aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Categories:

Домик на Песочной

Гуляя вчера по закоулкам Петроградской стороны, неожиданно для себя обнаружил, что в этом замечательном домике на улице Песочной («Профессора Попова») уже несколько лет работает Музей петербургского авангарда. Экспозиция довольно скромная, но воссоздающая приятную атмосферу русской культуры и быта начала ХХ столетия.








В 1891 г. литератор Владимир Осипович Михневич, дядя будущего футуриста Давида Бурлюка, приобрёл земельный участок на Аптекарском острове между Песочной улицей и набережной Карповки. На этом участке, ранее принадлежавшем купцу Алонкину, находились тогда четыре деревянных дома. Тот из них, который выходил фасадом на Песочную улицу, первоначально был одноэтажным, но в 1894 г. по желанию нового владельца был надстроен вторым этажом и в таком виде сохранился до наших дней. Дом Михневича часто посещали его друзья, в числе которых были Николай Лесков и Александр Суворин. Начав свою карьеру в 1860-х гг. скромным фельетонистом, Михневич к 1890-м годам стал известным литератором и состоятельным человеком. В числе прочего он был участником «Общества пособия нуждающимся литераторам и учёным» (Литературного фонда). После смерти Михневича в 1899 г. по его завещанию две трети земельного участка со строениями перешли в собственность Фонда. В 1904 г. Литературный фонд выкупил у вдовы Михневича остаток участка вместе с домом по Песочной улице, носившим номер 10. До 1917 г. квартиры в принадлежавших Фонду домах сдавались внаём нуждающимся литераторам за умеренную плату или бесплатно.

В октябре 1912 г. на Песочной, 10, в трёхкомнатной квартире на втором этаже, поселился Михаил Матюшин со своей второй женой Еленой Гуро. Матюшин, будучи профессиональным музыкантом и прослужив много лет скрипачом в Придворном оркестре, увлёкся живописью и стал посещать мастерскую Я.Ф. Ционглинского, где и познакомился с Гуро. В 1909 г. они впервые представили свои живописные работы на выставке «Импрессионисты», тогда же состоялось их знакомство с Каменским, братьями Бурлюками, Хлебниковым, Кручёных, Маяковским и Малевичем. С этого момента Матюшин и Гуро стали участниками футуристического движения и организаторами и вдохновителями выступлений русских авангардистов. В 1909 г. выпуском сборника рассказов Гуро начало своё существование созданное Матюшиным издательство «Журавль», позднее переименованное в «Домик на Песочной». Всего за время своего существования до 1918 г. издательство выпустило 20 книг, в т.ч. знаменитый сборник «Садок судей» (1910), напечатанный на обороте дешёвых обоев, «Пропевень о проросли мировой» Филонова (1915), «Новое учение о войне» (1914) и «Время Мера Мира» (1916) Хлебникова.

С переездом Матюшина и Гуро в «Домик на Песочной» их квартира стала центром петербургского авангарда, где Малевич создавал живописные полотна, Хлебников читал свои новые произведения, а Маяковский сочинял «Победу над солнцем». Помимо них частыми гостями Песочной, 10 были братья Бурлюки, Кручёных, Каменский, Филонов, Ольга Розанова и множество других известных личностей. В самый разгар активности футуристов, в апреле 1913 г., умерла от лейкемии Елена Гуро, бывшая душой авангардного кружка, но «Домик на Песочной» оставался центром притяжения и после её смерти. В советские годы Матюшин продолжал жить в нём вместе со своей третьей женой, писательницей Ольгой Громозовой. В 1918-1926 гг. он преподавал на живописном факультете бывшей Академии художеств, и его квартира была теперь местом встреч для студентов. После смерти Матюшина в 1934 г. в доме осталась жить его вдова. В 1942-1944 гг. у неё проживал известный советский писатель Всеволод Вишневский, благодаря заступничеству которого «Домик на Песочной» избежал участи других петербургских деревянных домов, разобранных в блокаду на дрова.

Ольга Громозова-Матюшина прожила на Песочной, 10 до самой своей смерти в 1974 г. В 1977 г. решением исполкома Ленсовета дом был передан Государственному музею истории Ленинграда для создания в нём филиала, посвящённого истории блокадной литературы. Подобный филиал так и не был создан, а в 1987 г. Ленсовет принял новое решение – создать в доме музейную экспозицию, посвящённую «литературно-художественной интеллигенции XIX-XX веков», также оставшееся неосуществлённым. Дом долгие годы стоял заброшенным, дважды горел и был буквально на волосок от гибели. В 2004 г. началось его восстановление на основании фотографий, сделанных самим Матюшиным, и в 2006 г. в «Домике на Песочной» наконец-то открылся Музей петербургского авангарда.




Фотографии из брошюры «Домик на Песочной», СПб., 2006:













































Tags: Петербург, После Катастрофы, Серебряный век
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments