aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Categories:

Краткая история негров в Англии

Первое прибытие африканцев в Англию отмечено в документах в 1501 г. в свите Екатерины Арагонской. Одним из сопровождавших её чернокожих слуг был трубач Джон Блэнк, ставший придворным музыкантом Генриха VII и Генриха VIII. По-видимому, именно он присутствует среди трубачей-англичан на свитке с изображением Вестминстерского турнира, состоявшегося в 1511 г. в честь рождения сына Екатерины Арагонской.








В течение шестнадцатого столетия количество африканцев в Англии постоянно росло. В англоязычных документах того времени они именуются терминами Negro, Neyger, Neger, Ethiopian, Blacke, Blackmoore, Morian, Indian и Mullato. В основном это были рабы, освобождённые с захваченных испанских кораблей. Поскольку рабства в Англии в это время не было, оказываясь в руках англичан, они автоматически становились свободными людьми.

Другим путём, которым африканцы в это время попадали в Англию, были плавания английских купцов в Западную Африку. Так, в 1555 г. капитан Джон Лок захватил на территории нынешней Ганы четверых негритянских мальчиков, которые были привезены в Лондон с целью сделать из них переводчиков. Один из них остался в Англии и женился на английской женщине. Родившийся у них чернокожий ребёнок вызвал фурор у англичан, которые до того считали, что причиной чёрного цвета кожи африканцев является солнечный жар.

Документы не содержат никаких сведений о дискриминации чернокожих. По мнению историка Кеннета Эндрюса, высказанному им в книге «Торговля, грабёж и поселение» (1984 г.), «в Англии отсутствовал определённый набор этнических стереотипов или что-либо похожее на расовую идеологию. Подход людей елизаветинской и яковитской эпохи к неевропейцам был обычно коммерческим и прагматичным. Торговля требовала реалистических отношений в духе “живи и дай жить другому”».

В конце XVI века архивы одной лишь церкви святого Ботольфа в лондонском Олдгейте упоминают 25 чернокожих африканцев. Они были полноправными членами общины и в том числе свободно вступали в браки с англичанами. Так, в 1599 г. англичанин Джон Кэтмен взял в жёны «чёрную женщину» Констанцию, несколько позже «мавр-христианин» Джеймс Каррес женился на английской служанке Маргарет Персон.

Растущее количество африканцев, многих из которых приходилось содержать за счёт государственной казны, в конце шестнадцатого столетия побудило английские власти принять меры. В июле 1596 г. был отдан приказ об аресте «всех бесхозных людей, бродяг и подозрительных лиц, которые попрошайничают и бродяжничают», а также «различных чёрных мавров (Blackamoors)… из которых многие по причине отсутствия службы и средств для работы бездельничают и нищенствуют».

В том же году была предпринята первая попытка наладить обмен живших в Англии африканцев на англичан, попавших в плен к испанцам. По-видимому, эта попытка окончилась ничем. В 1601 г. королева Елизавета издала указ на ту же тему, упоминающий «большое количество негров и чёрных мавров (Negroes and Blackamoors)… оказавшихся в этом королевстве после начала войны Её Величества с королём Испании», которые содержатся английскими властями к досаде собственного населения. Вторая попытка обменять бывших негритянских рабов испанцев на пленных англичан, по всей видимости, оказалась не успешнее первой.

В 1619 г. началась трансатлантическая торговля чёрными рабами, в связи с чем в портовых городах западной Англии стали возникать африканские общины. Первая такая община появилась в 1630 г. в Ливерпуле. Чернокожие были как рабами, так и свободными людьми, выполнявшими обязанности слуг или портовых рабочих. В течение XVII и XVIII веков их количество постоянно росло. По разным оценкам, в XVIII веке в одном только Лондоне проживало от 10 до 20 тысяч негров. В конце столетия их число пополнили чёрные солдаты, воевавшие на британской стороне в Американской войне за независимость.


Гравюра Уильяма Хогарта «Полдень» из серии «Четыре времени дня» (1738 г.)
Слева можно видеть негра, обнимающего англичанку






Некоторые известные африканцы в Англии XVIII-XIX вв.





Игнатиус Санчо (1729-1780), родился на корабле испанских работорговцев, привезён в Англию, служил в нескольких аристократических семьях, был освобождён из рабства. На деньги, завещанные ему одним из хозяев, купил бакалейный магазин в Вестминстере. Стал первым африканцем, голосовавшим на выборах в английский парламент (в 1774 и 1780 г.). Был женат на англичанке Энн Осборн.







Олауда Эквиано (Густавус Васса) (1745-1797), выходец из нигерийской народности игбо, был в детстве продан в рабство в Америку, выкупился из рабства и поселился в Англии. Принимал участие в движении аболиционистов. Стал землевладельцем в Кембриджшире. В 1792 г. женился на англичанке Сьюзен Каллен, в браке с которой родились две дочери. Старшая дочь умерла в младенчестве, младшая, Джоанна (1795-1857), впоследствии стала женой пастора Генри Бромли.







Уильям Дэвидсон (1781-1820), незаконнорожденный сын генерального прокурора Ямайки и местной чёрной женщины. В 14 лет отправился в Глазго, где изучал юриспруденцию. Был женат на англичанке Саре Лейн, с которой имел двоих детей. Один из участников «Заговора Като-стрит», планировавших убить членов британского правительства. Казнён вместе с четырьмя другими заговорщиками.







Уильям Каффей (1788-1870), сын чёрного раба с Сент-Китса и английской женщины. Родился в Англии, жил в Лондоне, был трижды женат. Работал портным, был одним из вождей чартистского движения. По обвинению в подготовке поджогов был депортирован в Тасманию, где и умер.







Пабло Фанке (настоящее имя – Уильям Дарби) (1796-1871), уроженец Норвича, владелец одного из самых успешных английских цирков викторианской эпохи. Был дважды женат на англичанках, в каждом браке родилось по двое сыновей.







Мэри Сикоул (1805-1881), дочь британского офицера и чёрной женщины с Ямайки, была замужем за англичанином. Прославилась как медсестра на Крымской войне В 2004 г. была признана опросом величайшей из «чёрных британцев».



В первой половине двадцатого столетия две наиболее значительные волны чёрной иммиграции в Англию пришлись на годы Первой и Второй мировых войн. Африканцы прибывали в качестве солдат британской армии, моряков торгового флота и рабочих.



Солдаты Вест-Индского полка британской армии на Сомме в сентябре 1916 г.




В послевоенные годы первая крупная группа чернокожих иммигрантов прибыла в Англию в июне 1948 г. на борту теплохода Empire Windrush. 493 уроженца Ямайки были привлечены объявлением о наборе кадров на британские заводы, испытывавшие острую нехватку рабочей силы. Это событие открыло эру массовой африканской иммиграции в Англию, продолжающуюся до настоящего времени.



Пассажиры Empire Windrush по прибытии в Англию





Источники:

http://www.historytoday.com/marika-sherwood/blacks-tudor-england

http://www.bbc.co.uk/news/magazine-18903391

http://en.wikipedia.org/wiki/Black_British

http://en.wikipedia.org/wiki/British_African-Caribbean_community

http://en.wikipedia.org/wiki/Arrival_of_black_immigrants_in_London

http://en.wikipedia.org/wiki/Olaudah_Equiano

http://en.wikipedia.org/wiki/Ignatius_Sancho

http://en.wikipedia.org/wiki/Pablo_Fanque

http://en.wikipedia.org/wiki/William_Davidson_(conspirator)

http://en.wikipedia.org/wiki/William_Cuffay

http://en.wikipedia.org/wiki/Mary_Seacole



Как известно, в истории России за последнюю тысячу лет был 1 (один) африканец, интегрированный в русское общество. Этого 1 (одного) африканца десятилетиями остервенело мусолят в качестве доказательства расовой терпимости русских, прямо или косвенно противопоставляемой расовой нетерпимости западных европейцев, в первую очередь англичан. Причём делающие это люди относятся к данному вопросу диаметрально противоположно («русские хорошие, потому что ассимилировали негра, в расистской Англии это было бы немыслимо»/«русские плохие, потому что ассимилировали негра, в расистской Англии это было бы немыслимо»). Но теперь вы знаете, что и те и другие просто не владеют историческими фактами.


А эту картинку я посвящаю вам, любители порассуждать о «внутреннем колониализме в России» и «английской метрополии»:



Tags: Британия – тюрьма английского народа, Национальная Империя
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments