aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Category:

Заксенхайн: Имперская дилемма Третьего Рейха

21 июня 1935 г., в день летнего солнцестояния, близ города Верден на реке Аллер в Нижней Саксонии состоялась торжественная церемония, которую почтили своим присутствием высшие чины Третьего Рейха, включая Альфреда Розенберга, Генриха Гиммлера и Вальтера Дарре. Церемония была посвящена открытию мемориального комплекса под названием Заксенхайн («Саксонская роща») в память о событии, которое произошло на этом месте в 782 г. Этим событием был так называемый «Верденский кровавый суд» (Blutgericht von Verden), когда по приказу франкского короля Карла 4500 благородных саксов были преданы смерти за приверженность языческим обычаям и неподчинение власти франков. За один день Саксония лишилась большинства представителей своей знати, служившей опорой ее традиционного общественного строя и религии.
Война Карла с саксами началась еще в 772 г., однако причины ее уходили дальше в глубь веков. После завоевания Хлодвигом Галлии в конце V в. и обращения франков в христианство он и его наследники во многом восприняли роль прежних римских правителей этих земель, в том числе в отношении живших к востоку германских племен. Был восстановлен римский лимес, отделяющий теперь уже франкскую христианскую Галлию от остававшихся язычниками германцев, которых франкские короли стали стремиться подчинить своей власти и обратить в христианство. За три столетия, прошедшие между Хлодвигом и Карлом Великим, эта задача была почти полностью решена. За одним исключением. Саксы, самое могущественное из восточных германских племен, оставались непокорными. Они упорно придерживались языческих верований своих предков. Попытки многочисленных франкских и англо-саксонских миссионеров склонить их к принятию христианства заканчивались провалом. Их политическое устройство представляло собой рыхлую конфедерацию четырех племен (вестфалов, остфалов, энгров и нордальбингов), управлявшихся вечевыми собраниями, а в военное время – избранными графами и герцогами. Они постоянно совершали грабительские набеги на подчиненные франкам земли, сжигая церкви, убивая священников и принося пленных в жертву своим богам.
К концу IX в., при Карле Великом, Франкское государство достигло вершины своего могущества. Карл более не мог терпеть саксонские разбои. Летом 772 г. он начал против них войну. Первый же поход принес франкам крупную победу. Рядом с крепостью Эресбург, в месте, где собиралось вече саксонской племенной конфедерации, они разрушили главную святыню саксов Ирминсуль. Она представляла собой дерево или деревянный столб, символизирующий мировое древо, на котором покоятся небеса.

Генрих Лойтеманн. "Разрушение Ирминсуля Карлом Великим"


Далее франки проследовали до реки Везер, разрушив по дороге несколько саксонских крепостей. Проведя переговоры с представителями знати саксов и получив от них заложников, Карл покинул Саксонию, чтобы отправиться в Италию на войну с лангобардами.
Однако подчинение саксов было лишь притворным. Во главе сопротивления встал знатный вестфалец Видукинд, избранный герцогом. Набранное им из свободных саксонских крестьян войско стало вновь совершать набеги на франкские земли по Рейну. В 775 г. Карл отправился в новый поход на саксов. На этот раз ему удалось пройти всю Саксонию до ее восточных границ и подчинить себе три из четырех саксонских племен – вестфалов, энгров и остфалов. После его ухода в Италию вспыхнуло новое восстание, саксы разрушили франкскую крепость в Эресбурге. В 776 г. Карл вернулся в Саксонию и подавил мятеж, Видукинд бежал к данам. В 777 г. на саксонской земле, в новооснованной франкской крепости Карлсбург, вперые состоялся съезд франкской знати, на котором произошло массовое крещение саксов. Тем не менее, сопротивление продолжалось. В 779 г. Карл вынужден был вновь покорять Вестфалию, Энгрию и Остфалию. Саксония была разделена на франкские графства и миссионерские области. В 780 г. Карл лично принял участие в нескольких насильственных массовых крещениях, после чего вернулся в Италию.
Новый приезд Карла в Саксонию в 782 г. ознаменовался изданием особого закона (Capitulatio de partibus Saxoniae), призванного окончательно покончить с местным язычеством. Согласно этому закону, любые нарушения христианских норм, такие как оскорбление священника, поедание в пост мяса, неприсутствие в церкви в воскресный день, сожжение умершего и т.д., наказывались смертной казнью. В ответ саксы подняли новое восстание. Его возглавил вернувшийся осенью 782 г. из Дании Видукинд. Если раньше саксы предпочитали вести партизанскую войну, то теперь они стали вступать в открытые сражения с франкскими войсками. В битве в Зюнтельских горах Видукинд уничтожил войско франков, в то время как Карл находился в походе против сорбов. Очистив Саксонию от франков, саксы вторглись в область хаттов (нынешний Гессен), которая давно уже находилась под франкской властью. Вернувшись в Саксонию, король франков попытался захватить Видукинда, но тот вновь бежал в Данию. Именно в отместку за свою неудачу Карл и приказал отрубить головы 4500 саксонским заложникам.
Это был не первый случай массового истребления непокорной германской знати франками. В 746 г. отец Карла Великого Пипин и его дядя, майордом Карломан, истребили почти полностью правящий слой племени аламаннов. Пригласив в Каннштатт на съезд несколько тысяч знатных аламаннов, они приказали их арестовать и казнить по обвинению в государственной измене. Аламаннское герцогство было разделено на графства во главе с франкскими ставленниками и включено в состав Франкского государства.
Верденская резня не положила конец войне, напротив, сопротивление саксов усилилось. Следующие два года прошли в непрерывных боях. Карл уже не уходил из Саксонии, а зимовал в ее центре, в Миндене. В 783 г. франкские летописцы отмечают случаи, когда в сражениях знатные саксонские женщины бросались с обнаженной грудью на мечи франков. Одна из них, дочь саксонского графа Фастрада, была взята в плен и стала четвертой женой Карла. Однако постепенно чаша весов склонялась на сторону франков. Перелом произошел в 785 г., когда Видукинд сдался, принял христианское крещение и принес клятву верности Карлу.
Но это еще не было концом войны. Через семь лет относительного мира, в 792 г., вестфалы восстали против насильственной мобилизации на войну с аварами. В 793 г. к ним присоединились остфалы и нордальбинги, но в 794 г. франкам удалось подавить их сопротивление. В 796 г. восстали энгры, но Карл разбил их при помощи лояльных саксов-христиан и своих союзников – славян-язычников ободритов. В 804 г. вновь восстали нордальбинги. На этот раз Карл депортировал 10 000 из них в центр Франкского государства, в Нейстрию, а их освободившиеся земли отдал во владение князю ободритов. Последним эпизодом Саксонских войн можно считать восстание стеллингов в 841-845 гг. Основной силой восстания были саксонские крестьяне, которые все еще сохраняли личную свободу, но вследствие включения Саксонии в состав Франкского государства утратили свои политические права. Их целью было возвращение к политическим порядкам древних саксов, уничтоженным Карлом Великим, а также к устному обычному праву и языческим верованиям. Однако саксонская знать, уже инкорпорированная в состав франкского правящего класса, выступила против восстания, и к 845 г. оно было подавлено восточнофранкским королем Людвигом Немецким.

Рельеф в Эксернштайне с изображением Снятия с креста
Справа внизу предположительно изображение согнутого Ирминсуля, знаменующее победу христианства над язычеством


