aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Category:

«Господин оформитель»: Разное

В начале фильма мы видим сцены из спектакля, оформленного Платоном Андреевичем. В них легко опознаются персонажи блоковского «Балаганчика».

Пьеро и мистики

«Рукава сюртуков вытянулись и закрыли кисти рук, будто рук и не было. Головы ушли в воротники. Кажется, на стульях висят пустые сюртуки».


01.jpg


Смерть с косой

02.jpg


Арлекин

«Прыгает в окно. Даль, видимая в окне, оказывается нарисованной на бумаге. Бумага лопнула. Арлекин полетел вверх ногами в пустоту».


03.jpg

04.jpg

05.jpg


Однако премьера «Балаганчика», поставленного в Театре Комиссаржевской труппой Всеволода Мейерхольда, состоялась не в 1908 г., когда начинается действие фильма, а 30 декабря 1906 г. При этом, когда Платон Андреевич выходит из театра, мы видим на двери афишу, на которой можно разобрать слова «Спектакли Старинного театра».


06.jpg


«Старинный театр» действительно существовал. Это предприятие, ставившее своей целью возрождение старинных театральных форм, было создано в 1907 г. Николаем Евреиновым. И именно в 1908 г., когда начинается действие «Господина оформителя», в нём был поставлен миракль французского автора XIII в. Рютбёфа «Действо о Теофиле» в переводе Блока.


Вообще связи между Платоном Андреевичем и Блоком в фильме подчёркиваются неоднократно. Самое прямое указание такого рода – их совместная фотография, которую мы видим в квартире Платона Андреевича.


07.jpg


На самом деле в оригинале это известная фотография Блока и Корнея Чуковского, сделанная Моисеем Наппельбаумом на вечере в Большом драматическом театре 25 апреля 1921 г. Чуковский на ней заменён на Авилова.


08.jpg


Кстати, на некоторых кадрах она не стоит на столе, а висит на стене.


09.jpg


Платон Андреевич и Блок были почти соседями. Дом Платона Андреевича снимался по адресу Галерная улица, 55. Действие фильма начинается в 1908 г., а Блок в 1907-1910 гг. жил в дворовом флигеле особняка А.И. Томсен-Боннара на Галерной улице, 41.


10.jpg

11.jpg


Кроме того, в начале и в конце фильма мы слышим в исполнении Эдуарда Багрицкого стихотворение Блока «Шаги командора», тесно связанное с тематикой «Господина оформителя». Как и героя фильма, героя стихотворения, влюблённого в Анну, губит ожившее произведение человеческих рук. Фильм снят по мотивам рассказа Александра Грина «Серый автомобиль». В стихотворении же, в частности, говорится: «Пролетает, брызнув в ночь огнями, / Чёрный, тихий, как сова, мотор». В своих воспоминаниях о Блоке поэт-символист Вильгельм Зоргенфрей свидетельствует: «Запомнился мне тёплый летний вечер, длинная аллея Петровского острова, бесшумно пронёсшийся мотор. “Вот из такого, промелькнувшего когда-то мотора вышли «Шаги командора»”, – сказал А.А.».


В квартире Платона Андреевича мы неоднократно видим фотографию ещё одного известного поэта-символиста (и, кстати, чёрного мага) – Валерия Брюсова.


12.jpg

13.jpg

14.jpg



Парадоксы движения

Преследуя монашку, Платон Андреевич сначала идёт по улице Репина (Соловьёвскому переулку) от Большого проспекта к Среднему, потом от Среднего к Большому, потом опять от Большого к Среднему.

Убегая в подворотне своего дома от серого автомобиля, Платон Андреевич бежит из первого двора во второй, но выбегает при этом почему-то в первый двор.



Чьи руки заводят музыкальную машинку под названием FORTUNA (!) в начале фильма?


15.jpg

16.jpg


Это руки Марии. Сравним эти кадры с кадрами первой встречи Платона Андреевича с Марией в доме Грильо. Те же самые ногти, перстень и платье.


17.jpg


Но вот что странно – когда нам показывают Марию в лицо, ногти у неё оказываются совсем другими.


18.jpg



Ещё один примечательный момент в той же сцене. Во время разговора Платона Андреевича с Марией в стекле часов появляется чья-то рука.


19.jpg


Кто-то из съемочной группы? Или всё-таки жутковатый привет из мира духов?



Когда Платон Андреевич показывает Марии книгу со своими работами, на обложке можно разглядеть её название – PLATON. GASTMAHL, т.е. это немецкий перевод диалога Платона «Пир». Но внутри она оказывается книгой об Арнольде Бёклине.


20.jpg

21.jpg




Образ умирающей Анны вдохновлён картиной Вильгельма Котарбинского «Кончено».


22.jpg

23.jpg




Единственная сцена из рассказа Александра Грина «Серый автомобиль», довольно точно воспроизведённая в фильме, это сцена игры в покер. Как и герой рассказа, Платон Андреевич выигрывает за счёт каре из семёрок и джокера. Однако противника героя рассказа зовут не Грильо, а Гриньо, к тому же он мулат.


Ювелира, который делает Платону Андреевичу заказ, зовут К. БОКЪ.


24.jpg



На одной из аудиодорожек не слышен разговор Платона Андреевича с первым кладбищенским сторожем.


Многие любят заниматься поисками ляпов в исторических фильмах. В «Господине оформителе» есть свой серьёзный, непростительный ляп.


25.jpg


Слово «мiръ» (с «и десятичным») означает «вселенная», а в значении «покой» это слово пишется с «и восьмеричным» – «миръ».


Ещё одним ляпом является использование в сцене игры в покер карточной колоды «Белый Палех». Колода «Белый Палех» появилась в 1982 г. в результате переработки ленинградским художником Юрием Ивановым колоды «Чёрный Палех», созданной Павлом Баженовым в 1937 г. Естественно, играть такими картами Платон Андреевич и Грильо никак не могли.


26.jpg

27.jpg

28.jpg

29.jpg

30.jpg

31.jpg



Музыкальная композиция «Сорвалась», выделяющаяся из общего музыкального оформления фильма своим современным звучанием, была исполнена группой «Кино».


В начале фильма мы видим пластинку с записью популярного вальса французского композитора Октава Кремьё (1872-1949) «Умирающая любовь» (Quand l’amour meurt).


32.jpg


Этот вальс в исполнении Надежды Обуховой.







См. также:

«Господин оформитель»: Места съёмок

«Господин оформитель»: Картины
Tags: Кино, Кинорасследования, Любимое кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 43 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →