aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Categories:

Сирия

Поскольку полномасштабная гражданская война в Сирии между алавитами, шиитами и христианами с одной стороны и салафитскими суннитами с другой (я, естественно, сочувствую первым) представляется уже почти неизбежной, я решил опубликовать подборку своих сирийских фотографий, сделанных незадолго до начала беспорядков, поскольку теперь они являются чем-то вроде исторического документа, отражающего последние мирные месяцы асадовского правления.



Вид на Дамаск с горы Кассиун




Гора Кассиун – отрог гор Антиливана, тянущихся к западу от Дамаска. По преданию, именно на этой горе Каин убил Авеля. Некоторые даже истолковывают название Дамаска из арамейского «Кровь брата».

Тот же вид ночью




Как город Дамаск существует со второго тысячелетия до Рождества Христова, однако его наибольший расцвет приходится на период правления арабских халифов из династии Омейядов (середина VII – середина VIII вв.). В это время он был столицей мировой империи, простиравшейся от Испании до Индии.

От омейядской эпохи сохранилась единственная постройка – мечеть Омейядов, возведённая при халифе аль-Валиде в 705-715 гг. Как многие другие исторические здания в Сирии, она представляет собой «слоёный пирог» из нескольких исторических эпох. Ещё во втором тысячелетии до Р.Х., когда Дамаск был столицей арамейского царства, здесь был построен храм бога Хадада. Когда в 64 г. до Р.Х. Дамаск стал столицей римской провинции Сирия, его сменил храм Юпитера. При императоре Феодосии в 379 г. римский храм стал христианской базиликой Иоанна Крестителя. Наконец, после арабского завоевания христианский храм был перестроен в мечеть.

Выход с рынка аль-Хамидия к мечети Омейядов




Остатки храма Юпитера




Вход в мечеть




Внутренний двор мечети










Сокровищница




В числе прочего, мечеть Омейядов примечательна своими великолепными мозаиками работы греческих мастеров.






Внутри мечети находится гробница, где покоится голова Иоанна Крестителя (почитаемого мусульманами под именем пророка Яхьи).






Михраб и минбар











А здесь покоится ещё одна голова – шиитского имама Хусейна. После его гибели в битве с войсками халифа Муавии возле иракского города Кербела его голова была доставлена в качестве трофея халифу в Дамаск.




Один из трёх минаретов мечети Омейядов




Лавки торговцев вокруг мечети






Мечеть окружена узкими улочками старого города.




Неподалёку находится мечеть Сайиды Рукайи, возведённая на месте погребения этой дочери Мухаммада.




К мечети Омейядов ведёт главная улица Дамаска – Бульвар ан-Наср (Победы).












По соседству с мечетью находится крепость, построенная в эпоху, когда Дамаск принадлежал египетским султанам из династии Айюбидов (XII-XIII вв.).








Дворцовый зал




Самым знаменитым из Айюбидов был Салах-ад-Дин (Саладин), прославившийся упорной борьбой с крестоносцами. Памятник ему установлен рядом с крепостью.








Железнодорожный вокзал аль-Хиджаз




Общественный транспорт в Сирии не очень развит. Есть маршрутки и огромное количество дешёвых такси. Жёлтые машины на фотографиях – это они и есть.




Часто встречаются портреты Асадов и их союзников.




А это плоды кактуса. Множество кактусовых плантаций можно видеть на подъездах к Дамаску.




Торговля национальными напитками




Мечеть Такия Сулеймания, построенная в период османского владычества в XVI в.




Рядом обитель для суфиев




За средневековыми суфийскими кельями возвышается современный отель Four Seasons, построенный одним из саудовских миллиардеров.




Главная дамасская площадь Мерджи. Памятник в центре площади был воздвигнут в 1907 г. османскими властями в честь проведения телеграфной линии между Дамаском и Мединой.




Через город протекает, разветвляясь на несколько рукавов, река Барада («Холодная»). Она такая мелкая в разгар лета, а ранней весной разливается на полную ширину.




Рынок пряностей




Современный Дамаск




На пути в христианский квартал Баб Тума




Снова Барада




Ворота [Святого] Фомы (Баб Тума), от которых и получил название христианский квартал Дамаска. Эта постройка относится к айюбидскому времени.




Городская стена. Можно заметить, что в ней живут. Вообще у сирийцев довольно фамильярные отношения с памятниками древности, что отчасти можно понять – ведь страна буквально напичкана ими.






Восточные ворота (Баб аш-Шарки), в основном римской постройки III века.




По другую сторону дороги находится христианское кладбище – самое престижное место для захоронения дамасских христиан.




Напротив – Ворота Кисан, построенные в XIII-XIV вв. на месте римских Ворот Сатурна, через которые из Дамаска бежал апостол Павел. Внутри ворот находится церковь его имени.




А рядом с воротами – памятник, изображающий превращение Савла в Павла на подъезде к Дамаску.




Римская триумфальная арка на бывшей Прямой улице – главной магистрали римского Дамаска. Табличка указывает путь к православной патриархии.




Резиденция православного антиохийского патриарха. Уже много столетий антиохийские патриархи обитают не в пришедшей в упадок Антиохии, а в Дамаске.




Патриарх Игнатий проводит воскресную службу.




На улицах города












Дамасский Национальный музей. Содержит множество интереснейших памятников древности. Например, одно помещений специально отведено под фрески из синагоги в Дура Эвропос.




Фасад омейядского замка Каср аль-Хайр аль-Гарби из оазиса в Сирийской пустыне (727 г.)




Это тоже Асад (асад по-арабски – лев).




Местный сирийский гламур



А эта красота происходит из одного из позднехеттских царств в Северной Сирии




Сфотографировал эту древнегреческую надпись, чтобы на досуге разобрать.



Ну вот, разобрал:

EYPITHIS EYKSAMENH YPER SWTHRIAS AYTHS KAI TOY ANDROS KAI TWN TEKNWN KAI PANTOS TOY OIKOY AYTHS TON TOPON EPOIHSEN
БЛАГОВЕРНАЯ ЭВКСАМЕНА РАДИ СПАСЕНИЯ СВОЕГО И МУЖА И ДЕТЕЙ И ВСЕГО ДОМА СВОЕГО ЭТО МЕСТО СОДЕЛАЛА
(под «местом», скорее всего, имелся в виду алтарь)


Пешеходная улица, что-то вроде дамасского Арбата










Дворец османского губернатора Дамаска Азема Асад-паши (середина XVIII в.)




В настоящее время во дворце размещается этнографический музей. Часть экспозиции посвящена хаджу, потому что в османское время Дамаск был одним из исходных пунктов для шедших в Мекку караванов паломников.








Одна из городских площадей




В Русском культурном центре




Надпись гласит: «Да здравствует русско-арабосирийская дружба!»






А теперь покинем Дамаск и отправимся через Сирийскую пустыню на восток – в Пальмиру (по-арабски Тадмор).




Находившаяся на важнейшем караванном пути в центре Сирийской пустыни, Пальмира была обязана своим возвышением торговле. Её максимальный расцвет пришёлся на III в. от Р.Х., когда её правители соперничали с римскими императорами. В 273 г. император Аврелиан нанёс поражение пальмирской царице Зенобии, после чего город начал приходить в упадок, пока через несколько столетий окончательно не запустел.

Гробницы пальмирской знати на окраине города




Главный пальмирский храм бога Бела




Алтарь




Внутренний вид храма




Театр




Главная улица








Пальмирские котейки ничем не отличаются от наших




Севернее Дамаска находится селение Сидная с расположенным на высокой горе православным монастырём Богородицы. Монастырь был основан в середине VI в. императором Юстинианом, однако сохранившиеся постройки относятся к гораздо более позднему времени.










Вид из монастыря на селение








В Сиднае есть также и католический монастырь – его можно видеть на заднем плане




Внутренние дворы монастыря








Фреска девятнадцатого века, изображающая основателей монастыря императора Юстиниана и императрицу Феодору, вдохновлена известной равеннской. Сверху арабская надпись: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем».




Севернее Сиднаи расположено селение Маалула, знаменитое прежде всего тем, что является одним из трёх селений, где до сих пор говорят на живом арамейском языке. В Маалуле тоже есть православный монастырь – святого Сергия.












