aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Category:

«Держава Соломона»

В 3-й Книге Царств имеется известное описание державы Соломона, которая традиционно считается зенитом еврейского могущества и занимает в исторической памяти евреев место идеала их национальной государственности:

Соломон владел всеми царствами от реки Евфрата до земли Филистимской и до пределов Египта. Они приносили дары и служили Соломону во все дни жизни его… ибо он владычествовал над всею землею по эту сторону реки, от Типсаха до Газы, над всеми царями по эту сторону реки, и был у него мир со всеми окрестными странами.
(3 Цар. 4, 21, 24)
וּשְׁלֹמֹה, הָיָה מוֹשֵׁל בְּכָל-הַמַּמְלָכוֹת--מִן-הַנָּהָר אֶרֶץ פְּלִשְׁתִּים, וְעַד גְּבוּל מִצְרָיִם: מַגִּשִׁים מִנְחָה וְעֹבְדִים אֶת-שְׁלֹמֹה, כָּל-יְמֵי חַיָּיו.
כִּי-הוּא רֹדֶה בְּכָל-עֵבֶר הַנָּהָר, מִתִּפְסַח וְעַד-עַזָּה--בְּכָל-מַלְכֵי, עֵבֶר הַנָּהָר; וְשָׁלוֹם, הָיָה לוֹ מִכָּל-עֲבָרָיו--מִסָּבִיב.

Однако если мы обратимся от русского перевода к еврейскому оригиналу, то обнаружим, что выражение, которое переведено на русский как «по эту сторону реки» на еврейском на самом деле звучит как ‘ever han-nahar, т.е. «по ту сторону реки» (Евфрата). Так державу Соломона должен был описать человек, находившийся не к западу, а к востоку от Евфрата. Подобное расположение наблюдателя подтверждается и описанием подвластных Соломону земель, направленным с востока на запад – «от реки Евфрата до земли Филистимской», «от Типсаха до Газы». Такой взгляд на державу Соломона выглядит чрезвычайно странным для якобы современника этого царя, составляющего свою летопись в Иерусалиме. Однако странность исчезнет, если мы выясним, что еврейское выражение ‘ever han-nahar – это перевод аккадского выражения eber nari, впервые засвидетельствованного в качестве названия заевфратских земель при ассирийском царе Асархаддоне (ок. 680-669 гг. до Р.Х.). Впоследствии так же называли свои владения к западу от Евфрата правители Нововавилонского царства.

После возникновения Персидской Империи Ахемениды создали на этих землях одну из своих сатрапий. По-персидски она называлась Aθura, но в документах на семитских языках продолжало использоваться унаследованное от ассиро-вавилонян традиционное название eber nari, евр. ‘ever han-nahar («Заречье»). Описание пределов «державы Соломона» в 3-й Книге Царств в точности соответствует территории Заречной сатрапии Персидской Империи. Согласно археологическим данным, ок. 1000 г. до Р.Х. (т.е. во «времена Соломона») Иерусалим был незначительным поселением, управлявшим разве что своей непосредственной округой. «Держава Соломона» – это плод воображения еврейского сочинителя, жившего в эпоху Ахеменидов, который приписал ей территорию современного ему персидского Заречья. Нельзя не увидеть горькой иронии истории в том, что «еврейское государство эпохи расцвета», о восстановлении которого до сих пор грезят еврейские шовинисты, на самом деле было провинцией столь не любимого ими Ирана.
Tags: Иудаизм, Религиозная история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments