?

Log in

No account? Create an account

«Господин оформитель»: картины - aquilaaquilonis

янв. 19, 2012

09:54 pm - «Господин оформитель»: картины

Previous Entry Поделиться Next Entry

Comments:

[User Picture]
From:tamer_13
Date:Апрель 12, 2013 01:12 pm

Статья из "Советского экрана", 1988г.

(Link)
ВИНЬЕТКА, от руки крашеная

Казалось бы, игрушка. Так, что-то типа архитектурного излишества на здоровом теле нашего кинематографа. Какой-то "ГОСПОДИН ОФОРМИТЕЛЬ". Что это за название такое? Господин...
Фабула ленты отдалённо напоминает историю "Пигмалиона". Но цепь происшествий в "Господине оформителе" несколько смещена. Оформитель создаёт копию с умирающей девочки, некоторое время спустя влюбляется в неё - в девочку? в куклу? - и, уже приговорённый судьбой и догадывающийся о приговоре, послушно выполняет всё то, что неминуемо приведёт его к смерти...
И что нам до оживающих кукол, убивающих художников из "Мира искусства" на заре нашего века? Весь фильм как бы виньетка, росчерк, стилизация a la модерн. Ещё в прологе к фильму, в "Балаганчике" Блока, один из героев пытается выброситься в нарисованное окно. И, кажется, что окно, предложенное нам авторами картины, тоже нарисовано - не выглянуть, не выброситься...
Но есть в представленном узоре действий, лиц, фантастических ситуаций что-то, заставляющее внимательно этот фильм смотреть.
...Лестницы с плавными изгибами, овальные окна, посыпанные песком дорожки кладбищ, покашливающий за ширмой манекен, люди (люди ли?) с застывшими лицами, пролетающие на моторном ландо в бесстрастной погоне за героем, - вся эта фантасмагория завершится танцем красивой куклы, механические движения которой заставят вспомнить не только движущихся манекенов из романа Набокова, но и брейк. Довольно яркие, сочные цвета фильма не радуют - они как румянец на лице у чахоточного предвещают близкую катастрофу.
Мир фильма построен из игральных карт. Он рухнет негромко, с тихим шелестом, превратившись в груду красочных картонок; весь этот карточный домик будет сметён исторической данностью - первой мировой войной, ставшей финалом фильма, - по сравнению с которой и смерть главного героя, и все предшествующие события фильма потеряются, как мелкие происшествия 1914 года.
На самом деле фильм обращаетя не к стилистике модерна (это только способ), не к изящному росчерку формы (это дело вкуса!) и, конечно же, не к криминогенным тенденциям отдельных манекенов :-))))
Фильм рассказывает про наше время, которое подозрительно напоминает то.
Стабильный мир перестал существовать, хотя и сохраняет ещё видимую стабильность. Но что-то в нём уже трагически меняется. Меняются не сами вещи, но их смысл: красота уже предполагает зло, а не добро, любовь - не рождение, а смерть, творчество становится разрушением... И автомобиль оказывается уже не средством передвижения, а механизмом убийства. А небо перестаёт быть небом, а делается мембраной, набрякшей апокалиптическим дождём. И неизвестно, что принесёт этот дождик, кроме прохлады, - лысину или импотенцию?
Впрочем, "Господин оформитель" показался бы беспомощно наивным фильмом, если бы был сделан как фильм серьёзный. Карточный домик сюжета подкреплён толикой авторской иронии, близкой, скажем, поэзии Владислава Ходасевича, - она и в музыке Курёхина, и в предопределённой декоративности натурных съёмок.
Казалось бы, игрушка. "Виньетка, от руки крашеная", росчерк, шкатулка, покрытая прихотливой филигранью, забавная вещица; но если и шкатулка - то Пандоры, если и игрушка - то недобрая.
Эта картина не имеет прямых аналогов в привычном нам кинематографе. Слишком затейливо переплелись в ней стиль модерна и ощущение мировой катастрофы; полный уход от современной действительности и фантасмагория красивой и страшной сказки. Но линии, незримо соединяющие нас с тем временем и с миром фильма, заставляют задуматься о непредсказуемости и непреложности внутренних связей в нашем бесконечном мире. И тогда начинает казаться, что между стихами "Шёпот, робкое дыханье, трели соловья..." и знаменитым лиссабонским землетрясением есть, пожалуй, - - -

"Советский экран", 1988 год
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:aquilaaquilonis
Date:Апрель 12, 2013 01:19 pm

Re: Статья из "Советского экрана", 1988г.

(Link)
До чего же всё-таки некоторые рецензенты любят писать рецензии не о фильмах, а о себе любимых. :)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:tamer_13
Date:Апрель 12, 2013 03:01 pm

Re: Статья из "Советского экрана", 1988г.

(Link)
Скорее, о НАС, любимых. И это приятно. Суть же фильма автор прекрасно понял: "Меняются не сами вещи, но их смысл..." По-моему, гениальная фраза. И всё становится на свои места, и дышать как-то легче...
(Ответить) (Parent) (Thread)