По подсчетам историков, в ходе франкского завоевания было истреблено от трети до половины саксонского населения. Только утопив Саксонию в крови, Карл смог добиться от саксов отказа от их политических и религиозных традиций и принятия ими взамен традиции имперско-христианского государственного устройства. Причем традиция эта на саксонской земле оказалась чрезвычайно живучей. Вскоре после смерти Карла Великого созданная им империя распалась, но спустя примерно столетие политического хаоса была возрождена теперь уже самими саксами. В 919 г. королем восточных франков был избран саксонский герцог Генрих Птицелов. Именно этим годом традиционно датируется начало собственно немецкой государственности, и именно от него в национал-социалистической Германии отсчитывали начало «Тысячелетнего Рейха». Генрих был выходцем из саксонской знати, перешедшей на сторону франков. Его мать Гедвига была праправнучкой Карла Великого, а жена Матильда происходила из рода Видукинда. Сын Генриха и Матильды Оттон в 962 г. принял титул римского императора, восстановив его достоинство, пришедшее в упадок при преемниках Карла. Вместе с ним саксы восприняли от франков и стремление к подчинению власти римско-германской империи и церкви народов, остававшихся пока вне сферы их влияния, прежде всего западных славян. По отношению к ним саксы действовали теперь так, как за полтора столетия до того действовали по отношению к ним самим франки.
В последующей официальной имперской истории Германии Карл Великий рассматривался как идеальный монарх и образец для подражания своих преемников. Вместе с тем в народной памяти немцев существовал и другой его образ – образ палача вольнолюбивых саксов, именуемого Sachsenschlaechter («Саксонобойца»). Особенно популярным подобный взгляд на Карла стал в начале XX в. в немецких фелькишских кругах, увлеченных древней культурой и религией германцев. Для них франкский король был кровавым тираном, навязавшим предкам немцев чуждую им государственность и религию.

Марка Сберегательной кассы Вердена с изображением Верденского кровавого суда


Такие идеи имели широкое распространение и в раннем национал-социализме. Именно поэтому в 1934 г. главный идеолог НСДАП Альфред Розенберг потребовал создания в Вердене мемориала, посвященного памяти казненных Карлом Великим саксов. Его строительство было поручено подразделению СС «Наследие предков» (Ahnenerbe) и «Вечевому движению» (Thingbewegung).

Плакат Ahnenerbe с изображением Ирминсуля


В память о 4500 казненных надлежало установить такое же количество камней. Крестьянам верденской округи было приказано свозить к месту строительства мемориала все камни, которые они смогут найти. Когда необходимое количество камней было получено, они были установлены вертикально вдоль круговой тропы длиной около двух километров. Расположенный к югу большой луг был переименован в «Вечевую площадь» (Thingplatz), и на нем были установлены две каменные трибуны. Севернее были возведены пять старых саксонских фахверковых домов, перенесенных сюда из других мест. Они были переоборудованы под учебные помещения для 80-го полка СС. Мемориальный комплекс в целом должен был служить учебной площадкой и местом проведения торжественных церемоний и религиозных празднеств, призванных возродить дух древней дохристианской, доимперской Германии.

Виды Заксенхайна






Однако взгляды верхушки Третьего Рейха на данный вопрос отнюдь не были последовательными. Так, Генрих Гиммлер, один из создателей Заксенхайна, был страстным поклонником Генриха Птицелова и даже, по слухам, считал себя его перевоплощением. В первом немецком короле он видел создателя Немецкой империи, начавшего дело завоевания лежащих к востоку славянских земель, продолженное национал-социалистами.

Генрих Гиммлер возлагает венок на могилу Генриха Птицелова


Что касается Адольфа Гитлера, то он в вопросе об отношении к империи уже с середины 1930-х гг. однозначно встает на сторону Карла Великого. Третий Рейх через Второй Рейх Гогенцоллернов является для него наследником средневекового Первого Рейха, основанного Карлом, а не сопротивлявшихся ему вольнолюбивых германцев. В числе прочего, идеологический поворот проявился в попытках обелить имя завоевателя саксов. В 1937 г. историк Карл Бауэр опубликовал книгу «Источники к так называемой “Верденской кровавой бане”» (Die Quellen fuer das sogenannte Blutbad von Verden), в которой заявил, что обвинение Карла в массовом убийстве основывается на ошибке переписчика – в оригинальном тексте должно было быть написано не decollati («обезглавлены»), а delocati («переселены»). О собственном мнении Гитлера по данному вопросу нам известно, в частности, из его застольных бесед. Так, 4 февраля 1942 г. он провозгласил Карла «одним из величайших людей человеческой истории», который «объединил разрозненные германские племена», а 31 марта 1942 г. запретил Розенбергу «называть такого героя, как Карл Великий, Карлом Саксонобойцей».
Tags: История
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments