aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Categories:

Арабский халифат – тюрьма арабского народа

Засилие неарабов в государственном аппарате Халифата при Муавии (661-680 гг.):

Стены дворца и многочисленные служители отделили халифа не только от простых мусульман, но даже верхушка, за исключением узкого круга лиц, не имела свободного доступа к персоне халифа, он являлся перед ними только на приемах, деловых или торжественных. Допуском к халифу ведал хаджиб, превратившийся из простого доверенного слуги в важную придворную фигуру. Хаджибы были всегда из вольноотпущенников, которые стояли вне племенных пристрастий и были всецело преданы своему патрону. Перед хаджибом, несмотря на его рабское происхождение, заискивали даже знатные арабы, порой унижаясь до взяток.
Бар Пенкайе, как и ал-Йакуби, отмечает присутствие христиан в государственном аппарате, явно имея в виду не местное мелкое чиновничество, которое вело налоговые реестры на коптском, греческом, сирийском и среднеперсидском языках, а людей, близких к верховной власти по служебному положению или личным отношениям. Секретарем Муавии, ведавшим хараджем Сирии или его личными финансами, был христианин Сарджун (Сергий), отец знаменитого впоследствии богослова Иоанна Дамаскина. Личным врачом халифа был христианин Абу Усал – это было в порядке вещей, еще несколько столетий медицина оставалась монополией христиан, – примечательно то, что Муавия назначил его ведать хараджем Химса к великому возмущению арабов-мусульман.
О.Г. Большаков. История халифата. Т. 3. Между двух гражданских войн. 656-696. М., 1998. С. 169, 176


Недовольство арабов налоговой политикой Халифата, вызвавшем их восстание в Хорасане в 696 г.:

Одной из главных причин недовольства была неотрегулированность налогообложения. Мусульмане, во всяком случае мусульмане-арабы, не должны были платить харадж, но он был неотделим от хараджных земель: приобретая такую землю, новый собственник приобретал с ней и обязанность платить налог, приобретение ее мусульманином или принятие прежним владельцем ислама не меняло положения. <…> Переход значительной части земель к арабам и принятие ислама частью местных жителей увеличили бы налогообложение оставшихся владельцев-немусульман до полного их разорения. Поэтому получалось, что завоевателям приходилось платить унизительный для них налог уполномоченным покоренных.
О.Г. Большаков. История халифата. Т. 4. Апогей и падение арабского Халифата. 695-750. М., 2010. С. 34


Вообще история арабов в Халифате – очень благодатный материал для национал-демократических разоблачений. Уже при «арабских националистах» Омейядах арабы оказываются в менее выгодном финансовом положении, чем неарабы-кафиры. При Аббасидах происходит повальная иранизация Халифата, вскоре после чего он распадается на множество государств, управляемых персами, курдами, берберами, тюрками и т.д. и т.п., а сами арабы на добрую тысячу лет выпадают из истории.
Tags: Ислям
Subscribe

  • Пасха

    Павел Филонов «Пасха» 1912-1913 гг.

  • Сошествие во ад

    Новгород, XVI в.

  • Книжница Русского Севера

    Страницы из издания «Книжница Русского Севера. Из собрания старообрядческих рукописей М.А. Максимова», представляющего собой каталог одноименной…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments