной рост примерно с 5 до 25 тысяч человек. Коллаборационизм позволил Иерусалиму стать настоящим городом и настоящей столицей государства, пусть и крошечного и зависимого от Ассирии. Именно этот период стал тем историческим зерном, вокруг которого в послепленную эпоху стала нарастать иудейская мифология, посвящённая «граду Давидову».


Ассирийский царь Синаххериб (Син-аххи-эреб – «(Бог) Син братьев заменил») – человек, которому мы обязаны «святым городом Иерусалимом»




Взятие Лахиша было подробно изображено на барельефах, изготовленных для одного из залов дворца Синаххериба в Ниневии. В настоящее время эти барельефы хранятся в Британском музее.















Изображение Синаххериба с надписью: «Синаххериб, могучий царь, царь страны Ашшура, восседающий на престоле суда, перед городом Лахишем. Я даю разрешение на его истребление».


















Казнь иудейских пленных




Иудейские пленные падают на колени перед Синаххерибом (обратите внимание на чётко переданный расовый тип – привет из Нордического Израиля!)










Иудейские пленные отправляются в изгнание



Tags: Ассирия, Израиль, Иудея, Религиозная история, Яхвизм
Subscribe

  • На реке

    Геннадий Осиев «На реке» 1984 г.

  • Весна

    Инна Широкова (1937-2019) «Весна» 1975 г.

  • Юность

    Николай Казакевич «Юность» 1971 г.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • На реке

    Геннадий Осиев «На реке» 1984 г.

  • Весна

    Инна Широкова (1937-2019) «Весна» 1975 г.

  • Юность

    Николай Казакевич «Юность» 1971 г.