aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Categories:

«Господин оформитель»: Места съёмок

Дом Платона Андреевича

В сети можно прочесть, это этот дом находится «во втором дворе дома № 55 по Галерной улице». Что с одной стороны соответствует действительности, а с другой – не совсем. Хотя бы потому, что, придя на Галерную улицу к дому № 55, вы там никакого дома не найдёте – вашим глазам предстанут только ворота и забор.


01.jpg

02.jpg


А всё дело в том, что «дом № 55 по Галерной улице» – это в действительности задний двор дома № 54 по Английской набережной – дворца великого князя Михаила Александровича. Именно этот особняк со стороны своего первого двора и выступает в роли дома Платона Андреевича. Дворов всего два – первый (правильнее всё-таки называть первым более близкий к особняку двор) оформлен в стиле модерн, второй – в стиле эклектики, он и соединяется с Галерной улицей воротами. Между собой дворы связаны длинной подворотней также в стиле модерн, облицованной светлой керамической плиткой. Эту подворотню, первый двор и дворовый фасад особняка Михаила Александровича можно видеть в фильме. Кроме того, роль лестницы дома Платона Андреевича играет собственная лестница, ведущая в частные покои великого князя. Имеет смысл сказать несколько слов об истории великокняжеского особняка.


Дворец со стороны Английской набережной

03.jpg


Дом № 54 по Английской набережной неоднократно менял владельцев и архитектурные стили. В 1830 г. он был приобретён светлейшим князем Александром Сергеевичем Меньшиковым, после смерти которого в 1869 г. дом унаследовал его сын Владимир Александрович. При нём особняк был в 1870-1874 гг. капитально перестроен в стиле эклектики архитектором К.К. Рахау. Со смертью светлейшего князя Владимира Александровича Меньшикова в 1893 г. его род пресёкся по мужской линии. В 1896 г. наследники продали особняк на Английской набережной Кабинету Его Императорского Величества. В 1904 г. его новым владельцем стал великий князь Михаил Александрович – младший брат императора Николая II. В 1911-1913 гг. дом был частично перестроен в стиле модерн архитектором Робертом-Фридрихом Мельцером. Переделка затронула фасад, флигели и частично жилые покои. В дворовом флигеле был устроен гараж для машин великого князя, бывшего большим автолюбителем. Однако пожить в своём перестроенном дворце Михаилу Александровичу пришлось недолго. После морганатического брака в 1912 г. с Натальей Вульферт он был вынужден жить за границей и в Россию смог вернуться только после начала Великой войны в 1914 г. Основное время великий князь проводил на фронте или в своём дворце в Гатчине, где и был арестован Временным правительством. Большевики перевезли его в Пермь, в окрестностях которой он был в июне 1918 г. расстрелян. Дворец был национализирован и в 1922 г. передан Всероссийскому обществу глухих. Естественно, за прошедшие девяносто лет от былого великолепия осталось очень немногое.


Лестница в частные покои

04.jpg

05.jpg

06.jpg

07.jpg

08.jpg


Первый двор

09.jpg

10.jpg

11.jpg


Подворотня

12.jpg

13.jpg

14.jpg

15.jpg

16.jpg


Второй двор

18.jpg

19.jpg

20.jpg

24.jpg

25.jpg


Вид сверху

26.jpg



Конечно, жить во дворце великого князя Господин оформитель никак не мог, поэтому особняк Михаила Александровича в фильме мы должны воспринимать лишь как обобщённый образ петербургского дома эпохи модерна. Да в 1908 г., когда начинается действие фильма, то есть до перестройки Мельцером, он и выглядел по-другому. Что касается квартиры Платона Андреевича, то она снималась где-то в другом месте.



Дом Анны Белецкой

Дом Анны находился совсем не на Песках, а на Васильевском острове по адресу: Днепровский переулок, 14. К нему Платон Андреевич попадает, преследуя монашку. Преследование начинается на улице Репина (в начале XX в. она называлась Соловьёвским переулком). Платон Андреевич и монашка идут вдоль дома № 24 в направлении от Большого проспекта к Среднему (этот проход показывается дважды). Затем мы видим Платона Андреевича идущим вдоль дома № 33 почему-то в противоположную сторону – от Среднего проспекта к Большому. Затем возобновляется прежнее направление движения – пройдя дом № 24, Платон Андреевич и монашка поворачивают налево, входят в подворотню дома № 26 (перестроен) и пересекают его двор. На следующих кадрах мы видим их уже в нескольких кварталах оттуда – в Днепровском переулке, где Платон Андреевич оказывается у дома Анны.


27.jpg

28.jpg

29.jpg

30.jpg

31.jpg

32.jpg

33.jpg

34.jpg

35.jpg

36.jpg

37.jpg

38.jpg

39.jpg

40.jpg

41.jpg

42.jpg

43.jpg

44.jpg

45.jpg

46.jpg


Дом № 14 по Днепровскому переулку находился во дворе дома № 11 по 8-й линии. Этот участок с начала XVIII в. принадлежал подворью Александро-Невской лавры, квартиры в доме № 11 сдавались внаём. Дом № 14 по Днепровскому переулку был построен в 1902 г. гражданским инженером Л.П. Шишко для служб подворья. В начале 2000-х гг. оба здания сгорели и в 2005 г. были снесены. Внешний облик дома № 11 по 8-й линии был затем восстановлен, а на месте дома Анны теперь возвышается новое здание «Сокос Отеля Васильевский».


Дом № 14 по Днепровскому переулку со двора (акварель Владимира Колбасова)

47.jpg

Дом № 11 по 8-й линии в 1967 г.

48.jpg

После пожара

49.jpg

Во время сноса

50.jpg

51.jpg

52.jpg

Современный вид

53.jpg

Место, где находился дом Анны

54.JPG




Дом Грильо

Экстерьером для дома Грильо послужил особняк Фолленвейдера на Каменном острове (Большая аллея, 13). Особняк был построен для швейцарского подданного, главы портновской мастерской Эдуарда Фолленвейдера в 1904-1905 гг. тем же архитектором Робертом-Фридрихом Мельцером, который в 1910-1913 гг. перестроил дворец великого князя Михаила Александровича. Во время съемок «Господина оформителя» в особняке находился туберкулёзный санаторий. Дом также фигурирует в снятом в 1979 г. фильме «Приключения принца Флоризеля» в качестве резиденции Клуба самоубийц.


55.jpg

56.jpg

57.jpg

58.jpg

59.jpg

60.jpg



Интерьеры дома Грильо снимались в четырёх разных местах. Во-первых, в особняке Генриха фан Гильзе фан дер Пальса (Английский проспект, 8/10), одного из управляющих Русско-американской резиновой компании «Треугольник» и по совместительству консула Голландии в Санкт-Петербурге. Дом был построен в 1902 г. по проекту архитектора Вильяма-Эрнеста Иогансена. C 1939 г. в особняке располагается городской военный комиссариат.


61.jpg

Парадная лестница

62.jpg

63.jpg

64.jpg

65.jpg


Зелёная гостиная («Травяная комната»)

66.jpg

67.jpg

68.jpg

69.jpg


Собственный кабинет

70.jpg

71.jpg

72.jpg


Лестница в бельэтаж

73.jpg

74.jpg

75.jpg


Курительная (Персидская) комната

76.jpg

77.jpg



Сцена в оранжерее особняка Грильо снималась в оранжерее у Таврического сада.


78.jpg

79.jpg

80.jpg



Ряд сцен в доме Грильо был снят в особняке барона С.П. фон Дервиза (Галерная ул., д. 33), перестроенном архитектором Петром Шрейбером из доходного дома в 1880-х гг. В настоящее время в нём размещается театр «Санктъ-Петербургъ опера». Сцена игры в карты снята в комнате, прилегающей к Мавританской гостиной. В самой Мавританской гостиной Платон Андреевич впоследствии обнаруживает гроб с телом Грильо.


81.jpg

82.jpg

83.jpg

84.jpg

85.jpg

86.jpg



Зал в особняке Грильо, где происходит первый разговор между ним и Платоном Андреевичем, был снят в Доме Радио на углу Итальянской и Малой Садовой улиц. Окно выходит на Малую Садовую.


87.jpg



Театральный эпизод был снят в Михайловском театре. (Через открытую дверь можно видеть деревья на Площади Искусств.)


88.jpg

89.jpg



Кладбищенские сцены были сняты на Смоленском лютеранском кладбище.


90.jpg

91.jpg



Кладбищенская сторожка, исчезнувшая в 1990-е гг., была пристроена к мавзолею Елизаветы Карловны Чичаговой (урождённой Проби).


92.jpg

93.jpg



Сцена, в которой Платон Андреевич гибнет под колёсами автомобиля, была снята на Большом Петровском мосту через Малую Невку между Петровским и Крестовским островами. Мост также знаменит тем, что с него в ночь с 16 на 17 декабря 1916 г. заговорщики сбросили в воду тело Григория Распутина. Старый деревянный мост был в 2010 г. заменён на новый металлический.


Большой Петровский мост до реконструкции

94.jpg

95.jpg

96.jpg



Неопознанными остались лестница в театре и кабинет ювелира.


98.jpg


97.jpg



См. также:

«Господин оформитель»: Картины

«Господин оформитель»: Разное
Tags: Искусство, Кино, Кинорасследования, Любимое кино, Петербург
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

Recent Posts from This Journal