Его называли «вторым Есениным» и даже «вторым Лермонтовым».Так же, как и Лермонтов, он прожил 27 лет. На 28-м году жизни его расстреляли. К тому времени он успел выпустить поэму «Песнь о гибели казачьего войска», «В золотой разведке», «Люди в тайге». Поэма «Соляной столб» появилась в журнале «Новый мир», позже вышли поэмы «Кулаки» и «Христолюбивые ситцы».
Были и другие стихи, которые в то время ходили по рукам:
Гренландский кит, владыка океана,
Раз проглотил пархатого жида.
Метаться начал он туда-сюда,
на третий день владыка занемог,
но вот жида переварить не мог.
И так Россия – о, сравненье жутко! –
И ты, как кит умрешь
От несварения желудка.
Павел Васильев в «засильи жидов» обвинял Сталина, которого считал добрым гением и покровителем евреев. Подозрение вызвало и вот это стихотворение:
О, муза, сегодня воспой Джугашвили,
сукина сына.
Упорство осла и хитрость лисы
совместил он умело.
Нарезавши тысячи тысяч петель,
насилием к власти пробрался.
Ну что ж ты наделал, куда ты залез? – расскажи мне,
Семинарист неразумный.
Один раз из тюрьмы Васильева вытащил Куйбышев. Другой раз он был осужден на три года, но как талантливый поэт срок получил условный. 3 марта 1937 года его уже арестовали всерьез. И не одного, а целую группу писателей-деревенщиков-почвенников. В нее попал и сын Сергея Есенина, малолетний Юра Есенин. На первом же допросе Павел Васильев признался, что они готовили крестьянское восстание с целью убийства вождя народов. Артем Веселый собирался выкатить на Красную площадь пушку и лупануть по Кремлю. Надоели партия, вождь народов, колхозы. Он сообщил, что собирались убить Сталина, Молотова, Кагановича, Ворошилова и Ежова. «Нам бы на три дня установить в стране фашизм, и мы бы вырезали всех евреев. Власть в СССР принадлежит евреям. Скоро посадим Сталина на штыки…».
Оперуполномоченный Павловский, рассмотрев следственное дело № 11245, установил, что Васильев Павел Николаевич был завербован участником террористической группы Макаровым Иваном Ивановичем для совершения террористического акта против товарища Сталина. Решение об окончании следствия было принято 11 июня 1937 года, а 14 июня Макаров и Васильев были приговорены «тройкой» к расстрелу. Дело, как всегда, слушалось трибуналом на закрытом судебном заседании без участия обвинения и защиты, без вызова свидетелей. 17 июля участники «заговора» были расстреляны в Лефортовской тюрьме.
Владимир Левин
За что расстреляли антисемита?