На юге Сирии расположены горы Антиливана, на севере – Алавийские горы, между ними находится долина Бекаа, служащая самым удобным путём от средиземноморского побережья вглубь страны. Особую важность этот путь приобрёл в эпоху крестовых походов, о чём до сих пор напоминают замки крестоносцев, возвышающиеся над долиной с севера. Самый знаменитый из них – Крак де Шевалье, построенный в XII в. Орденом иоаннитов. Замок поражает воображение своей грандиозностью. Для своей эпохи он был практически неприступным. В 1271 г. мамлюкскому султану Бейбарсу удалось после долгой осады взять лишь внешнее кольцо укреплений. Последние триста защитников замка согласились на почётную капитуляцию только после того, как у них закончились припасы.








Ещё один замок иоаннитов – Маркаб – возвышается на скале у самого побережья Средиземного моря. Он был взят мамлюкским султаном Калауном в 1285 г. после сорокадневной осады.








Вид из замка на море




Алавитские горы – место обитания религиозной секты алавитов, правящей в настоящее время Сирией. Алавитов обычно рассматривают как группу, отколовшуюся от радикальных шиитов (само их название происходит от имени Али б. Абу Талиба), хотя на самом деле они являются древней гностической сектой. В начале нашей эры Ближний Восток буквально кишел такого рода сектами, но до настоящего времени сохранились лишь их жалкие остатки в лице тех же алавитов и друзов в Сиропалестине или мандеев в Южном Ираке.






В Алавитских горах расположено и селение Кардаха, откуда происходит семья Асадов. Там в семейном мавзолее покоится Хафез Асад и его старший сын Бассель, погибший в автокатастрофе в 1994 г. Бассель воспитывался как наследник отца, но его неожиданная гибель выдвинула на его места Башара, который, будучи по образованию врачом-офтальмологом, никем до этого как будущий правитель Сирии не рассматривался.








Алавиты внешне соблюдают мусульманскую обрядность, в т.ч. посещают мечети, но при этом у них есть свои собственные культовые места – обычно это могилы святых. Вот, например, одно из них – по утверждению алавитов, здесь похоронен Иов Многострадальный (хотя обычно считается, что страна Уц находилась где-то в Заиорданье).






Памятник Хафезу Асаду в портовом городе Латакии (греческой Лаодикее)




Набережная в Латакии




Закат над Средиземным морем




Самым большим городом Сирии является не её столица Дамаск, а расположенный на севере Халеб (Алеппо). Над городом возвышается средневековая арабская крепость.














Христианская церковь в Халебе




На севере Сирии недалеко от побережья раскопаны остатки крупного финикийского города Угарита, процветавшего в XV-XIII вв. до Р.Х. и разрушенного «народами моря».














Эта виднеющаяся на горизонте гора в ханаанейские времена называлась горой Цафон («Северной») и считалась местом жительства ханаанейских богов. Позднее евреи перенесли её священный статус на гору Сион, которую, впрочем, по старой памяти продолжали иногда называть «горой в северной стороне». Забавно, что сейчас бывшая священная гора ханаанеев называется по-арабски Джебель аль-Акра («Лысая гора»). За ней уже начинается Турция. Вообще-то исторически там тоже Сирия, включая античную столицу Сирии Антиохию (ныне Антакия), но французы в период своего колониального господства в Сирии зачем-то подарили эту территорию туркам. Сирийцы этого «подарка» не признают и обозначают на своих картах район Антиохии как сирийскую территорию.




Достигнув северной границы Сирии, отправимся теперь из Дамаска на юг.




Путь лежит мимо Друзских гор, сложенных из чёрной вулканической породы.




Ныне малопримечательное селение Шахба в эпоху поздней античности носило название Филиппополь – в честь римского императора Филиппа Араба, который был отсюда родом. Получив власть над империей, он перестроил родную деревню в роскошный город, от которого до нашего времени сохранились лишь остатки ворот и терм.






Ещё один пришедший в упадок античный город – Босра, некогда столица римской провинции Аравия.




Босра знаменита своим римским театром – вероятно, самым крупным из сохранившихся. В эпоху Саладина вокруг театра были возведены мощные стены и он превратился в крепость.


















Благодаря тому, что современные кварталы Босры занимают лишь часть древнего города, в ней сохранился довольно большой участок древних построек, дающий представление о том, как выглядели города Сирии к моменту её завоевания арабами в VII в.












Здесь, на границе Сирии с Израилем, мы и завершим своё путешествие.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments