В Российской Империи, с её пресловутой архаичностью, с её развитием медицины конца XIX века, смертность от голода была в разы меньше, чем в самом передовом и светлом СССР. Достаточно просто сравнить количество жертв от трёх великих голодовок СССР – Поволжья, голодомора и послевоенного голода с трудной, но ЖИЗНЬЮ миллионов крестьян в Российской Империи. Самый страшный голод в Российской Империи конца XIX – начала XX века, являясь, безусловно, страшной трагедией, по количеству человеческих жертв был на ПОРЯДОК ниже, чем любой из трёх зафиксированных грандиозных голодовок Советского периода. ЭТО ФАКТ. Совершенно точно установленный, причём не так давно.
Российская Империя
Сверхсмертность от самого крупного имперского голода за последние 50 лет существования Империи в 1892-1893 гг., совпавшего с эпидемией холеры, – от 430 тыс. до 500 тыс. человек (даже мэтр советской статистики Борис Цезаревич Урланис в 70-е годы приводит цифру в 500 тыс. в своей монографии «Рождаемость и продолжительность жизни в СССР», М., 1963). Единственный всплеск смертности, имевший место в 1891-92 гг., произошёл в значительной степени под влиянием холеры и остаётся самым высоким в рассматриваемый период. Смертности от голода в прочие годы (1897-98, 1901-02, 1905-07, 1911-12) не зафиксировано ни российскими дореволюционными, ни советскими, ни российскими постсоветскими историками и демографами.
Для меня объективным достижением царской власти в 1860-1917 гг., при всех её недостатках, по сравнению с советским периодом, является отсутствие МИЛЛИОННОЙ голодной смертности, прежде всего благодаря эффективной системе продовольственного капитала, которая позволяла избегать массовой голодной смертности. Противодействовать инфекциям, вызывающим эпидемии, которые в те времена были главной причиной смертности, эффективно не могли даже самые развитые мировые лидеры того периода, – медицина ещё не вышла на нужный уровень, – не было необходимых лекарств.
Никаких документов о людоедстве, массовых смертях от голода в Российской Империи конца XIX – начала XX века в научном обороте пока нет, – это крайне любопытный нюанс, который представляется мне важным и показательным.
В дореволюционной, советской, постсоветской историографии нет ни одной работы, где бы подтверждалась массовая смертность от голода в Российской Империи, как в Африке.
СССР
(Даю цифры без детального анализа источников и нюансов их определения, при желании верифицировать их достаточно легко, – читайте Виткрофта, Цаплина и др. серьезные монографии на тему.)
1. Голод 1921-1922 гг. унёс ок. 5 млн. человек.
2. Жертвами голода 1932-1933 гг., по различным оценками, стали от 2 до 7 млн. человек.
(Тот же советский классик Урланис называет в 70-е годы цифру в 2,7 млн. человек, позднейшие исследования, с привлечением новых демографических данных, увеличивают эту цифру примерно в два-три раза. Предельно осторожный Земсков определяет количество жертв голода в 1932-1933 гг. в 4-4,5 млн. человек.)
3. Голод 1947 г. унёс от 1 до 1,5 млн. человек.
Цифры жертв от голода в СССР поразительны. Это ПРЕЦЕДЕНТ в истории России, – такие масштабы сопоставимы с каким-нибудь Сенегалом или Дарфуром. Не было такого раньше. Никаких сходных катастрофических явлений в 1860-1917 гг. не отмечено.
http://corporatelie.livejournal.com/2307.html
Это не должно быть забыто и прощено
-
Анти-Алексеева 2, или Почему вятичи не негры
7 марта 2007 г. в газете «Известия» появился материал журналистки Натальи Давыдовой с заголовком «Сами мы – не местные» и подзаголовком «Антропологи…
-
Анти-Алексеева, или Почему вятичи не финно-угры. Часть 2
В целом мы можем выделить среди восточных славян четыре расовых типа – мезокефальный узколицый (восточные кривичи), долихокефальный узколицый (вятичи…
-
Анти-Алексеева, или Почему вятичи не финно-угры. Часть 1
В своей книге об этногенезе восточных славян Татьяна Алексеева, рассуждая о причинах отличия современного русского населения верховьев Днепра и…
- Post a new comment
- 0 comments
- Post a new comment
- 0 comments