?

Log in

No account? Create an account

К происхождению названия мери - aquilaaquilonis — ЖЖ

ноя. 12, 2012

01:25 pm - К происхождению названия мери

Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry


There is one very important support for the Aryan affinity of the language mainly spoken in the Poltavka and Abashevo cultures and their successors. These cultures partly extended to the forest zone of central Russia, occupied by the Volosovo culture where, in all likelihood, a late form of Proto-Finno-Ugrian was spoken. Several Finno-Ugrian languages are still spoken in this area as minority languages, alongside Turkic and Russian which arrived here in medieval times. Eventually, the Volosovo culture prevailed linguistically, absorbing the Aryan-speaking upper class minority. About one hundred early Aryan loanwords have been identified in Proto-Finno-Ugrian.

Имеется очень важный аргумент в поддержку арийской принадлежности языка, на котором в основном говорили носители Полтавкинской и Абашевской культур и их потомки. Эти культуры частично распространялись на лесную зону центральной России, занятую Волосовской культурой, где, по всей видимости, говорили на поздней разновидности прото-финно-угорского. На этой территории до сих пор наряду с тюркским и русским, появившимися здесь в средние века, говорят на нескольких малых финно-угорских языках. В конечном счёте возобладал язык Волосовской культуры, поглотивший численно уступавший высший класс, говоривший на арийском. В прото-финно-угорском обнаружено около сотни ранних арийских заимствованных слов.


Finno-Ugrian peoples of the Volga-Urals region were once ruled by an Aryan-speaking elite, and today have ethnic names with an Aryan etymology. Thus the Cheremis call themselves Mari. The word is also an appellative meaning ‘man, husband’. It goes back to Merya in the Old Russian “Nestor’s Chronicle” and to early Proto-Aryan *meryo-. This word is important for the early history of the Aśvin cult, for the Near Eastern chariot warriors were called ma-ri-ia-an-nu, this word coming from Mitanni Aryan. In the Rgveda, too, marya- is used of a ‘young man’, both as a ‘(chariot) warrior’ and as ‘lover, wooer’.

Финно-угорские народности волжско-уральского региона некогда управлялись ариоязычной элитой и до настоящего времени имеют этнические наименования с арийской этимологией. Так, черемисы называют себя мари. Это слово является также нарицательным именем со значением «мужчина, муж». Оно восходит к мере древнерусской летописи Нестора и к раннему прото-арийскому *meryo-. Это слово важно для ранней истории культа Ашвинов, потому что ближневосточные колесничные бойцы назывались словом ma-ri-ia-an-nu, которое восходит к арийскому языку Митанни. В Ригведе marya- также означает «молодого человека» – как «(колесничного) бойца», так и «возлюбленного, жениха».


After c. 1500 BCE, Akkadian documents of archives in Hattusa (Bogazkoy) in Anatolia, Alalah, Ugarit and Nuzi in Syria and Amarna in Egypt use for ‘chariot warrior’ the term mariannu, which is widely agreed to go back to Proto-Indo-Aryan *marya- ‘young man’ + the Hurrian nominal suffix -nnu.

После 1500 г. до н.э. аккадские документы из архивов в Хаттусе (Богазкёе) в Анатолии, Алалахе, Угарите и Нузи в Сирии и Амарне в Египте используют в значении «колесничный боец» термин mariannu, который, по мнению большинства, восходит к прото-индо-арийскому *marya- («молодой человек») + хурритский именной суффикс -nnu.


Proto-Finno-Ugrian *mete ‘honey’, from early Proto-Aryan *medhu-, was borrowed, like *merya-, before the late Proto-Aryan sound change of Proto-Indo-European *e into *a.

Прото-финно-угорское слово *mete («мёд»), из прото-арийского *medhu-, было заимствовано, как и *merya-, до изменения прото-индо-европейского звука *e в *a в позднем прото-арийском.

Asko Parpola
The Nasatyas, the Chariot and Proto-Aryan Religion



В целом статья очень информативна и рекомендуется к прочтению целиком. Сделаю, однако, некоторые дополнения и уточнения.

В настоящее время наиболее деятельно и плодотворно древней языковой историей Восточной Европы занимаются финские лингвисты. Практически все они уже отказались от «длинной хронологии» распространения финно-угорских языков, возводившей его едва ли не ко времени сразу же вслед за освобождением севера Восточной Европы от ледника. Согласно принятой теперь «короткой хронологии», носители прото-финского языка, придя в Европу из Западной Сибири, вплоть до примерно 2000 г. до н.э. обитали в бассейне реки Камы и только после этого начали движение в западном направлении, достигнув Балтийского моря где-то к 1000 г. до н.э.

Племена Волосовской культуры, согласно этой теории, считаются носителями палео-европейского языка. Таким образом, в Центральной России финским языкам предшествовал как палео-европейский язык волосовцев, так и балто-славянский язык фатьяновцев-балановцев. Наиболее вероятной культурой носителей прото-финского в период его контактов с прото-арийским является Гаринская (Гарино-борская) культура, имевшая распространение в бассейне Камы в XXV-XV вв. до н.э.

Comments:

From:dreaddevil
Date:Ноябрь 12, 2012 10:54 am
(Link)
"Финно-угорские народности волжско-уральского региона некогда управлялись ариоязычной элитой".

У финно-угорских народов "арья" (во всяких местных озвучках) означает, собственно, "раб". Несколько даже и странно предполагать в таких людях элиту.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:aquilaaquilonis
Date:Ноябрь 12, 2012 12:53 pm
(Link)
Не у всех финно-угорских, а у северо-западных - балто-финских (финнов, эстонцев и т.п.), что свидетельствует о том, что их предки враждовали с ариями и брали их в плен. У ещё более далёких саамов слова с этим корнем означают "юг".

В то время как у всех финно-угорских народностей волжско-уральского региона (мордва, эрзя, мокша, мурома, мещёра, меря, мари, удмурты) названия имеют индо-иранское происхождение, и вряд ли им эти названия надуло ветром.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From:dreaddevil
Date:Ноябрь 12, 2012 02:01 pm
(Link)
Это не так. В эрзя, например, uŕe "раб", "наемный работник".
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]
From:aquilaaquilonis
Date:Ноябрь 12, 2012 01:18 pm
(Link)
Кстати, индо-иранское слово "господин" (*asira) тоже вошло в финские языки, причём во все, так что...
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]
From:k999
Date:Ноябрь 12, 2012 11:52 am
(Link)
видимо, не так всё просто, по "короткой хронологии" вряд ли удастся объяснить происхождение финских гидронимов на территории Литвы: http://www.laborunion.lt/memo/modules/photo/viewcat.php?id=64&cid=9&min=30&orderby=titreA&show=30

да и "прото-европейский" язык скорее удобная догадка, чем обоснованная гипотеза
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:aquilaaquilonis
Date:Ноябрь 12, 2012 12:53 pm
(Link)
Что мешает объяснить их финскими мигрантами, пришедшими в Литву после 1000 г. до н.э.?
(Ответить) (Parent) (Thread)
From:interest3
Date:Ноябрь 12, 2012 01:16 pm
(Link)
утверждение сомнительное, но известный специалист по мере Леонтьев считает мерю прямыми потомками КРОМ, в меньшей степени других поволжских финнов.
Кстати антропология КРОМ неплохо должна быть представлена, хотя сведения очень отрывочные. Например погребение недалеко от села Борок Рязанской
области, относящиеся к культуре РязаноОкских могильников.Погребение принадлежало рослому человеку,(до 199 см, зрелого возраста 40‑50 лет, судя по сохранившимся, сильно стершимся зубам). Погребенный лежал на спине головой на северо-восток.
размеры не уральцев.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]
From:k999
Date:Ноябрь 13, 2012 06:35 am
(Link)
пока, мешает то, что такие миграции никак не прослеживаются, т.е. - в I в.д.н.э. все археологические культуры изучены и ни одна из них не атрибутированна как финская, более того, к тому времени, примерная разделительная линия между финами и балтами проходила где-то по середине совр. Латвии

можно бы усомнится в финскости этих проблемных литовских гидронимов, однако мешает генетика, т.е. распространение гаплогруппы N1c1 (старое назв. - N3a)
http://haplogroup.narod.ru/Haplogroup-N.gif
указывает на то, что современные восточные балты (западных и днепровских уже не осталось) - полуфины, значит...

(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]
From:pulemjotov
Date:Ноябрь 12, 2012 01:24 pm
(Link)
Если в Европе существовал до финно-угорских какой-то "прото-европейский" язык, то он не был индо-европейским. Поскольку индо-европейские языки наиболее простые, они приходят на смену более сложным языкам, и исключительно редко наоборот.
А "прото-европейский язык" либо исчез полностью, либо остался только в языке басков. Вероятно, он создал и субстрат для кельтских языков.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:k999
Date:Ноябрь 13, 2012 06:46 am
(Link)
сейчас вместо "прото-европейского" языка начинают говорить об диалектах северных и южных индоевропейцев, т.е. субстратный - северных и новый - южных

примерно, пришли южные индоевропейцы к Балтийскому морю (и в Западную Европу), а там уже - северные индоевропейцы живут :) видимо, в перемешку с финами или что-то в этом роде
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]
From:pulemjotov
Date:Ноябрь 12, 2012 01:15 pm
(Link)
"...Так, черемисы называют себя мари. Это слово является также нарицательным именем со значением «мужчина, муж». Оно восходит... к раннему прото-арийскому *meryo-..."

Чушь. Если слово "мари" действительно имеет значение "муж", то оно родственное венгерскому férj - "муж" и férfi - "мужчина" (мар-мер-фер).

"... в Центральной России финским языкам предшествовал как прото-европейский язык волосовцев, так и балто-славянский язык фатьяновцев-балановцев."

Это практически исключено. Так как, индо-европейские языки ПРОЩЕ финно-угорских и любых других языков, то при смешении всегда побеждает индо-европейский язык.
Случаи обратной замены исключительно редки. Например, Венгрия (и то нельзя точно сказать, пришел ли угорский язык на смену славянскому языку или тюркскому языку аваров). Но там был весьма воинственный народ мадьяр, который смог навязать свой язык. И опять же, в конечном итоге, в Словакии и Трансильвании взяли верх индо-европейские языки.
В случае с Центральной Россией вы не сможете назвать такого народа, навязавшего "балто-славянам" финский язык, а, значит, не мог более сложный язык вытеснить более простой.


Про отсутствие связи между археологической "культурой" и языком я уже говорить не будут.

И, наконец, непонятно при чём здесь "Дюжина ножей в спину евразийства"? По-моему, рассуждения про "великую индо-европейскую общность" ещё более евразийские, чем "Туран от Будапешта до Токио".
Вы ведь не можете отрицать, что индо-европейцы исконно живут в Индии, Пакистане, Иране. Более того, в Азии их значительно больше, чем в Европе.

(Ответить) (Thread)
From:gerry_r
Date:Ноябрь 13, 2012 08:36 am
(Link)
Никакого закона о замещении языков в сторону "более простых" нет, ибо сама категория "простоты" совершенно субьективна и в лингвистике отсутствует. Разве что говоря о пиджинах в начальной стадии.

"Вы ведь не можете отрицать, что индо-европейцы исконно живут в Индии, Пакистане, Иране."

Вполне можем :) Общепринятая точка зрения - эти языки там пришельцы. Довольно давние, но по сравнению с ну очень древней историей человека в тех краях - почти что вчерашние.

Более того, языки, которых индоевропейские в Индии потеснили, дравидийские, тоже пришельцы. Только "позавчерашние".
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:pulemjotov
Date:Ноябрь 13, 2012 08:47 am
(Link)
Короче, обычный солипсизм - отрицание всех фактов и обстоятельств, которые противоречат вашей теории.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:pulemjotov
Date:Ноябрь 13, 2012 08:59 am
(Link)
К тому же я говорил об евразийстве. Евразийство существует сегодня. А при сегодняшнем положении дел в Индии, Пакистане, Иране живут индо-европейцы.
Вы же влазите с какими-то древностями.
Именно поэтому я говорю про вредность завиральных "исторических" (тем более, археологических) теорий. Я не против исторических теорий. Но я против того, чтобы историки проецировали свои теории на современность.

Кроме того, история начинается с появлением письменности. Дописьменная история, основанная на косвенных данных (археологических, лингвистических) заведомо не может считаться достоверной, представляет собой просто фантазии самого историка.

Edited at 2012-11-13 09:00 (UTC)
(Ответить) (Parent) (Thread)
From:1zubzazub1
Date:Ноябрь 13, 2012 08:46 pm
(Link)
во заимствовании из индо-европейского финно-угорскими охотниками на рыбу и собирателями брусники-нет ничего удивительного.
(Ответить) (Thread)