aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Category:

«Телец»

Признаться честно, я не являюсь поклонником творчества Александра Сокурова, большинство его фильмов представляются мне чрезвычайно занудливыми. Однако среди них есть, по крайней мере, одно исключение. Речь идет о фильме «Телец», повествующем о последнем дне сознательной жизни Владимира Ленина перед тем, как в марте 1923 г. с ним случился третий инсульт и он окончательно утратил рассудок. Своими выдающимися качествами эта картина, снятая на «Ленфильме» в 2000 г., обязана, конечно же, не только режиссеру, но и всем другим своим создателям, из которых следует назвать хотя бы сценариста Юрия Арабова и актеров. Образы исторических деятелей на экране воплощают, среди прочих, Леонид Мозговой (Ленин), Мария Кузнецова (Крупская), Наталия Никуленко (Мария Ильинична Ульянова) и Сергей Ражук (Сталин). Высшей похвалы заслуживают все актерские работы. Вообще фильм воссоздает свою историческую эпоху с какой-то жутковатой убедительностью, заставляя зрителя хотя бы даже и вопреки воле поверить, что именно так все на самом деле и было. Актерскому дару здесь содействует дух места – фильм снимался в Горках («Ленинских») – в тех самых местах, где и происходили события, о которых он повествует. Реалистичность также достигается отстраненным методом работы оператора (которым выступил сам Сокуров). Кроме того, весь фильм представлен в расплывчатой серо-зеленой гамме, передающей затухающее сознание главного героя.

Итак, изображаются события одного мартовского дня – пробуждение ото сна, общение с лечащим врачом, поездка на «охоту», встреча с ходоками, приезд Сталина, обед в семейном кругу, прогулка в саду. Ленин предстает нам таким, каким мы никогда не знали его в советские времена. Таким, каким мы увидели его только после падения основанного им режима, на его последних прижизненных фотографиях. У него отнялась половина тела, он уже не способен обеспечивать свои нужды без помощи приставленной к нему обслуги. Обслуга, естественно, из чекистов, которые не столько обслуживают его, сколько сторожат, не особенно при этом с ним церемонясь. Практически Горки являются для Ленина тюрьмой – телефонная связь с Москвой отключена, письма не приходят, никто посторонний не допускается. Даже Крупская с Марией Ильиничной находятся под постоянным бдительным оком охраны. Но страшнее физической немощи для «вождя мирового пролетариата» неумолимо приближающаяся утрата рассудка. Он еще надеется каким-то образом ее предотвратить, но при этом осознает призрачность подобной надежды. Последней каплей становится его неспособность перемножить символические цифры 17 и 22 (годы нахождения Ленина у власти), что, по обещанию его врача, стало бы залогом выздоровления.

Осознание неизбежности утраты рассудка вызывает у Ленина желание свести счеты с жизнью. Однако даже своей жизнью он более не волен распоряжаться. Вопреки собственному утверждению «источник насилия не может быть бессилен сам» он теперь полностью находится в чужой власти. Все оружие и острые предметы у него отобраны. Единственное, что ему остается, это униженно «просить у партии яда», и именно с этой просьбой он обращается к Сталину, приехавшему его навестить. Сталин якобы лично не против, но обязан поставить этот вопрос на Политбюро, что Ленин и призывает его как можно скорее сделать.

Фильм называется «Телец», и именно этот языческий образ проходит через него красной нитью. В том числе и в буквальном смысле – титры в начале, середине и конце фильма сопровождаются неровной красной линией, знаменующей кровавый след ножа по горлу жертвенного животного. Мир, в котором пребывает герой, полностью языческий, нравственность в христианском понимании в нем просто не существует. Лежа в полузабытьи, он вспоминает, как ему рассказывали о красноармейцах, которые вырезали у расстрелянных ими людей печень, чтобы накормить себя и своих детей. Это вызывает у него восхищение, это «прорыв, масштаб трагедии Эсхила». Бытие для него зиждется на насилии, есть только те, кто убивает, и те, кого убивают: «Кто не может убить другого, должен убить себя сам». В ответ на вопрос явившегося ему призрака покойной матери «Почему приходящие ко мне жалуются только на тебя? Почему надо убивать?» из его уст вырывается истеричный крик: «Они все сволочи, с ними иначе нельзя!».

Но, принеся на алтарь революции мириады человеческих жизней, теперь он не способен распорядиться даже собственной. Теперь он сам в роли тельца, и как с ним поступить решают другие, а точнее другой. Во время разговора со Сталиным он вспоминает о виденном им на прогулке старом дереве, упавшем поперек дороги, и спрашивает, как поступить с ним – дожидаться пока сгниет само или убрать с дороги. В ответ лукавый грузин говорит, что есть еще третий вариант – разрубить. «Ну так руби, руби!» – неистово кричит на это Ленин. Однако у Сталина другие планы. Преждевременная смерть «учителя» не в его интересах.

Во время вечерней прогулки Ленина с Крупской в доме раздается звонок из ЦК. Крупская бежит к телефону, оставив Ленина одного в коляске. Тот ожидает, что ему сейчас сообщат о том, что его просьба о яде будет исполнена. Но вызванное этим волнение приводит к очередному инсульту, вследствие которого Ленин окончательно утрачивает разум. Последующие десять месяцев ему предстоит провести в бессознательном состоянии медленного умирания. В ответ на отчаянный крик теряющего рассудок Ленина слышится насмешливое мычание теленка, пасущегося на лугу неподалеку. Человек, верящий только в насилие, лишен права умереть по своей вере.
















Tags: История России, Любимое кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments