aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Category:

Свиноводство как этноопределяющий признак


Постулирование в общеиндоевропейском особого слова для ‘домашней свиньи’ *su-, а, возможно, и для поросёнка *p[h]ork[h]o-, предполагает относительно развитое свиноводство у древних индоевропейцев. Прямое продолжение и развитие этого вида хозяйства можно видеть у древних хеттов и микенских греков. В соответствующих хеттских и греческих микенских (а позднее и гомеровских) текстах отражена разветвлённая терминология, относящаяся к ‘свинье’ и ‘уходу за свиньями’. В частности, древние «Хеттские законы» включают особые параграфы (§§81-86), предусматривающие возмещение за кражу или повреждение домашних свиней разных видов… Само употребление ‘свинины’ в пищу у хеттов ещё в Древнем Царстве было некоторой приметой, отличавшей ‘хеттов’ от представителей другого этноса. Сохранился хеттский рассказ о ‘людоедах’, в котором описывается ритуальное употребление в пищу свинины как способа отличения ‘человека’ от ‘людоедов’, которые не ели ‘свинину’, а питались ‘человечиной’, убивая тучных людей на мясо…
Характерно отсутствие развитого свиноводства в Африке, в частности в Египте (где свиньи использовались преимущественно для обмолота зерна посредством вытаптывания зёрен из колосьев) и у древних семитов, заселявших первоначально крайне южные районы Западной Азии. Показательно, что и после переселения к северу в Месопотамию для обозначения ‘свиньи’ – аккадское šahu – используется шумерское слово šah.
Т.В. Гамкрелидзе, Вяч.Вс. Иванов. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Т. 2. Тбилиси, 1984. С. 595-596

Но, как говорится, не всё так однозначно. Ещё Тритоисайя (обычно датируемый V-IV вв. до Р.Х.) должен был выступать против иудеев, едящих свинину (besar ha-khazir).

Всякий день простирал я руки мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям, – к народу, который постоянно оскорбляет меня в лице, приносит жертвы в рощах и сожигает фимиам на черепках, сидит в гробах и ночует в пещерах; ест свиное мясо, и мерзкое варево в сосудах у него.
פֵּרַשְׂתִּי יָדַי כָּל-הַיּוֹם, אֶל-עַם סוֹרֵר--הַהֹלְכִים הַדֶּרֶךְ לֹא-טוֹב, אַחַר מַחְשְׁבֹתֵיהֶם.
הָעָם, הַמַּכְעִסִים אֹתִי עַל-פָּנַי--תָּמִיד: זֹבְחִים, בַּגַּנּוֹת, וּמְקַטְּרִים, עַל-הַלְּבֵנִים.
הַיֹּשְׁבִים, בַּקְּבָרִים, וּבַנְּצוּרִים, יָלִינוּ; הָאֹכְלִים בְּשַׂר הַחֲזִיר, ופרק (וּמְרַק) פִּגֻּלִים כְּלֵיהֶם.
(Ис. 65, 2-4)

Ибо Яхве с огнем и мечом своим произведет суд над всякою плотью, и много будет пораженных Яхве. Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей, – все погибнут, говорит Яхве.
כִּי בָאֵשׁ יְהוָה נִשְׁפָּט, וּבְחַרְבּוֹ אֶת-כָּל-בָּשָׂר; וְרַבּוּ, חַלְלֵי יְהוָה.
הַמִּתְקַדְּשִׁים וְהַמִּטַּהֲרִים אֶל-הַגַּנּוֹת, אַחַר אחד (אַחַת) בַּתָּוֶךְ, אֹכְלֵי בְּשַׂר הַחֲזִיר, וְהַשֶּׁקֶץ וְהָעַכְבָּר--יַחְדָּו יָסֻפוּ, נְאֻם-יְהוָה.
(Ис. 66, 16-17)

Что вообще-то довольно странно, потому что следы свиноводства практически полностью исчезают из археологических памятников на территории будущих Израильского и Иудейского царств к концу II тысячелетия до Р.Х., и это – один из редчайших случаев, когда свидетельства археологии совпадают с данными позднейшей иудейской традиции.
Tags: Иудаизм, Религиозная история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments