aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Categories:

Сион – Гора Зевса

Вскоре после того, как он стал царём всего Израиля, Давид захватил Иерусалим. Этот город имел богатую культурную историю задолго до того, как им овладел Давид. В бронзовом веке он носил название «Урушалим», что означает «Город [бога] Шалима». Это был маленький, но хорошо укреплённый город, расположенный на низком холме рядом с подземным источником, находившийся рядом с тем, что сейчас называется Старым городом Иерусалима. Всё его население могло уместиться на территории размером с современный городской квартал. Амарнские письма Абди-Хепата свидетельствуют, что в эпоху позднего бронзового века город был населён различными северносирийскими племенами (такими как хурриты и касситы).
В определённый момент во время смуты конца позднего бронзового века местные иевусеи отняли город у преемников Абди-Хепата и переименовали его по имени собственного племени в Иевус (евр. Yebus). К тому времени, когда его захватил Давид, Иевус имел ещё одно устойчивое наименование – Мецудат Циййон – «Крепость Сион» (2 Цар. 5, 7). «Сион» – любопытное слово. Хотя это определённо не семитское, и уж точно не еврейское слово, в позднейшей библейской поэзии оно стало по сути дела синонимом Иерусалима. Однако оно скорее всего связано с хеттским словом Сиус – «бог». Корень этого хеттского слова присутствует в имени величайшего из греческих богов – Зевса. (Всегда, когда хеттскому слову, такому как Сиус, предшествует слово «город», «крепость» или «гора», оно принимает суффикс -нас. В соответствии с грамматическими правилами Сиус превращается в Сиунас, сокращённо Сиун, что даёт «Сион» в семитском.)
Когда Давид покорил Иевус, он просто восстановил первоначальное название города Урушалим (Йерушалаим по-еврейски, т.е. Иерусалим). Но он не мог стереть культурное влияние, которое оказали на город и его население предшествующие режимы. В самом деле, даже через четыре столетия после Давида неизраильский характер Иерусалима был всё еще очевиден – пророк Иезекииль высмеивал неверный город, заявляя, что его «отцом» был аморрей, а «матерью» – хеттеянка (Иез. 16, 3).
George E. Mendenhall. Ancient Israel’s Faith and History. An Introduction to the Bible in Context. Louisville, 2001. P. 112-113
Tags: Ариохристианство, Религиозная история, Яхвизм
Subscribe

  • «Монгольский тип лица»

    Великая княжна некрасивая, её вздёрнутый нос и вообще монгольский тип лица выкупается лишь прекрасными по выражению глазами, глазами добрыми и…

  • Немецкая родня не очень уважала Ники

    Святой Распутин, почему немцы всё время побеждают? Батюшка, они поют перед каждым боем: «Твердыня наша – вечный Бог, он сила и защита»*.…

  • Вчера были две памятные даты

    30 марта 1856 года был подписан Парижский договор, завершивший Крымскую войну – первую войну, проигранную Российской Империей. По условиям договора…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments