aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Category:

Откровение Заратуштры согласно Гатам

Ниже приводятся выдержки из Гат Заратуштры, содержащие основные положения его вероучения, в поэтическом переводе И.М. Стеблина-Каменского. Желательно было бы, конечно, использовать буквальный перевод, однако полного буквального перевода Гат на русский язык не существует, и ввиду того, что перевод Стеблина-Каменского соответствует оригиналу процентов на 80%, им можно пользоваться для понимания общего смысла.


БОЖЕСТВЕННОЕ ОТКРОВЕНИЕ, ПОЛУЧЕННОЕ ЗАРАТУШТРОЙ

43.7. Святым Тебя,
Ахура, мыслю, Мазда,
Когда меня
Благой достиг Ты Мыслью
И вопросил:
Ты кто? От чьих ты будешь?
Какого дня
узнал ты откровенья
О житии
и о самом себе?

43.11. Святым Тебя,
Ахура, мыслю, Мазда,
Когда меня
Благой достиг Ты Мыслью.
Ваши речи
впервые научили,
Что муки мне
достанутся от смертных,
Пока они
в слова мои поверят.

44.11. Тебя спрошу:
прямо скажи, Ахура!
Как же к тем
придёт Здравомыслие,
Кому, о Мазда,
Твоя говорится Вера?
Я к Тебе так
первым стал призванным,
На всех других
духом взгляну враждебным.

45.3. Вот возглашу
сущего этого первое,
Мне что молвил
всеведущий Мазда Ахура:
Те же из вас,
кто не свершит по реченью, –
Как его вам
я измыслю и молвлю, –
Те же в конце
всего сущего взвоют!

45.5. Вот возглашу,
что молвил мне Святейший:
Слово слуху
для смертных наилучшее,
Если дадут
слушанье и чаянье,
То достигнут
Целости – Бессмертия
Духа Блага,
делами – Мазда Ахура.



АХУРА-МАЗДА – ЕДИНЫЙ БОГ-ТВОРЕЦ

31.7. И кто помыслил первым:
«исполнить блага светам!» –
Умом Творенья Истину
и Мысль держит лучшую, –
Твоим, Ахура, духом
взрастив доныне, Мазда.

31.8. Тебя помыслил первым,
о Мазда, и последним,
Благой отец ты Мысли –
таким постиг воочию,
Творцом по правде Истины,
в делах – Владыку мира.

31.11. Когда впервые, Мазда,
Ты создал Мир и Веру,
И помыслом и разумом
Ты плотскую дал жизнь,
Деянья и речения,
В чём верующий волен.

44.3. Тебя спрошу:
прямо скажи, Ахура!
Кто при родах
отец Истины первый?
Кто и Солнцу
и звёздам создал пути?
Кем же Месяц
растёт – убывает, Тобой?
Это, Мазда,
желаю знать и другое!

44.4. Тебя спрошу:
прямо скажи, Ахура!
Кто же держит
землю внизу и небо
От паденья?
Кто воды и растенья?
Кто облакам
и ветру впряг пары быстрых?
Кто, о Мазда,
Мысли Благой Создатель?

44.5. Тебя спрошу:
прямо скажи, Ахура!
Кто искусный
и день создал, и темень?
Кто искусный
сон дал и пробужденье?
Кто тот, зарю
с полуднем дал и ночью
Напоминал
разумным о занятьях?

44.6. Тебя спрошу:
прямо скажи, Ахура!
Если речи,
что говорю, правдивы:
Как Истину
укрепит Здравомыслье?
Тебе ли Власть
Благой чинится Мыслью?
Кому творил
Ты в радость Скот плодящий?

29.10. Так даруйте, Ахура,
власть Истины и силу,
по Мысли по Благой,
и мирную Обитель.
Тебя счёл первым, Мазда,
подателем всего.



АХУРА-МАЗДА – ВСЕЗНАЮЩИЙ БОГ

31.13. Что спрошено открыто,
о Мазда, и что тайно,
И малый ж проступок,
как самый наказуемый,
Смотря глазами ясно
по Истине всё видишь.



АХУРА МАЗДА ОБЛАДАЕТ СВЯТЫМ ДУХОМ И ТВОРИТ ЧЕРЕЗ НЕГО

44.7. Тебя спрошу:
прямо скажи, Ахура!
Кто сотворил
со Властью Здравомыслье?
Кто сделал, сын
отцу чтоб зарождался?
Я этими
вопросами, о Мазда,
Познаю Дух
Святой Создателя всего.

28.1. В мольбе вздевая руки,
о помощи прошу я
Святого Духа, Мазда,
по Истине в деяньях

51.7. Даруй мне, Скота создатель,
Воды и Растенья давший,
И Бессмертие и Целость,
о, Святейший Духом, Мазда!
Силу и неколебимость
по Благой по Мысли в Слове.



АХУРА-МАЗДА – ТВОРЕЦ И ПОВЕЛИТЕЛЬ ДУХОВНОГО И ПЛОТСКОГО МИРА

28.2 К вам, о Ахура Мазда,
с Благой приближусь Мыслью,
Миров обоих даруй –
духовного и плотского –
Мне все блага по Истине,
приверженцам – блаженство.

43.3. Пусть муж благой
достигнет лучшего,
Путям прямым
к спасенью учит
Для плотского
и мысли бытия,
Ведущим к тем,
где ты живёшь, Ахура,
Святой и верный,
благородный Мазда.



АХУРА-МАЗДА ЧЕРЕЗ СВЯТОГО ДУХА СОТВОРИЛ ТОЛЬКО БЛАГОЕ, ЗЛОЕ СОТВОРИЛ ЗЛОЙ ДУХ

45.2. Вот возглашу
сущих двух духов первых,
Тот, святее,
так промолвил бы злому:
Ни помыслы
наши, ни речи, ни ум,
Ни выборы, –
ни слова, ни деянья,
Ни веры,
ни души – ничто – не согласны.

30.3. Два духа изначала –
как близнецы в явленьи
И мыслию, и словом,
и делом – благ и зол.
И прав лишь благодатный
из двух, а не злодей.

30.4. Когда эти два духа
сошлись, то изначала
Создали жизнь и смерть,
то бытие, что после, –
Для лживых наихудшее,
а праведному – лучшее.

30.5. Из двух дух Лживый выбрал
деянье наихудшее,
А Дух Святейший – Истину,
одет крепчайшей твердью,
Как те, что ублажают
Ахуру правдой Мазду.



ЗЛОЙ ДУХ ИСПОРТИЛ СОЗДАННЫЙ БОГОМ БЛАГИМ МИР

45.1. Вот возглашу:
ныне ушами внимайте,
Те, что вблизи,
и пришедшие издали,
И это всё
поясней запомните, –
Чтобы опять
обманщик мир не сгубил
Выбором злым,
лжи языка оборотом.



ЗЛОЙ ДУХ И СЛУЖАЩИЕ ЕМУ БЕСЫ СБИВАЮТ ЛЮДЕЙ С ПУТИ ИСТИНЫ

32.9. Словами Зло-учитель
крушит живущих разум,
Лишает обладания
нас Мыслию Благой –
Вам с Истиной, о Мазда,
речами духа плачусь.

32.3. Вот вы, о дэвы, все –
отродие Злой Мысли,
А чтящие вас – все
от лжи и заблужденья,
Злодейства ваши знают
даже в седьмой земле.

32.5. Вы смертного уводите
от счастья и Бессмертия,
Так вам же Мысль Злая,
о дэвы, и Злой Дух,
Злодейство и злословье
готовят лживых гибель.



КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ОБЯЗАН ВЫБРАТЬ МЕЖДУ ЗЛОМ И ДОБРОМ

51.6. Тем дать лучшее, чем Благо,
кто готов на верный выбор,
Сам Ахура властен Мазда;
а другим, что зла похуже,
Кто Ему не подчинится
при конце последнем мира.

43.5. Святым Тебя,
Ахура, мыслю, Мазда,
Когда Тебя
познал в начале мира,
Когда дал мзду
деяньям и реченьям:
За злые – зло,
за добрые – благое,
Твоим умом
последую в творении.

30.11. Когда веленья Мазды
вы, смертные, поймёте:
Блаженство или долгие
мучения для лживых,
А праведным спасенье, –
по воле вам так будет.



ПОСЛЕ СМЕРТИ ДУШИ ПРАВЕДНИКОВ ОТПРАВЛЯЮТСЯ В РАЙ, ГРЕШНИКОВ – В АД

31.20. И к праведным сиянье
небесное нисходит;
Но к долговечной тьме,
Дурной еде и стонам, –
Лжецов по их деяньям
вас Вера приведет.

32.13. Грабёж по Власти следует
в Обитель Мысли Злейшей,
И бытия губители,
О Мазда, клеветавшие,
Что Твой Пророк хранит их
от постиженья Истины.

32.15. Поэтому погибнут
и кавии с карапанами,
Что не давали жизни
по властной воле людям,
Они достичь избегнут
Обители Мысли Благой.

49.11. Зло-властные,
злодеи, злоречивцы,
Зло-верные,
зло-мыслые мерзавцы –
К дурной еде
придут навстречу души
Их, в Доме
Лжи взаправду став гостями.

51.15. Заратуштра обещает
всем союзникам награду:
Дом Хвалы, Ахура Мазда
первым будет там вначале,
Вы – по Истине и Мысли
по Благой и ко спасенью.



АХУРА-МАЗДА – ИСТОЧНИК СПАСЕНИЯ

28.9. И вас, Ахура-Мазда,
не злим мольбами с Истиной,
И с Мыслью наилучшей
стремясь воздать хвалу,
Вам, самым скорослышащим,
за власть и за спасенье.

34.3. Тебе приносим жертву
с мольбою Истине, Ахура,
И Власти живого всего,
Что Благою воспитано Мыслью,
Ради спасенья, о Мазда,
даренья всех доброданны.

49.3. Поэтому
дан выбор мне, о Мазда,
От Истины –
спасенье, вред – от Лжи.
Так с Мыслию
Благой ищу единства,
Общенья всех
мерзавцев отрекаясь.

49.9. Услышите
к спасенью поученье:
Правдивому
союза нет со лживым,
Сопряжена
награда с лучшей Верой
И с Истиной –
возмездье, о Джамаспа.

51.20. Вот вы, что единогласны,
все нам даруйте спасенье
С Истиной, Благою Мыслью
со словами Здравомыслья –
Почитающим в молитвах
Мазда дарует поддержку.



ПЕРЕД КОНЦОМ МИРА АХУРА-МАЗДА ПОШЛЁТ СПАСИТЕЛЯ, ВОПЛОТИВШЕГО ИСТИНУ

31.16. Спрошу о том, когда Он
Власть дома, благоданный,
Селенья и страны
по Истине устроит
Твоей, Мазда Ахура,
деяньями какими?

43.16. Ахура, вот
этот Заратуштра Дух
Выбрал, Мазда,
который Твой Святейший,
И Истину,
что воплотится в силе,
Как солнца вид,
со Властью – Здравомыслье,
Деяньям даст
Благая Мысль даянье.

44.16 Тебя спрошу:
прямо скажи, Ахура!
Кто защитит
Твоим Ученьем сущих
В моём дому?
Целителя дай миру,
Чтоб Сраоша
ему с Благою Мыслью
Пришёл бы, как
Ты ни пожелаешь, Мазда!

43.3. Пусть муж благой
достигнет лучшего,
Путям прямым
к спасенью учит
Для плотского
и мысли бытия,
Ведущим к тем,
где ты живёшь, Ахура,
Святой и верный,
благородный Мазда.

53.2. Вот пусть они последуют
словами и делами,
Служа молитвой Мазде,
готовые к хвале:
Виштаспа-Кави с сыном
Спитамы Заратуштры
и Фрашаоштра с ним, –
Прямо путями Веры
Спасителя, как
даровал Ахура.



МИР БУДЕТ ВОССТАНОВЛЕН В СВОЁМ ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ БЛАГОМ СОСТОЯНИИ

44.2. Тебя спрошу:
прямо скажи, Ахура!
Как бытие
лучшее будет сперва?
Стремящийся
как же будет спасённым?
Кто с Истиной
Святой со всеми вместе
Хранитель Дух-
-мироцелитель, Мазда?

28.11. Хранящий ими Истину,
Благую Мысль навеки,
О Мазда, Ты, Ахура,
учи меня речами,
И Духом, и устами,
как мир сначала станет.

34.15. Скажи мне тогда, о Мазда,
слова и деяния лучшие,
Чтобы с Благою Мыслью,
с благодарением Истине,
Вашей властью, Ахура,
вновь дай истинный мир.



ВСЕ ЛЮДИ БУДУТ ВОСКРЕШЕНЫ И ПОДВЕРГНУТЫ ИСПЫТАНИЮ ОГНЁМ И РАСПЛАВЛЕННЫМ МЕТАЛЛОМ

31.3. Огнём и Духом с Истиной
сторон двух воздаяние
Ты дал уразумевшим, –
и нам скажи, о Мазда,
Уст языком Твоих –
живущих как уверю.

31.19. Услышал Истину знавший,
Мироцелитель, Ахура,
Речи прямо сказавший
и языком овладевший,
Огнём горящим, о Мазда,
Благую из двух отделивший.

43.4. Тебя я мыслю
святым и сильным, Мазда,
Когда руками
Твоими награды дашь
Для тех, кто Лжи
последует, и праведным,
Огнём Твоим
от Истины могучей,
Что мне с Благой
всегда приходит Мыслью.

47.6. Этим Святым
Духом, о Мазда Ахура,
Огнём Благим
дал двух участей долю,
Здравомысльем,
держащимся с Истиной, –
Так, что много
ищущих обратится.

32.7. Никто таких проступков
не совершит из знающих,
На жизнь посягающих,
за что металлом огненным,
Ахура, испытуешь
ты, Мазда, наизнающий.

51.9. Что возмездие двойное,
Мазда, дал огнём Ты красным
И расплавленным металлом
в мире в ознаменованье –
Для погибели мерзавца,
праведному ко спасенью.



ГРЕШНИКИ ПОГИБНУТ

53.9. От неверующих – порча,
убывание и тьма,
Жадных Истины рушителей
прокляты тела.
Где ты, праведный Ахура, –
жизнь у них отнять
и вольность?
Это, Мазда, в своей власти –
тем убогим, что честны,
лучшее отдать.



ПРАВЕДНИКИ ОБРЕТУТ ТЕЛЕСНОЕ БЕССМЕРТИЕ В ОБЩЕНИИ С БОГОМ

45.7. Что к спасенью
стремятся с готовностью, –
Те, что живы,
бывшие и будущие,
В Бессмертии
праведных души сильны,
В постоянстве,
а лживых мужей гнетут
Той Властию –
Мазда Творец Ахура.

48.1. Если же так
Истиной Ложь победится,
Благодаря
словам провозглашения
Бессмертия
дэвами и смертными,
Тогда Твоё,
Ахура, спасенье возвеличат.

50.11. Хвалителем
да буду вам, о Мазда!
Пока смогу
и с Истиной сумею.
Создавший мир
Благою двинет Мыслью
По воле нам
первейшим воплощенье.

30.7. К кому же Власть приходит
с Благою Мыслью, с Истиной,
Дав телу долговечность,
душе же – Здравомыслье.
Из них он станет первым
через металл прошедшим.

31.21. И Мазда даст Ахура
Бессмертие и Целостность
По изобилью с Истиной,
соединенье с Властью,
Благой богатство Мысли
Делами с духом другу.


Итак, в очень кратком изложении откровение, полученное Заратуштрой, заключается в следующем: есть Единый Бог, всевидящий, всезнающий, через своего Святого Духа сотворивший духовное и плотское бытие. Святому Духу противостоит Злой Дух, который испортил мир, изначально созданный Богом полностью благим, и является источником всего зла. Мир будет в конечном счёте возвращён Богом к своему изначальному совершенству, и каждый человек призван этому содействовать, однако в выборе между злом и добром он полностью свободен. От этого выбора зависит его посмертная судьба – попадёт ли его душа в рай или в ад. Перед концом мира Бог пошлёт сверхъестественного Спасителя. Все люди будут воскрешены в своих телах и подвергнуты испытанию огнём. Грешники погибнут, а праведники обретут телесное бессмертие и воцарятся с Богом в ставшем вновь совершенным мире.

Нетрудно заметить, что именно эта схема лежит в основе так называемых «авраамических религий» – прежде всего христианства, но также, хотя и в меньшей степени, иудаизма и ислама. По этой причине термин «авраамические религии» не имеет никакого права на существование. Сторонникам его употребления можно предложить найти в библейском рассказе об Аврааме хоть что-нибудь из вышеизложенных идей. Правильнее и честнее было бы говорить вместо «авраамических» о «зороастрических религиях».

Кроме того, есть вопрос подлинности. Согласно научному консенсусу, Гаты – это подлинные слова иранского пророка Заратуштры, жившего в XV-XIII вв. до н.э., донесённые до нас через тысячелетия устной и письменной передачи самое большее с незначительными искажениями. По своей новизне относительно того, что было до них, и по своему влиянию на то, что было после них, они с полным правом могут быть признаны Откровением. В то время как Пятикнижие Моисеево – это сборник разнородных, зачастую взаимно противоречивых текстов, составлявшийся и исправлявшийся несколькими десятками авторов в период с VII по IV в. Оно, безусловно, является важным религиозным памятником своего времени, но оно не является откровением, записанным Моисеем со слов Яхве во время исхода евреев из Египта. И оно не было корнем ни монотеизма, ни «авраамизма».

Корнем же было Откровение Заратуштры, и мы, арийские христиане, как ветви, произросшие от этого корня, можем сказать иудеям и мусульманам словами апостола Павла: «Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя» (Рим. 11, 17-18).
Tags: Ариохристианство, Зороастризм, Религиозная история
Subscribe

  • «Монгольский тип лица»

    Великая княжна некрасивая, её вздёрнутый нос и вообще монгольский тип лица выкупается лишь прекрасными по выражению глазами, глазами добрыми и…

  • Немецкая родня не очень уважала Ники

    Святой Распутин, почему немцы всё время побеждают? Батюшка, они поют перед каждым боем: «Твердыня наша – вечный Бог, он сила и защита»*.…

  • Вчера были две памятные даты

    30 марта 1856 года был подписан Парижский договор, завершивший Крымскую войну – первую войну, проигранную Российской Империей. По условиям договора…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments