aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Categories:

Кузмин и хлыстовство

ХЛЫСТОВСКАЯ

О, кликай, сердце, кликай!
Воздвигни к небу клич!
Вельможный день, великий
Тем кличем возвеличь!

Струи на струны руки,
Ударь, ударь, ударь!
Вернется из разлуки
Наш Горний Господарь!

И горница готова,
Предубранный Сион,
Незнаемое слово
Вернет на землю Он.

Дождусь ли, о, дождусь ли
Тебя из дальних стран?
Звончей звените, гусли!
Урчи громчей, тимпан!

Ой, дух! Ой, царь! Ой, душе!
Сойди в корабль скорей!
Прожги до дна нам души
И рей, родимый, рей!

Крылами пышно машет
И дышит надо мной.
В поту нам пашню пашет
Хозяин Неземной.

Вздымай воскрылья крылец,
Маши, паши, дыши!
Гееннский огнь, Кормилец,
Огнем нам утиши!

1916 г.


Увлечение хлыстовством в русской литературе начала двадцатого века было почти что всеобщим – ему отдали дань Клюев, Бальмонт, Белый, Блок, Розанов, Кручёных и многие другие. Михаил Кузмин с характерной для него глубиной культурно-исторического видения рассматривал хлыстовство как проявление на русской почве античного дионисизма в связке с гностицизмом, в чём можно убедиться, например, по стихотворению «Базилид» из его гностического цикла 1917 г. «София»:


Эон, Эон, Плэрома,
Плэрома – Полнота,
До домного до дома,
До тронного до трона,
До звона, громозвона
Ширяй, души душа!
Сила! Сила! Сила!
Напряженные мышцы плети!
Громче кричите, дети,
Красный бросая мяч!
Узнал я и смех и плач!
Что Гомер?
Сильней лошадей, солдат, солнца, смерти и Нила, –
Семинебесных сфер
Кристальная гармония меня оглушила.
Тимпан, воркуй!
Труба, играй!
Вой, бей!
Вихрь голубей!
Орлов клекот!
Стон лебедей!
Дух, рей,
Вей, вей,
Дверей
Райских рай!
Рай, рай!


Замечательно в этой связи то, что в 1920-х гг. Кузмин оказался в окружении двух поэтесс – Радловой и Черемшановой, – каждая из которых примеряла на себя роль хлыстовской богородицы. Если Черемшанова напрямую отождествляет себя с главной героиней своих стихов, то Радлова прибегает и к более сложным способам приобщения к традиции русского мистического сектантства. В своей поэме «Богородицын корабль», опубликованной в 1923 г., она воспроизводит хлыстовскую легенду об императрице Елизавете Петровне, согласно которой на втором году правления Елизаветы ей явился ангел, убедивший её отказаться от власти. Оставив вместо себя на русском престоле служанку, Елизавета уходит в Орловскую губернию, где встречает «людей божьих» и становится их богородицей Акулиной Ивановной («Не хочу быть царицей, Елисаветой Петровною, / Хочу быть церковью соборною»). Другой хлыстовской богородице посвящена «Повесть о Татариновой», написанная Радловой в 1931 г., но опубликованная только в 1997 г. Екатерина Филипповна Татаринова, урождённая баронесса фон Буксгевден, знаменита хлыстовскими радениями, которые она устраивала на своей квартире в Михайловском замке в 1815-1824 гг. В «Богородицыном корабле» Елизавета-Акулина перед смертью пророчествует, что её блуждающее сердце «влетит как в окно в открытую грудь», т.е. воплотится в новой хлыстовской богородице. Из сочинений Радловой можно заключить, что первым таким воплощением она считала Татаринову, в следующим – себя.
Tags: Любимые стихи, После Катастрофы, Серебряный век, Хлыстовство
Subscribe

  • 14 апреля 1930 г. застрелился Маяковский

    Посмертная маска поэта, снятая скульптором Сергеем Меркуловым Сердце поэта упало навзничь, И захлебнулась песня. Ваше слово, Товарищ маузер,…

  • День рождения Гумилёва

    135 лет назад родился великий русский поэт Николай Гумилёв Гумилёв в Париже, 1906 г. «Двадцать лет, вид бледно-гнойный, сентенции – старые,…

  • Хорошо

    Хорошо, что Ю. Гагарин – Не еврей и не татарин, Не хохол и не узбек, А наш советский человек! С 60-летием первого полёта человека в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments