aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Category:

Иерусалим – Основание Заката

Я выдвигаю оригинальную гипотезу, что миф, представленный в Ис. 14, 12-15, был заимствован израильтянами у иевусеев. Несколько факторов предполагают это и, взятые вместе, они образуют совокупный убедительный аргумент. Во-первых, Ис. 14, 14 называет Бога Эльоном, что, как нам известно из Быт 14, 19 и 22, было отличительным именем иевуситского бога Иерусалима. (Подобным же образом, стих 13 говорит о «высотах Цафона», которые встречаются также в Пс. 47, 3, а связанный с ним Пс. 45 в стихе 5 вновь говорит об Эльоне.) Во-вторых, Пс. 109, 3 содержит мифологическое упоминание о рассвете («из чрева прежде денницы подобно росе рождение твоё») в близком соседстве с упоминанием (в ст. 4) о царе из рода Давида, являющемся священником по чину Мелхиседека. Мелхиседек, как мы знаем из Быт. 14, был иевуситским священником Эла-Эльона, и кажется естественным предположить, что царское священство по чину Мелхиседека отражает слияние израильской и иевусейской царских идеологий, произошедшее вскоре после завоевания города. В таком случае упоминание с оттенком мифологичности о рассвете в Пс. 109, 3 вполне может иметь тот же источник. В-третьих, это подтверждает само имя города Иерусалима. Общепризнано, что его изначальное значение – «Основание [бога] Шалима». Шалим был богом заката (ср. Иеруил – «Основание Эла» в 2 Пар. 20, 16). Примечательно, что Шахар (Рассвет) и Шалим (Закат) являются братьями в угаритской мифологии, они были одновременно зачаты богом Элом (KTU2 1.2.3). Если бог Шалим (Закат) занимал видное место в мифологии иерусалимских иевусеев, было бы естественно, если бы его брат Шахар присутствовал в ней тоже.
John Day. Yahweh and the Gods and Goddesses of Canaan. N.Y., 2002. P. 179-180
Tags: Религиозная история, Яхвизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments